Компания «РКС-энерго» построила автоматизированную систему «Учет сбыта электроэнергии физическим лицам» на базе программного продукта «1С:Биллинг». Создана единая информационная база данных, позволяющая использовать всю накопленную информацию о ходе процесса сбыта электроэнергии физическим лицам. Автоматизированы трудоемкие учетные функции. Повысилась технологическая дисциплины работников путем стандартизации и унификации выполняемых процедур, оптимизированы бизнес-процессы и процессы формирования отчетности. В результате операционные и административные расходы снизились на 35%, производительность труда в производстве выросла на 35%, а производственный брак сократился на 40%.

ООО «РКС-энерго» – гарантирующий поставщик электроэнергии в Ленинградской области и субъект оптового рынка электрической энергии и мощности в рамках единой энергетической системы России. Осуществляет покупку электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, реализацию конечным потребителям.
Основные цели проекта разработки и внедрения автоматизированной системы «Учет сбыта электроэнергии физическим лицам» на базе программного продукта «1С:Биллинг»:
- Повысить прозрачность и управляемость процессов ведения взаиморасчетов с потребителями электроэнергии — физическими лицами.
- Повысить качество и оперативность принятия решений за счет автоматизации бизнес-процессов и предоставления средств контроля и отчетности.
Задача проекта: автоматизировать:
- бизнес-процессы подразделений ООО «РКС-энерго»;
- взаимодействие с потребителями — физическими лицами;
- процессы взаимодействия в иерархии ООО «РКС-энерго»;
- взаимодействие со сторонними системами и организациями
- учет электроэнергии.
Во время предпроектных работ функциональный заказчик сообщил, что учет электроэнергии ведется в 18 обособленных базах, существуют проблемы, связанные с непрозрачностью расчета электроэнергии потребителям, невозможностью сверять взаиморасчеты и объемы начислений по всей организации.
Территориально-распределенная структура компании, отсутствие единой методологии учета, различия в конфигурациях учетных систем накладывали ограничения на работы пользователей и усложняли сбор аналитической и статистической отчетности по предприятию в целом и районным отделениям. Все вышеперечисленные факторы послужили причинами перехода на отечественное ПО и унификации методологии ведения учета на предприятии в целом.
Автоматизированная система «Учет сбыта электроэнергии физическим лицам» построена на базе программного продукта «1С:Биллинг». В рамках проекта автоматизировано 170 рабочих мест. Все данные из 18 исторических баз были объединены в одну информационную систему. Тестирование и контроль изменений позволили минимизировать риски и упростить внедрение.
Автоматизированы следующие функции:
- банк и касса;
- завершение периода;
- мониторинг и анализ ключевых показателей деятельности предприятия;
- анализ данных и прогнозирование;
- управленческий учет.
Схема архитектуры
Пояснения к схеме:
- ПУ — прибор учета;
- ЛС — лицевой счет абоненте;
- ГИС ЖКХ — Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства;
- ЕИРЦ — Единый информационно-расчетный центр;
- ОФД — Оператор фискальных данных;
- ФССП — Федеральной службы судебных приставов;
- ЕФРСБ — Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
- Объединение 18 исторических баз позволило автоматизировать бизнес-процессы учета сбыта электроэнергии физическим лицам в ООО «РКС-энерго». На текущий момент в базе заведено более 600 тысяч лицевых счетов, для оперативно учета которых были проделаны работы по оптимизации и ускорению операций расчета электроэнергии (расчеты проводятся за 6 часов).
- Внедрение автоматизированной системы учета сбыта электроэнергии для физических лиц стало решением, которое решает множество задач, ранее недоступных из-за фрагментации и непрозрачности учета.
- Централизованный учет: система объединила данные из 18 обособленных исторических баз, что позволило обеспечить прозрачность и единую точку доступа к информации о потреблении электроэнергии, что значительно уменьшает возможность совершения ошибок при сверке данных и повышает доверие между компанией и абонентами.
- Автоматизация процессов: автоматизация всех этапов учета, от регистрации абонентов до формирования отчетности, значительно сокращает время обработки данных
- Интеграция с внешними системами: возможность интеграции с другими системами, позволяет оперативно обмениваться данными и улучшать взаимодействие с партнерами.
- Прозрачность расчетов: система обеспечивает четкий и прозрачный расчет электроэнергии, включая начисления, перерасчеты, распределение начислений на общедомовые нужды (ОДН).
- Эффективное взаимодействие с абонентами: автоматизированные уведомления и рассылка документов по электронной почте упрощают коммуникацию с клиентами, повышая уровень их удовлетворенности.
