В компании «МастерСтрой» построили информационную систему управления операционными процессами на базе «1С:ERP Управление предприятием». Система запущена в том числе на территориально-удаленных площадках в режиме реального времени 24*7 и интегрирована с АСУТП L-Express (системой управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах), системой регламентированного учета, оборудованием (автомобильными весами). В результате проекта выпущен отраслевой модуль «Управление производством строительных материалов» (для «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Комплексная автоматизация»), учитывающий специфику процессов предприятий производства строительных материалов.

Компания «МастерСтрой» основана в Санкт-Петербурге в 2007 году и осуществляет производство и поставку (в т.ч. перепродажу) строительных материалов по всему северо-западному региону по направлениям: цемент, бетоны и растворы, ЖБИ. В состав компании входит 4 юридических лица: ООО «МастерCтрой», ООО «Профбетон», ООО «ПК «МСК», ООО «ПИК». Компании принадлежат три бетоносмесительных завода (БРУ) в г. Санкт-Петербурге.
Бизнес-цели проекта:
- Повысить стабильность работы и масштабируемость системы оперативного учета.
- Повысить контроль за выполнением регламентов взаимодействия отделов, ведением учета.
- Обеспечить прозрачность и достоверность управленческой и регламентной отчетности.
- Повысить скорость формирования управленческой и регламентной отчетности.
- Обеспечить ведение и учет всех бизнес-процессов и направлений деятельности.
- Повысить скорость обработки информации, минимизировать ошибки при предоставлении документов реализации клиентам, что в свою очередь позволило снизить дебиторскую задолженность.
- Улучшить логистику при доставке продукции клиентам и управлении перевозчиками.
Цель проекта: построить комплексную информационную систему (КИС) компании, автоматизирующую бизнес-процессы:
- оперативного учета закупок,
- продаж,
- производства,
- отгрузки готовой продукции,
- учета движения денежных средств,
- учета доходов и расходов,
- контроля финансового результата,
- контроля качества продукции,
- обмен данными между системой оперативного учета и системой бухгалтерского и налогового учета на базе системы «1С:Бухгалтерия 3.0».
В рамках проекта построения КИС был определен следующий список задач:
- Вести единую для всех подразделений предприятия нормативно-справочную информацию (контрагенты, договоры, номенклатура, спецификации, плановые калькуляции и т.п.).
- Ценообразование:
- формирование прайс-листов:
- отпускных цен на готовую продукцию;
- отпускных цен на услуги отдела логистики:
- сдельных прайс-листов на доставку, в т.ч. алгоритм расчета стоимости доставки в документах реализации;
- установка цен на АБН (Автобетононасосы);
- установка цен на прочие услуги отдела логистики;
- установка отпускных цен на прочие ТМЦ, работы и услуги (услуги лаборатории, реализация ЖБИ, цемента, материалов, простои и т.п.);
- назначение цен по индивидуальному соглашению/договору (дополнительному соглашению);
- отчетность по подсистеме «Ценообразование».
- Управление продажами:
- прием заявок на отгрузку:
- первичный ввод и обработка заказов клиентов (заявок на отгрузку) ГП, товаров, сырья и материалов;
- корректировка заявок на отгрузку;
- отчетность по разделу «Прием заявок на отгрузку»;
- выставление бухгалтерских документов реализации (автоматическое, на основании данных ТН);
- корректировки реализации;
- отчетность по подсистеме «Управление продажами».
- Управление качеством:
- формирование рецептов, спецификаций на выпуск готовой продукции;
- формирование паспортов качества ГП (бетон);
- отчетность по подсистеме «Управление качеством».
- Управление производством и доставкой:
- планирование производства, отгрузки и доставки готовой продукции:
- нормирование времени выполнения процессов производства и доставки готовой продукции (бетоны и растворы):
- хранение норм на обслуживание на заводе, в т.ч. на производство и оформление документов;
- хранение нормы времени на процесс разгрузки ГП;
- хранение данных о нормах времени на доставку ГП;
- планирование производства и доставки ГП по направлению «Бетон»;
- планирование производства и доставки по направлению «Цемент»;
- планирование производства и доставки по направлению «ЖБИ»;
- нормирование времени выполнения процессов производства и доставки готовой продукции (бетоны и растворы):
- планирование отгрузки (в т.ч. перемещения) и доставки прочих ТМЦ (материалов);
- хранение норм и расчет потребностей материалов под план производства и отгрузки;
- оперативное управление производством, отгрузкой и доставкой ГП:
- диспетчеризация производства и доставки ГП (цемент, бетон);
- диспетчеризация отгрузки и доставки прочей ГП и ТМЦ, в т.ч. с использованием автовесов;
- формирование выпусков ГП (путем загрузки из АСУТП L-Express (системы управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах) или ручного ввода);
- регистрация данных о затраченных на выпуск материалов (путем загрузки из АСУТП L-Express или ручного ввода);
- отчетность по подсистеме «Управление производством».
