||
Краткое описание

В рамках импортозамещения и масштабирования компания «Раздолье» провела для Grass автоматизацию системы планирования и контроля производства на основе «1С:ERP Управление предприятием 2». Функционал 1С:ERP позволил объединить в общую систему все актуальные для компании бизнес-процессы. Разработано мобильное приложение  для работы с производственными операциями, доступное с мобильных устройств через web-интерфейс. 

ООО «ТД ГраСС»
Заказчик

Grass — один из крупнейших российских производителей профессиональной автохимии и автокосметики, средств для сегмента HoReCa, а также бытовой химии, косметики и многого другого. Имеет собственные научно-исследовательский центр и лабораторию. Производственные площади превышают 12 тыс. кв. м.

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  • заменить корпоративную информационную систему на более современный программный продукт — единую современную ERP-платформу от компании «1С»;
  • отказаться от «самописной», ненадежной, неподдерживаемой и необновляемой системы управления производством.

Задачи проекта:

  • автоматизировать консолидацию управленческой отчетности, чтобы получать актуальную информацию по состоянию бизнеса и минимизировать человеческий фактор;
  • внедрить эффективную систему управления денежными средствами для достижения финансовых целей компании оптимальным образом;
  • получать достоверные данные о деятельности предприятия, себестоимости и выручке в разрезе требуемых аналитик.
2
Ситуация до старта проекта

В 2022 году, в связи с импортозамещением и, как следствие, активным ростом спроса на продукцию компании, а также резкими изменениями цен на закупочные материалы, на предприятии возникли сложности с планированием производства, оперативным расчетом себестоимости продукции, а также своевременным и точным ведением отчетности. Компания начала масштабную перестройку, которая включала развитие новых производств, строительством новых и реконструкцией старых производственных площадок. Расширялась номенклатура выпускаемой продукции, и были сформированы планы дальнейшего роста объемов производства.

На момент старта проекта в компании в качестве основной корпоративной системы использовалась «1С:Управление торговлей 8» (далее — 1C:УT). Так как типовые процессы 1C:УT не соответствуют производственному предприятию масштабов GraSS, данная конфигурация была значительно модифицирована и дописана, и не обновлялась 10 лет. Многие производственные, логистические, а также процессы планирования были реализованы в 1C:УT. Также для автоматизации и контроля учета выпущенной продукции была внедрена самописная информационная система на производстве, с мобильными рабочими местами на планшетах. ТОП-менеджмент компании осознавал, что в работавшей информационной системе не было всей необходимой функциональности для управления производством, получаемые данные были недостаточны для управления изменениями, не хватало также оперативности и прозрачности. Было необходимо расширить информационно-техническую поддержку планирования работы производства и обеспечения производства материалами. Также было необходимо развивать систему учета затрат на выпускаемую продукцию. Поток исходных данных для этих задач продолжал увеличиваться, и существующая информационная система управления, адаптированная под требования предприятия ранее, не давала возможностей с достаточной точностью и оперативностью получить необходимую информацию для анализа.

Были выделены наиболее критичные области, требующие выстраивания/оптимизации процессов и проработки методологии до автоматизации: 

  1. Уточнение и закрепление ответственности за управлением НСИ.
  2. Определение стратегии планирования продаж по направлениям с учетом того, что продажи автохимии могут планироваться только по плановой сумме выручки. Рассмотреть варианты использования статистических данных, возможность выявления закономерностей и пр.
  3. Определение методологии планирования производства от плана продаж и планов остатков готовой продукции.
  4. Определение методологии для хранения блокированного сырья, материалов и продукции с сохранением в системе причин возникновения инцидентов.
  5. Обеспечить сходимость данных по остаткам ТМЦ во всех системах. Организационно запретить изменение документов движения ТМЦ в разных системах, изменения возможны только в точке ввода данных.
  6. Выстраивание/уточнение всех маркетинговых процессов, обеспечение взаимосвязи маркетинговой деятельности с другими процессами компании, уточнение методики, используемой при планировании и оценке результативности маркетинговой деятельности.

Перед руководством предприятия встала задача выбора подходящего решения для автоматизации на базе современной ЕRР-системы и поиска команды внедрения. В результате изучения возможностей нескольких систем выбор был остановлен на конфигурации «1C:ERP Управление предприятием» (далее — «1C:ERP»). Функционал решения позволяет объединить в единый контур необходимые компании бизнес-процессы.

