Специалисты «СофтЭксперт» на базе отраслевого решения «1С:Плановое питание КОРП» создали облачную инфраструктуру для централизованной информационной системы управления школьным питанием в Тульской области, которая включает в себя 11 различных блоков от составления меню до формирования сводной отчетности для органов управления образованием. Данный проект охватил более 400 образовательных организаций и 700 пользователей, включая ответственных за организацию школьного питания в муниципальных образованиях и Министерстве образования Тульской области.

Заказчиком выступило Министерство образования при Правительстве Тульской области, которое реализует поручение Президента РФ по обеспечению горячим питанием обучающихся образовательных организаций с 1 по 4 класс, а также льготных категорий учащихся в средней и старшей школе.
Цель проекта — создание централизованной информационной системы управления питанием организованных коллективов, обучающихся в образовательных организациях Тульской области.
Задачи:
- Обеспечение условий для управления питанием в пищеблоках образовательных организаций (планирование, калькуляция, учет продуктов, технология блюд, контроль рациона).
- Контроль органами управления образованием деятельности пищеблоков, в том числе соблюдения ими требований Роспотребнадзора.
- Создание условий для стандартизации работы пищеблоков.
- Создание инструментов для оперативного получения сводных данных по фактической информации пищеблоков.
- Усиление контроля за расходованием бюджетных средств трех уровней (федерального, регионального, муниципального), выделенных на питание обучающихся во исполнение поручения Президента РФ по обеспечению горячим питанием обучающихся образовательных организаций с 1 по 4 класс.
- Контроль исполнения на региональном уровне посредством передачи данных в Ситуационный центр Губернатора Тульской области.
По поручению Президента РФ в школах организована система горячего питания для школьников. Учащиеся 1-4-х классов получают его бесплатно, для ряда учащихся действуют льготы.
До внедрения информационной системы учет велся вручную, это ставило вопрос о достоверности отчетов по данному направлению, так как отсутствовали механизмы быстрого контроля сведений по пищеблокам.
Так как учет велся на бумаге, не было единого подхода в применении требований законодательства, не было единого меню, в представлении информации встречались разночтения. Все это усложняло контроль.
Для обеспечения оперативного контроля за деятельностью пищеблоков было принято решение о необходимости автоматизации процессов и создании региональной системы управления школьным питанием.
Проект внедрения и адаптации программного продукта для управления питанием организованных коллективов, обучающихся в образовательных организациях Тульской области, охватывает 460 образовательных учреждений, 528 пищеблоков и около 700 учетных записей пользователей с разным уровнем доступа.
Данный проект реализован на базе технологии «1С:Фреш», что в дальнейшем позволит легко масштабировать решение для других аналогичных целей (например, автоматизация питания в детских дошкольных учреждениях детских оздоровительных лагерях и т.п.), а также использовать базовую инфраструктуру для реализации других проектов (например, централизации финансово-хозяйственной деятельности) и сэкономить значительные бюджетные средства.
Рабочие места пользователей организованы на базе программного продукта «1С:Плановое питание КОРП», предназначенного для создания единой региональной (муниципальной) системы планирования и управления коллективным питанием на пищеблоках подведомственных организаций, включая калькуляцию и учет продуктов, диетологический и технологический учет, сводную отчетность по товародвижению, управление доступом, единую нормативно-справочную информацию, средства консолидированного планирования.
Автоматизировано 11 направлений работы.
Сведения о пищеблоке. Созданы условия для хранения информации:
- о форме организации питания,
- характеристиках пищеблока,
- типе пищеблока,
- количестве посадочных мест,
- оснащении пищеблока,
- персонале пищеблока для контроля достаточности посадочных мест, персонала и оснащения пищеблока.
Ведение меню и рецептур. Использование единого меню, разработанного Министерством образования и утвержденного Роспотребнадзором. Настроен функционал для ведения рецептур, технологических карт приготовления блюд и их нутриентного состава, составления и ведения дополнительных циклических меню, автоматического заполнения календаря питания в соответствии с утвержденным циклическим меню, ведения норм потребления по продуктовым группам и нутриентному составу по действующим Методрекомендациям и СанПиН.
