Татнефть перевела процессы управления МТО с зарубежной системы на «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Управление торговлей». В системе осуществляется организация заявочной кампании, годовое и оперативное планирование закупок ТМЦ, проводится конкурсная процедура в части материалов, необходимых для организации производственного процесса. Ускорилась обработка и передача заявок на МТР. Оптимизировано количество складских операций, за счет чего снизилось количество проводок.
ПАО «Татнефть» — одна из крупнейших российских нефтяных компаний, международно-признанный вертикально-интегрированный холдинг. В составе производственного комплекса компании стабильно развиваются нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, нефтехимия, машиностроение, энергетика, сеть АЗС и блок сервисных структур.
Цели проекта:
- Повысить эффективность управления ресурсами группы «Татнефть».
- Улучшить качество данных и отчетности.
- Повысить скорость и точность процессов.
- Снизить операционные затраты.
Задачи проекта:
- Перевести на отечественную систему автоматизации процессы управления МТО
- Обеспечить интеграцию с существующими системами группы «Татнефть».
В настоящее время реализуется принятая ранее стратегия по переходу группы «Татнефть» на отечественные системы автоматизации. Зарубежная система, которая ранее использовалась в компании, имела ряд недостатков, среди которых высокая стоимость владения и доработки. Это ограничивало количество сотрудников, которые могли использовать ее функционал.
Эффективность процессов МТО напрямую влияет на своевременность поступления материальных ресурсов. Поэтому, в рамках создания единой платформы для управления бизнесом, руководство компании приняло решение перевести процессы МТО в систему на платформе «1С:Предприятие».
В качестве основного флагманского программного продукта была выбрана «1С:ERP Управление предприятием». Чтобы снизить нагрузку на систему, проектная команда решила разделить функционал, касающийся процессов МТО, и частично реализовать его в «1С:Управление торговлей». В ходе проекта определились ключевые задачи: доработать необходимый функционал и адаптировать системы под текущие потребности бизнеса. Требовалось разработать справочники и документы, отчеты и печатные формы, выполнить разработку интеграций со смежными системами и миграцию данных.
Проект реализовывался в несколько этапов — обследование, формирование типовой конфигурации систем и загрузка данных, запуск процессов, адаптация под отраслевую специфику предприятия, а также интеграция и дальнейшее развитие. Параллельно проводились задачи по настройке решений и их интеграция. На каждом этапе работала объединенная команда специалистов ООО «ТатИТнефть» (внутреннего ИТ-подразделения ПАО «Татнефть»), «1С-Рарус Казань» и «Икс-Игрек-Зет Автоматизация».
В системе осуществляется организация заявочной кампании, годовое и оперативное планирование закупок ТМЦ, проводится конкурсная процедура в части материалов, необходимых для организации производственного процесса. Насчитывается более 500 000 позиций номенклатур. Загружено более 130 складов. Создано 1545 прайс-листов, среди которых — отдельный прайс-лист на собственную продукцию ГК «Татнефть» и прайс с остатками на складах.
Новым функционалом пользуются 2030 сотрудников в составе 19 структурных подразделений, 118 подконтрольных сервисных, дочерних и сторонних организаций. Настроена интеграция с «1С:ERP», «1С:Управление торговлей», «1С:MDM», системой управления инвестиционной деятельностью (АСУ ИД) и HR-системой.
Решение о переводе процессов управления МТО с зарубежной системы на 1С было принято задолго до официального отказа от импортного ПО. Это связано с тем, что отечественный продукт признан более удобным в части настройки под конкретные требования. Его внедрение позволило сократить затраты на разработку, развитие и сопровождение системы, а также облегчило интеграцию с другими решениями компании.
Интеграция «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Управление торговлей» реализована в целях снижения нагрузки на систему посредством разделения функционала. Такой подход позволил исключить ошибки, связанные с закрытием периодов, ускорить учетные процессы компании. Процесс перехода на 1С был сопряжен с необходимостью адаптации методик под требования вендора, написанием новых более подробных методик. Функционал системы управления МТО был доработан и расширен под новые требования бизнеса.