Компания GRASS ведет честную и открытую политику при выборе партнеров для развития и реализации новых проектов, мы ценим качество, сервис и инновационный подход, поэтому был произведен тщательный анализ предложений потенциальных партнеров по внедрению решения. Ключевым пунктом среди критериев отбора партнеров стал опыт в автоматизации сложных производственных предприятий. По этому критерию в качестве подрядчика был выбран Внедренческий центр «Раздолье».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система планирования и контроля производства построена на основе решения «1С:ERP Управление предприятием 2».

Используется стандартная трехзвенная архитектура:

  1. Пользователи используют тонкий клиент платформы «1С:Предприятия».
  2. На отдельном виртуальном сервере установлен сервер приложений «1С:Предприятия».
  3. База данных конфигурации размещена на отдельном виртуальном сервере MS SQL.

Кроме того, вокруг 1C:ERP внедрялись поддерживающие системы / была реализована интеграция «1C:ERP» с другими сервисами/конфигурациями:

  • «1С:LIMS Управление лабораторией предприятия. Расширение для 1С:ERP и 1С:КА»;
  • «1С:Документооборот (бесшовная интеграция)»;
  • «1С:Бухгалтерия KOPП»;
  • Дилерский сайт на Битрикс;
  • WMS;
  • Сайт GraSS.su (на котором физические лица оформляют заказ, который переходит в другую 1C:УT, ред. 11.4 и уже обменом, как файл внешней базы, попадает в 1C:ERP через прописанные файлы обмена. Загрузка заказов происходит через xml-файл по написанным модулям, через которые данные загружаются в заказ клиента).

В рамках проекта перед совместной командой обозначился ряд задач, требующих решения:

  1. Анализ бизнес-процессов управления закупками, продажами, производством, казначейства и выявление особенностей работы компании.
  2. Выявление особенностей учета номенклатуры, моделирование, разработка и внедрение функционала, упрощающего работу с номенклатурой, содержащей широкий список параметров.
  3. Унификация информационных систем и переход на единую современную платформу «1С» в целях их дальнейшей кастомизации под требования бизнеса и упрощения поддержки (в первую очередь — уход с самописной, ненадежной, неподдерживаемой и необновляемой системы управления производством).
  4. Адаптация нового функционала для помощи в решении задач, связанных с логистикой.
  5. Разработка мобильного приложения (планшет операторов производственной линии).
  6. Бесшовное встраивание существующего документооборота компании на базе «1С:Документооборот» в 1С:ERP для согласования документов.

Для достижения целей проекта и решения озвученных задач в автоматизированной информационной системе была реализована следующая функциональность:

Функциональный блок «Управление закупками»

Планирование закупок. По сырью и материалам закупка происходит по статистике, по регулярно потребляемым ТМЦ есть неснижаемый остаток и по достижению показателя формируется автозаказ. На разовые закупки инициатор формирует заявку. Аналоги для замены сырья есть в рецептурах, привязаны к основной номенклатуре, с коэффициентом подмены:

  1. Закупка проводится через запрос-предложение.
  2. Реализовано отслеживание статусов по перевозкам. Информация поступает от перевозчика.
  3. Реализована загрузка реестра поступлений.
  4. Реализован прайс поставщика. Матрица цен формируется от условий закупки.

Функциональная блок «Управление продажами»

  1. Процессы продаж разделены по направлениям (продуктовым группам). Заказы принимаются, в основном, через сайт (80%) и по телефону, но возможно и через почтового клиента в Ms Excel.
  2. Для предварительного заказа на объем по продажам через маркетплейсы используется функционал коммерческих предложений (КП), при поступлении реальных заказов, заказы замещают КП.
  3. Резервирование производится с учетом требования сетей к остаточному сроку годности.
  4. Реализован функционал безвозмездной реализации.

Функциональный блок «Планирование производства. Управление производством»

Блок управления производством включает следующую функциональность: 

  1. На основании отчета по дефициту (КП + подтвержденные заказы + минимальные страховые запасы = дефицит) планировщик формирует заказ на производство на готовую продукцию, система от этого заказа раскручивает необходимые переделы (задание на этикировку тары и на смешивание компонентов), так же автоматом формируется заказ на перемещение сырья, материалов и сразу готовой продукции на склад ГП.
  2. Весь производственный оперативный контур управляется c планшетов, где можно выбрать, что привезти на производство в первую очередь, также там отмечается, что использовано, что выпущено. Оператор проверяет базовые показатели смеси и вносит данные в планшет, система подсказывает, когда необходимо снимать следующие показатели.

