«Компания „Сухой”» перешла на единый формат финансово-экономической отчётности. В рамках программы реорганизации и объединения всех структур холдинга в одно юридическое лицо, была создана единая система консолидированной отчётности для юридического лица с филиальной структурой. Система была построена на основе продукта «1С:Консолидация». Она позволяет формировать 5 комплектов отчётности (бухгалтерская отчётность, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, статистическая отчётность, ведомственная отчётность) по 4 филиалам холдинга «Сухой». Технически для формирования комплекта бухгалтерской отчётности из 71 отчёта с более чем 4000 строк (или 20 000 показателей) сейчас требуется всего пару часов.
«Компания „Сухой“» — крупнейший российский авиационный холдинг, объединяющий ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолётостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Наиболее известная продукция холдинга — боевые самолёты марки «Су». Численность работников — более 24 тыс. человек.
Цели проекта:
- повысить прозрачность процессов сбора данных и подготовки консолидированной отчётности;
- повысить достоверность и оперативность получения результатов финансовой и хозяйственной деятельности компании;
- повысить качество данных и достоверность консолидированной отчётности;
- снизить затраты на подготовку консолидированной отчётности;
- снизить издержки на контроль и мониторинг финансовой и хозяйственной деятельности.
В каждом юридическом лице холдинговой компании «Сухой» существовал собственный набор локальных учётных систем, используемых для ведения учёта по каждому юрлицу поотдельности. В организационной структуре компании отсутствовали выделенные подразделения по формированию отчётности.
Особенности состояния информационных систем до старта проекта:
- отсутствовал инструмент для формирования консолидированной отчётности;
- для учёта структурные подразделения применяли разные программные продукты;
- информационные системы имели разный уровень развития и охвата бизнес-процессов предприятий;
- на предприятиях холдинга использовались разнородные, несистематизированные и несогласованные наборы НСИ, централизованного управления НСИ не было;
- отсутствовал инструмент передачи внутрихозяйственных операций, стандартизированный в рамках компании.
Архитектурно и логически проект был разбит на три подпроекта:
- Подпроект по методологическому сопровождению реорганизации компании «Сухой» в области бухгалтерского учёта, в соответствии с действующим законодательством на период проведения работ.
- Подпроект по созданию и настройке автоматизированной системы «Сухой-Реорганизация» на платформе «1С:Предприятие 8» для обеспечения процесса реорганизации и формирования документов (авизо, инвентаризационных описей, передаточных документов и т. д).
- Подпроект по созданию единой системы консолидированной отчётности для юридического лица с филиальной структурой. Автоматизированы процессы подготовки сводной отчётности для 5 комплектов отчётности в соответствии с разработанным пакетом методологических документов: консолидированная отчётность по РСБУ; консолидированная отчётность по НДС; консолидированная отчётность по налогу на прибыль; консолидированная статистическая отчётность; консолидированная ведомственная отчётность.
Рисунок. Архитектура единой системы консолидированной отчётности для юридического лица с филиальной структурой.
Подсистема трансформации данных является частью единой системы консолидированной отчётности и обеспечивает:
- сбор данных (проводок) для подсистемы «Зеркало проводок» из существующих локальных учётных систем на предприятиях;
- ведение таблиц соответствия для преобразования справочных данных, полученных из локальных учётных систем объектов автоматизации в формат единого плана счетов;
- хранение таблицы соответствия между единым планом счетов «Компания „Сухой”» и рабочими планами счетов предприятий;
- проведение мониторинга над ходом процессов сбора, трансформации загрузки и выгрузки данных;
- передачу учётных данных межфилиальных транзакций.
Подсистема «Зеркало проводок» является частью единой системы консолидированной отчётности и обеспечивает:
- загрузку данных из подсистемы трансформации данных;
- преобразование загруженных данных и их хранение для дальнейшего использования в подсистеме консолидации;
- достоверность данных, полученных от подсистемы трансформации данных и прошедших обработку в подсистеме «Зеркало проводок»;
- предоставление информации для подсистемы консолидации;
- обеспечение транспортировки служебных сообщений.
Подсистема консолидации является частью единой системы консолидированной отчётности и обеспечивает непосредственно формирование комплектов отчётности.
Единая система консолидированной отчётности для юридического лица реализована на прикладном решении «1С:Консолидация 8 ПРОФ» и СУБД Oracle Database. Система содержит около 200 отчётных форм и свыше 2000 контрольных соотношений для проверки корректности отчёта, что существенно сокращает вероятность человеческих ошибок. Количество пользователей системы, благодаря максимальной автоматизации процедур, сведено к минимуму и составляет чуть более 200 человек.
Была решена задача снижения издержек в ходе объединения всех структур холдинга в одно юридическое лицо и создания единой системы консолидированной отчётности. Особенность проекта — его масштаб. В процессе реорганизации ОАО «Компания „Сухой”» к головной компании были присоединены три юридических лица — «ОКБ Сухого», «КнААПО» и «НАПО им В. П. Чкалова». В результате общая численность штата организации составила порядка 26 тысяч человек.
В рамках программы реогранизации и объединения всех структур холдинга в одно юридическое лицо «Компания „Сухой”» перешла на единый формат финансово-экономической отчётности. Построена единая система подготовки отчётности, объединяющая данные всех филиалов к омпании «Сухой», независимо от используемой системы учёта. Она позволяет формировать 5 комплектов отчётности (бухгалтерская отчётность, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, статистическая отчётность, ведомственная отчётность) по 4 филиалам холдинга «Сухой».
Сбор информации теперь прозрачен, а трудозатраты на формирование отчётности минимальны. Например, технически для формирования комплекта бухгалтерской отчётности из 71 отчёта с более чем 4000 строк (или 20 000 показателей) сейчас требуется всего пару часов, в то время как на ручную обработку и выверку данных ушли бы недели.