Сократились трудозатраты в подразделениях
Уменьшился срок исполнения заказов
Теперь все процессы, связанные с материально техническим обеспечением, происходят на платформе «1С». Ускорен процесс обработки и передачи заявок на МТР. Оптимизировано количество складских операций, за счет чего снизилось время и количество бухгалтерских проводок. Новым функционалом пользуются 2030 сотрудников в составе 19-ти структурных подразделений, 118-ти подконтрольных сервисных, дочерних и сторонних организаций.
- Настроено автоформирование заказов поставщику по потребностям с отображением имеющегося товара на складах. Функционал позволяет организовать учет, анализировать затраты по приобретению ТМЦ по периодам и направлениям.
- Автоматизирован процесс оформления внутренних перемещений при отгрузке со склада. Документы «Перемещение товаров» со склада отправителя, где есть данный остаток на склад, откуда необходимо отгрузить данное ТМЦ, формируются автоматически.
- Разработан функционал по выявлению невостребованного товара на складе. Процесс реализован для контроля первоочередности вовлечения МТР из запасов и массового резервирования позиций закупки из прайса остатков.
- Реализована установка наценок с заданным алгоритмом расчета по отгружаемым товарам. Это оптимизирует трудозатраты и исключает вероятность человеческого фактора при установлении наценок.
- В системе автоматически создаются Заявки на МТР по средствам индивидуальной защиты (СИЗ). Снижены риски несвоевременного обеспечения сотрудников СИЗ по заданным параметрам: периоду носки, норме выдачи, размерам. Процесс развернут в «1С:УТ», «1С:ERP» и HR-системе компании.
- В системах «1С:ERP» и «1С:Управление торговлей» создано 125 отчетов и печатных форм для оперативного получения информации по затратам, запасам, лимитам по периодам в разрезе подразделений и направлений. Настроены дашборды для наглядной визуализации данных.
- Автоматизирован ввод и актуализация НСИ. Оперативная передача данных по внесенным изменениям НСИ помогает минимизировать ошибки и исключить задержки при закупках.
- Min/max — автоматическое создание заявок по рассчитанной потребности. Система автоматически рассчитывает потребность к закупке, основываясь на проверенных формулах. Основное преимущество данной доработки — автоматизация, благодаря которой повышается производительность труда, уменьшается ручная работа по заказу и контролю запасов. Ручные расчеты требуют повышенных трудозатрат со стороны сотрудников. Автоматизация полностью решает эту проблему. Доработка оптимизирует и снижает товарные запасы, исключает человеческий фактор при расчете количества материала к закупке, собирает необходимые данные. Благодаря реализованному функционалу руководство оперативно принимает управленческие решения по объему и размещению заказа к закупке.
- Автоматизирован процесс расчета среднего потребления — один из основных инструментов для анализа количества товара к закупке. Процесс позволяет оптимизировать запасы. Опираясь на новые данные, руководство может быстро сориентироваться в необходимости использования остатка на складе. В случае высокого потребления к заказу можно оформить всю партию и не использовать остаток на складе, низкого — израсходовать остаток на складе и докупить только недостающее или минимальное количество.
Экономический эффект от внедрения:
- на 12% сократились трудозатраты в подразделениях,
- на 15% уменьшился срок исполнения заказов.
Планы по развитию на 2024 — 2025 гг.:
- Развитие функционала учета импортных товаров для автоматизации сбора информации по закупкам импортных товаров в системе бухгалтерского учета на базе «1С:ERP».
- Контроль оборачиваемости товаров в «1С:ERP» для отслеживания срока хранения запасов с текущим потреблением и накоплением.
- Интеграция с системой «1С:ТОИР» для создания заявок МТР и на доставку; с «1С:Управление холдингом» в части получения информации об оплате за поставленный товар; с системой ЦУД для получения данных по заключенным договорам и спецификациям; решением для автоматического оформления заявок на перевозку МТР.