Функциональный блок «Функционал учета лабораторных исследований»

Блок учета лабораторных исследований включает следующую функциональность:

  1. Разработан функционал для фиксации лабораторных исследований. При приемке сырья лаборант производит отбор проб, и карточка с показателями привязывается к поступлению. Если выявлены отклонения при приемке, то товар не принимается, если после приемки или в процессе производства, то поставщику выставляется рекламация и ТОРГ 2 из системы направляется на электронный адрес поставщика. Если выявлен на производстве, то уведомляется склад для блокировки остатков партии.
  2. Разработан функционал для контроля за показателями. На производстве аппаратчик производит отбор проб при замешивании компонентов, пока проба не будет соответствовать нормам, смесь использовать нельзя. Лаборант в блоке лабораторных исследований фиксирует текущие показатели пробы, в случае необходимости доработки смеси фиксирует необходимые к добавлению компоненты, данные компоненты отражаются на планшете в задании для аппаратчика. При признании смеси годной на планшете отражается признак прохождения контроля качества.
  3. Создать журнал ОТК. Фиксируются все действия и изменения в производственном процессе отдельными документами.

Функциональный блок «Управление экспериментами»

  1. Создан документ «Заявка на новый продукт». От продуктовой группы или продаж формируется заявка на новый продукт.
  2. Заявка и сделанная по ней спецификация связаны. НИЦ разрабатывает новую рецептуру, утвержденный вариант вносит в систему.
  3. Для контроля за нормой затрат реализована обработка-отчет себестоимости продукции, где видно плановую себестоимость будущей продукции.
  4. В производстве выпуск данной продукции фиксируется с пометкой «Эксперимент».
4
Особенности и уникальность проекта

Производство на предприятии непрерывное. Для исключения простоев, при обновлении корпоративной информационной системы, была создана отдельная конфигурация (база данных) на «1С» для управления производственными процессами на планшетах мастеров и операторов производственных линий. Эта база полностью дублирует основную информационную систему в рамках производственных этапов и операций и позволяет гибко управлять тем, какими данными обмениваются производственники с центральной системой. Реализованное решение позволило обеспечить информационную поддержку производства 24/7 с короткими технологическими окнами.

Данное решение дало возможность разработки функционала работы с планшетами — мобильного приложения на базе 1С — для работы с производственными операциями, разработанное с нуля, доступное с мобильных устройств, используя web-интерфейс. Работа операторов происходит в специализированном рабочем месте. При разработке интерфейса мобильного рабочего места за основу взят интерфейс действующего программного продукта, что позволило быстро переучить сотрудников производства. Программа на планшетах позволяет видеть сотрудникам производства план и вносить факт, работать с выпуском продукции, обеспечением сырьем и оперативно видеть списания на производство. С планшетов осуществляется печать на гофроящиках, упаковочных листов и прочих документов.

Основные функции работы на планшетах:

  1. Работа с заданиями с типом «Загрузка».
  2. Работа с заданиями с типом «Розлив».
  3. Работа с заданиями с типом «Переупаковка».
  4. Работа с заданиями с типом «Тарный».
  5. Наличие «Админки» для мастеров смен.

При этом в переходный период старая производственная система подгружала данные в 1С:УТ, которые транслировались в 1С:ERP. Новые данные уже вводились в 1С:ERP.

5
Результаты проекта

Ускорение обработки заказов

12%

Снижение производственного брака

10%

Проект был выполнен в согласованные сроки с запланированным бюджетом.

Показатели экономической эффективности:

  1. Сокращение трудозатрат в различных подразделениях — 10%.
  2. Сокращение длительности простоев оборудования — 2%.
  3. Снижение производственного брака — 10%.
  4. Ускорение обработки заказов — 12%.
  5. Рост производительности труда в производстве — 5%.
  6. Ускорение получения управленческой отчетности — 15%.
Версия для печати

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Новости
20 января 2025
1С:ERP Металлургия ПРОФ – выпуск нового продукта

Решение позволяет управлять доменным и сталеплавильным производством, выплавкой цветных металлов, производством металлопроката, фасонно-литейным производством, заготовкой металлолома.

17 января 2025
Новый курс на платформе «1С:Бизнес-обучение» - Управление рисками предприятий малого и среднего бизнеса

Предлагаем Вашему вниманию курс консультанта по финансовому управлению бизнесом Ольги Гавриловой.

«1С:Бизнес-обучение» - это образовательная платформа, на которой собраны десятки курсов от ведущих консультантов, специалистов в области управления. Тематика курсов широкая, каждый руководитель сможет найти для себя полезную информацию. Мы активно развиваем сервис, ежемесячно на платформе публикуются новые курсы.