Персональный учет питающихся. Реализованы возможности для контроля реального количества питающихся и организации специализированного питания для детей, имеющих заболевания (получение списков учеников из Региональной информационной Системы управления системой образования), учет питающихся в разрезе категорий, назначение питания каждому ученику (завтрак, обед и т.д.), учет льгот, учет компенсаций за питание, учет особенностей питания (диет).
Учет продуктов и контрактов на поставку продуктов. Настройка функционала для складского учета продуктов в количественном и стоимостном выражении, хранения информации о сроке годности, сведений о происхождении (сертификаты), производителе и хранения информации о параметрах контракта и его дополнительных условиях.
Технология блюд. Созданы возможности для отслеживания сведений о нутриентном составе каждого продукта, контроля технологических карт приготовления блюд, автоматизирован расчет пищевой ценности готовых блюд и норм отходов при холодной обработке.
Калькуляция. Автоматизирован расчет реального количества питающихся и норм расхода продуктов в соответствии с утвержденным меню, а также расчет необходимого количества продуктов для приготовления блюд, что позволяет контролировать наличие продуктов на складе в необходимом количестве и объем заявки на продукты для поставщиков.
Контракты на организацию питания. Созданы возможности для хранения сведений о контракте по организации питания и ежедневной фиксации приемки блюд (количество порций, температура готовых блюд, соответствие утвержденному меню).
Бракераж и индекс несъедаемости. Настроен функционал для фиксации оценок готовых блюд бракеражной комиссией, формирования бракеражного журнала по установленной форме, прикрепления файлов с фотографиями блюд, фиксации объема несъеденной пищи и расчета индекса несъедаемости.
Финансовый учет. Настроен учет фактической себестоимости приемов пищи, исходя из фактической стоимости и нормативов расхода продуктов, финансовый учет компенсации за питание и механизм формирования сведений для регистров бухгалтерского учета.
Ведение документации пищеблока. Настроены формы для ведения документации с учетом требований действующего законодательства: меню-требование, накладная на отпуск товара, сводное требование-накладная, приходный ордер, меню приготавливаемых блюд, лист журнала бракеража готовой пищевой продукции, лист журнала бракеража скоропортящейся пищевой продукции, карточка учета материальных ценностей, технологическая карта, акт проработки.
Сводная отчетность. Формируется онлайн на основе фактических данных пищеблоков сразу на трех уровнях:
- регион,
- муниципалитет,
- образовательная организация.
Созданы условия для формирования разрезов отчетов по типам пищеблоков, видам образовательных организаций, параллелям, сменам, графикам обучения, а также возможность разработки дополнительных отчетов.
Основные группы отчетов:
- информация по пищеблокам и их характеристикам,
- численность питающихся и их охват различными формами питания,
- плановая и фактическая стоимость питания.
Данный проект стал первым в России региональным проектом автоматизации управления питанием на платформе «1С:Предприятие» с использованием облачной технологии «1С:Фреш» и отраслевого решения «1С:Плановое питание КОРП». Проект охватывает образовательные организации муниципального и регионального уровней.
Ключевые особенности внедрения связаны со спецификой области применения:
- Разработаны новые подходы к обучению и информированию пользователей информационной системы, так как в проекте участвует значительное число специалистов с низким уровнем компетенций в использовании ПЭВМ и без опыта работы с автоматизированными системами (работники пищеблоков).
- Масштабная система управления питанием интегрирована с аналитической системой регионального уровня для сбора, обработки и визуализации данных (Ситуационный центр Губернатора Тульской области).
- Функционал информационной системы настроен с учетом применения единого меню, разработанного Министерством образования Тульской области.
- Настроена интеграция с Региональной информационной системой управления системой образования Тульской области (РИС УСО).
- Информационная система максимально подготовлена к запуску для легкого старта работы пользователей (заполнено единое меню, данные по продуктам, настроен автоматизированный перенос сведений об обучающихся, заполнена информация о параметрах пищеблоков).
- в 5 раз ускорилось получение сводной отчетности по пищеблокам, в том числе для Ситуационного центра Губернатора Тульской области;
- 100% актуальность данных в информационной системе за счет внедрения единых подходов к ведению документации и механизмов автоматизированного обмена в режиме онлайн.