- Мониторинг дебиторской задолженности (претензионно-исковая работа): внедрение системы позволяет эффективно отслеживать и управлять дебиторской задолженностью, а также автоматизировать этапы досудебной работы, что способствует улучшению финансового состояния компании.
- Комплексный подход к учету: система охватывает все аспекты учета: от нормативно-справочной информации до претензионно-исковой работы, что делает ее универсальным инструментом для управления сбытом электроэнергии.
Увеличилась прибыль
Сократились трудозатраты
Внедрение автоматизированной системы позволило решить следующие задачи:
- Формализация общего цикла ведения учета сбыта электроэнергии физическим лицам — при проектировании системы были выстроены бизнес-процессы, описывающие порядок ведения учета от момента заведения договора контрагента до закрытия лицевого счета в системе.
- Учет нормативно-справочной информации по абонентам и многоквартирным домам — были реализованы справочники и отчеты для учета всех абонентов и строений системы, а также определены основные характеристики данных объектов.
- Учет точек и приборов учета (индивидуальный прибор учета ИПУ и общедомовой прибор учета ОДПУ) — были реализованы справочники и отчеты для учета индивидуальных и общедомовых приборов, определены основные характеристики данных объектов в системе, ввод/вывод и замена приборов осуществляется соответствующими актами, реализованными в системе, также реализовали учет пломб как для индивидуальных приборов, так и для общедомовых.
- Учет договоров — был реализован справочник для учета договоров, заключенных как с физическими, так и с юридическими лицами, предусмотрены характеристики данного объекта в системе, автоматизировали создание договоров с физическими лицами, на основании данных, указываемых при открытии лицевого счета.
- Учет сбыта электроэнергии (начисления на индивидуальные нужды и ОДН, перерасчеты) — были реализованы различные схемы расчета физических лиц и МКД, такие как: расчет по нормативу, расчет по среднему, расчет по ИПУ и ОДПУ, связанный перерасчет для абонентов и МКД, только для абонентов ручной перерасчет и перерасчет при изменении параметров расчета, расчет при актах допуска/недопуска с повышающим коэффициентом, расчет при ограничении и возобновлении услуги, расчет при истечении межповерочного интервала ИПУ, расчет коммунальных квартир с учетом соглашений, распределение ОДН.
- Учет начислений в случае выявления несанкционированного подключения, несанкционированного вмешательства в работу ПУ.
- Реализация взаиморасчетов с физическими лицами — был реализован учет физических оплат и онлайн платежей абонентов, а также начисление штрафных санкций за просрочку платежей (пени), была реализована интеграция с оператором фискальных данных, позволяющая отправлять данные для формирования фискальных чеков.
- Интеграция с внешними системами ООО «РКС-энерго» — была реализована интеграция с личным кабинетом потребителя.
- Интеграция с иными внешними системами — были реализованы интеграции со следующими внешними приложениями: ГИС ЖКХ, ЕИРЦ, ОФД, ФССП, ЕФРСБ и платежные организации.
- Взаимодействие с абонентами: рассылка документов по электронной почте, автоматизированное информирование, уведомление абонентов.
- Учет претензионно-исковой работы — была реализована подсистема «Претензионно-исковая работа», позволившая автоматизировать этапы досудебной работы, учет и мониторинг дебиторской задолженности абонентов.
- Формирование отчетности по реализуемым объемам (нормативам, ИПУ, ОДН, корректировкам, перерасчетам), тарифам и стоимости электроэнергии, по начисленным и поступившим денежным средствам, по приборам учета, по абонентской задолженности, по претензионно-исковой работе.
- Формирование аналитической, статистической отчетности по параметрам, необходимым для производственной деятельности организации в части реализации и учета электроэнергии, а также в целях предоставления данных, по запросам контролирующих и регулирующих деятельность, органов.
- Формирование печатных форм документов — был реализован функционал по массовому формированию и рассылке квитанций абонентам.
В результате внедрения решения были достигнуты следующие показатели экономической эффективности:
- рост прибыли на 15%;
- сокращение трудозатрат в различных подразделениях на 40%;
- ускорение получения управленческой отчетности на 35%;
- ускорение формирования регламентированной отчетности на 30%;
- сокращение сроков обработки заказов на 40%;
- снижение операционных и административных расходов на 35%;
- рост производительности труда в производстве на 35%;
- сокращение производственного брака на 40%;
- снижение сроков исполнения заказов и оказания услуг на 40%.
Эти результаты подтверждают высокую эффективность комплексной цифровизации и автоматизации ключевых бизнес-процессов.