- Управление закупками:
- ведение договоров с поставщиками;
- фиксация цен на закупку основных сырья и материалов, товаров (бетон, ЖБИ, цемент);
- формирование заказов поставщикам;
- оприходование основных сырья, материалов и товаров, в т.ч. с использованием автовесов, на основании транспортных накладных;
- ввод документов поступления сырья, материалов и товаров (накладных);
- отчетность по подсистеме «Управление закупками».
- Управление движением денежных средств:
- учет движения безналичных ДС: поступления и списания ДС;
- обмен с банк-клиентом;
- отчетность по подсистеме «Управление денежными средствами».
- Учет доходов и расходов:
- учет прямых расходов на производство и доставку ГП: сырье и материалы, доставка ГП, спецоборудование;
- расчет прямой себестоимости реализованной продукции;
- расчет маржи по Заказам клиентов (заказам на отгрузку);
- отчетность по подсистеме «Учет доходов и расходов».
- Сервисные возможности: хранение скан-копий договоров с покупателями и поставщиками, а также контроль возврата оригиналов договоров.
До старта проекта оперативный учет на предприятии частично велся в системе на базе «1С:Управление торговлей», частично — на бумажных носителях, частично не велся вообще. Регламентированный учет велся в «1С:Бухгалтерии».
Основные проблемы были связаны с оперативным управлением предприятием и трудоемкостью формирования первичных документов и отчетов:
- Отсутствовала оперативная информация об остатках материалов на складах. Информация по движению материалов появлялась только по факту регистрации в «1С:Бухгалтерия» финансовых документов (УПД, ТОРГ 12), соответственно нельзя было оперативно оценить достаточность материалов для выполнения плана производства. Невозможно было проводить оперативную инвентаризацию складов.
- Формирование документов реализации производилось вручную в «1С:Бухгалтерии» на основании бумажных экземпляров транспортных накладных, полученных с площадок. В связи с большим объемом данных для ручного ввода и временным интервалом между отгрузкой и доставкой в офис бумажных документов, невозможно было оперативно оценить размеры дебиторской задолженности и своевременно остановить отгрузки клиентам, нарушающим лимиты задолженности,
- Сверка данных с автотранспортными предприятиями и клиентами занимала большое количество времени, т.к. реестры транспортных накладных формировались вручную на основании бумажных документов.
- Невозможно было в течение дня оценить выполнение плана производства и отгрузки готовой продукции. При одновременной работе с нескольких площадок РБУ (распределительных бетонных узлов) много времени занимал процесс контроля отгрузки (сколько отгрузили, сколько осталось отгрузить).
- Передача заданий на производство от диспетчера оператору БРУ (бетоно-распределительного узла) производилась по телефону, что приводило к ошибкам и задержкам.
- Журнал взвешивания при приемке материалов на склад велся на бумаге, что затрудняло претензионную работу с поставщиками.
- Управленческие отчеты формировались с опозданием в несколько дней, некоторые — в месяц.
- Невозможно было провести анализ расхода материалов по партии производимой продукции (каждой машине), материалы списывались по среднему.
- В системах была постоянная путаница с НСИ (ТС, водители, перевозчики), много времени занимали сверки данных между системами.
- Нельзя было получить оперативно аналитику по движению транспортных средств.
Информационная система построена на базе решений:
- «1С:ERP Управление предприятием».
- «1С:Бухгалтерия».
- «1С:Зарплата и управление персоналом».
- АСУТП «L-Express» (система управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах).
В настоящий момент запущены в эксплуатацию следующие модули ERP:
НСИ.
- CRM и Маркетинг.
- Управление закупками.
- Управление запасами.
- Управление складом.
- Управление продажами.
- Управление денежными средствами.
