В МГТУ «СТАНКИН» внедрили и доработали механизмы корпоративной шины данных на базе решения «1С:Шина» для централизованного управления и мониторинга интеграционных взаимодействий, а также для управления нормативно-справочной информацией между системами ИТ-ландшафта ВУЗа. Реализация проекта позволила решить существующие проблемы по обмену информацией между имеющимися информационными системами, перенаправляя все обмены через себя и предоставляя единую точку входа/выхода для всех информационных систем, а также единый инструмент управления и мониторинга. В результате уменьшенилась сложность и стоимость интеграционных решений за счет единой шины сервисов вместо точечных подключений.

СТАНКИН — ведущий государственный университет в области цифрового машиностроения, один из девяти системообразующих университетов России, участник программы развития лучших вузов России. МГТУ «СТАНКИН» является центром инновационного творчества и молодежного технологического предпринимательства.
Цели проекта:
- Уменьшенить сложность и стоимость интеграционных решений за счет единой шины сервисов вместо точечных подключений.
- Создать адаптивную архитектуру для быстрого внедрения новых сервисов и изменений в соответствии с бизнес-требованиями.
- Обеспечить бесшовное взаимодействие между разрозненными корпоративными приложениями и сервисами для повышения эффективности бизнес-процессов.
Задача проекта: перевести интеграционные механизмы на использование системы класса ESB (Enterprise Service Bus) — сервисной шины предприятия на базе продукта «1С:Шина».
В информационный ландшафт МГТУ «СТАНКИН» на момент реализации проекта входили более 10 различных информационных систем, в числе которых:
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения»;
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»;
- «1С:Университет ПРОФ»;
- «1С:Документооборот»;
- корпоративный портал;
- Active Directory (AD);
- СКУД — SIGUR.
Между информационными системами были настроены все возможные интеграционные потоки. Для обеспечения их обменов уходило по 4-5 часов, что создавало бесконечное количество проблем, в тот числе включая использование огромного количества ручного труда.
Внедренное решение состоит из следующих модулей:
- Модуль адаптера, обеспечивающий связь с информационной системой и организующий обмен с ней, а также выполняющий трансформацию структуры передаваемого и получаемого пакета данных.
- Модуль маршрутизации, выполняющий определение получателей заданного типа пакета данных, а также на основе содержимого пакета данных.
- Модуль передачи данных между адаптерами.
- Модуль хранения служебной информации.
- Модуль хранения сообщений.
- Модуль управления настройками «1С:Шины».
- Модуль диагностики.
- Модуль рассылки уведомлений об ошибках.
Схема обмена данных физическое лицо — сотрудник
Концептуальная схема обмена данных (1С:ЗКГУ — «1С:Документооборот КОРП»)
При выгрузке осуществляется контроль по набору полей:
- Поиск в ИС физических лиц в существующих данных производится сначала по внутреннему идентификатору (ГУИД). Если ГУИД не найден, то поиск осуществляется по связке реквизитов «ФИО» +" Дата рождения«.
- По сотрудникам поиск также осуществляется по ключевому полю ГУИД. Если поле не найдено, поиск осуществляется по связке реквизитов «физ. лицо» + «таб.номер».
Особенности:
- Включение в контур обмена 8 ИС.
- Актуальная информация по сотрудникам
- Актуальная информация по обучающимся
- Заведение и блокирование учетных записей для сотрудников
- Относительная новизна программного продукта «1С:Шина», практически отсутствовали реальные кейсы по вводу в эксплуатацию данной системы.
- Необходимость поддержания доступности системы в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, за исключением периодов остановок для выполнения регламентных операций по обслуживанию «Шины» и периодов восстановления после сбоев программно-технических средств.
- Обеспечение возможности шифрования данных на уровне каналов и на уровне данных для услуги с системами вне КСПД (VPN, SSL и др.).
- Обеспечение визуальных инструментов проектирования маршрутов через пользовательский интерфейс (настройка маршрутов в графическом интерфейсе без кодирования, возможность задавать сложную логику маршрутизации с использованием встроенного конструктора).
- Обеспечение возможность сбора и анализа служебной информации в реальном времени (журналы состояния компонент, журналы событий обработки сообщений, трекинговые журналы).
- Обеспечение возможности информирования/уведомления ответственных за интеграционный контур специалистов.
Снизились затраты на интеграцию систем
Внедрение корпоративной сервисной шины позволило решить существующие проблемы по обмену информацией между имеющимися информационными системами, перенаправляя все обмены через себя и предоставляя единую точку входа/выхода для всех информационных систем, а также единый инструмент управления и мониторинга. За счет данного внедрения были получены следующие возможности:
- Единая точка входа/выхода для всех систем.
- Маршрутизация сообщений.
- Гарантированная доставка сообщений обмена.
- Обработка и преобразование сообщений.
- Поддержка асинхронного обмена сообщениями.
- Четкое разделение справочников и систем-источников, систем-приемников.
- Единые механизмы контроля и мониторинга инфраструктуры обмена.
- Поддержание безопасных протоколов сетевого соединения.
Экономический эффект от проекта по внедрению «1С:Шины» в МГТУ Станкин:
- Снижение затрат на интеграцию систем — на 30% за счет замены точечных подключений единым решением.
- Сокращение времени разработки новых сервисов — на 35% благодаря стандартизации взаимодействия.
- Уменьшение эксплуатационных расходов — на 20–35% за счет автоматизации мониторинга и управления сервисами.