- Управление производством и доставкой.
- Диспетчеризация производства и отгрузки готовой продукции.
- Управление качеством.
- Транспортная логистика.
- Управление затратами и расчет себестоимости.
В результате проекта выпущен отраслевой модуль «Управление производством строительных материалов» (для «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Комплексная автоматизация»), учитывающий специфику процессов предприятий производства строительных материалов (бетоны, растворы, щебень, песок, ЖБИ и т.п.).
Модуль включает блоки:
- Продажи:
- ценообразование бетонов и растворов;
- регистрация заявок на производство и доставку готовой продукции.
- Диспетчеризация производства и отгрузки готовой продукции.
- Транспортная логистика.
- Снабжение.
- Управление качеством (лаборатория).
- Диспетчерская: АРМ «Оператор АСУТП» и АРМ «Весов».
- Автоматическое формирование документов реализации, производства готовой продукции и списания сырья по данным АСУТП.
Схема архитектуры
Поясения к схеме:
- СУТП L-Express — система управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах.
Уникальность бетонной отрасли определяется высокими требованиями к качеству продукта и скорости его доставки (годность продукта сохраняется до 2 часов). Монолитное строительство требует обеспечения непрерывности поставок бетонов.
В связи с этим, а также в связи с постоянными изменениями внешней среды (погодных и дорожных условий, ситуации на строительных площадках и т.п.) предъявляются высокие требования к информационной системе оперативного учета в части непрерывности и надежности ее работы, скорости перепланирования производства и доставки готовой продукции, он-лайн мониторингу ситуации на площадках (доступность остатков сырья, транспортных средств, загрузка БРУ (бетоно-распределительных узлов)).
Реализованное на базе «1С:ERP Управление предприятием» решение позволило предприятию отслеживать в режиме реального времени ситуацию по производству, отгрузке и доставке готовой продукции, оперативно реагировать на изменение окружающей среды, ускорить скорость обработки и сроков исполнения заказов, производить быстрое перепланирование производства и доставки готовой продукции.
Интерфейсы системы позволяют выполнять оформление документов максимально быстро, с минимальными трудозатратами.
Примеры реализованных интерфейсов:
В результате внедрения КИС были реализованы все заявленные цели и задачи.
В целом внедрение автоматизированной системы позволило:
- Повысить стабильность работы и масштабируемость системы оперативного учета.
- Повысить контроль за выполнением регламентов взаимодействия отделов, ведением учета.
- Обеспечить прозрачность и достоверность управленческой и регламентной отчетности.
- Повысить скорость формирования управленческой и регламентной отчетности.
- Обеспечить ведение и учет всех бизнес-процессов и направлений деятельности.
- Повысить скорость обработки информации, минимизировать ошибки при предоставлении документов реализации клиентам, что в свою очередь позволило снизить дебиторскую задолженность.
- Улучшить логистику при доставке продукции клиентам и управлении перевозчиками.
Автоматизация процессов транспортной логистики, управления качеством, диспетчеризации производства продукции на территориально-удаленных площадках (3 БРУ (бетоно-распределительных узла)) позволила:
- в режиме реального времени 24*7 отслеживать ситуацию по производству, отгрузке и доставке готовой продукции;
- повысить скорость реакции предприятия на изменение условий производства и доставки ГП, требований клиентов;
- повысить скорость оформления документов оперативного учета, отпуска машин на производстве,
- контролировать простои техники.
Интеграция учетной базы с АСУТП и автовесами позволила:
- сократить риски хищений;
- осуществлять контроль и анализ отклонений при поступлении нерудных материалов от поставщиков;
- обеспечить автоматическое формирование документов выпуска и списания материалов в управленческом и регламентированном учете.
Интеграция учетной базы с системой регламентированного учета на базе «1С:Бухгалтерия» позволила:
- сократить трудозатраты на формирование первичных документов в базе регламентированного учета;
- сократить сроки формирования регламентированной отчетности;
- снизить количество ошибок при формировании отчетности.
Экономический эффект от внедрения:
- Скорость обработки заказов повысилась на 50%.
- Сроки исполнения заказов сократились на 50%.
- Операционные и административные расходы сократились на 5%.
- Себестоимость выпускаемой продукции снизилась на 15%.
- Производительность труда в производстве выросла на 15%.
- Сроки получения управленческой отчетности сократились в среднем в 2 раза.