Компания «ЛОЭСК» завершила проект по модернизации и развитию функциональности автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью на платформе «1С:Управление производственным предприятием 8». Был реализован переход с платформы «1С:Предприятие 8.2» на новую технологическую платформу «1С:Предприятие 8.3» и объединены базы данных. Также были созданы новые подсистемы управления производственными активами, техническим развитием и капитальным строительством, значительно расширившие функционал уже используемой в компании «ЛОЭСК» информационной системы. Интеграции с геоинформационной системой позволила получить наглядную визуализацию топологической схемы сети для управления объектами электрических сетей. Обновлённая система управления финансово-хозяйственной деятельностью позволила ускорить процессы технологического присоединения пользователей к электрическим сетям.
«ЛОЭСК» — вторая по величине электросетевая компания на территории Ленинградской области и одно из крупнейших предприятий коммунальной энергетики в России. Основное направление деятельности компании — транспорт электрической энергии и услуги в сфере электроснабжения. В компании 6 филиалов, обеспечивающих электроснабжение около 150 населённых пунктов Ленинградской области с населением более миллиона человек.
Основными целями развития информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и создания новых подсистем стали:
- ускорение процессов технологического присоединения пользователей к электрическим сетям;
- преодоление тенденции старения основных фондов за счёт создания подсистемы управления производственными активами предприятия;
- стратегическое планирование и оперативное управление предприятием на основе актуальной информации о затратах на содержание производственных активов и информации о необходимых объёмах инвестиций на будущие периоды в разрезе объектов нового строительства и реконструкции существующих.
Рис. 1. Наиболее важные цели проекта.
Ключевые задачи проекта:
- создание единой базы данных с централизованным доступом пользователей из филиалов;
- переход на новую платформу версии «1С:Предприятие 8.3»;
- организация процесса учёта объектов электросети;
- обеспечение контроля над фактическим состоянием объектов электросети;
- автоматизация процесса планирования технического обслуживания и ремонтов оборудования;
- автоматизация процесса подготовки документов при проектировании объектов нового строительства и реконструкции существующих объектов;
- автоматизация процесса оперативного взаимодействия с подрядными организациями;
- разработка функционала визуализации топологической схемы сети для управления объектами электрических сетей (интеграция системы управления финансово-хозяйственной деятельностью с геоинформационной системой);
- сохранение наработанных за много лет данных по объектам электрических сетей и единицам оборудования.
В 2016 году в компании «ЛОЭСК» прошла серьёзная реструктуризация: были объединены территориально соседствующие обособленные подразделения, вместо 16-ти филиалов стало 6. Укрупнение сопровождалось перераспределением полномочий, передачей части функций центрального аппарата компании в филиалы и изменением бизнес-процессов. До реорганизации существовала распределённая база данных: в филиалах располагались периферийные базы данных, которые регулярно синхронизировалась с центральной информационной системой. Однако при обмене данными часто возникали ошибки, на устранение которых тратилось значительное время. Таким образом, укрупнение потребовало создания единой централизованной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью, единой базы данных и разработки нескольких новых подсистем, которые должны были заменить программные продукты, используемые в филиалах и центральном аппарате.
Кроме того, требовал автоматизации целый ряд функций. Помимо расширения функционала, новая система должна была обеспечить более эффективное взаимодействие между подразделениями компании.
Для автоматизации бизнес-процессов компании была выбрана система «1С:Управление производственным предприятием». В рамках проекта были проведены работы по её адаптации к специфике работы предприятия. Были автоматизированы следующие бизнес-процессы:
- паспортизация объектов электросети;
- формирование топологии электросети (в том числе с использованием геоинформационной системы);
- планирование мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
- формирование технических условий;
- формирование приказов на начало работ;
- формирование технических заданий;
- формирование календарно-сетевых графиков;
- контроль выполнения работ согласно графика;
- формирование отчётов.
В рамках проекта была задействована функциональность существующих подсистем «1С:Управление производственным предприятием»:
- управленческий учёт;
- управление бизнес-процессами.
Разработанные новые подсистемы автоматизировали стратегически важные бизнес-процессы компании «ЛОЭСК».
Подсистема управления производственными активами автоматизировала процесс управления оборудованием на протяжении всего его жизненного цикла. Она позволяет собирать и хранить информацию по всем техническим параметрам оборудования, учитывать состояние и режимы его работы, планировать ремонты и техническое обслуживание, готовить и согласовывать годовые и квартальные планы закупок материалов, необходимых для проведения технического обслуживания и ремонтов, а также формировать топологию сети (представление иерархической структуры объектов — позволяет видеть местонахождение того или иного объекта, понимать все его связи и влиять на быстроту принятия решений относительно него). Совместно с разработчиком сметного комплекса было разработано интеграционное решение, заключающееся в передаче из подсистемы управления производственными активами исходных данных об объектах и сроках календарно-сетевого планирования капитальных ремонтов и технического обслуживания, объёмов регламентных работ, материалов для расчёта их стоимости и трудозатрат, а также в передаче в подсистему управления производственными активами полученных стоимостных показателей и их обоснования.
Подсистема управление техническим развитием — существенное расширение подсистемы управления техническим присоединением. В рамках её создания были изменены существующие параметры бизнес-процесса технических условий, создан новый процесс подготовки документа «Техническое задание». В целом процессы стали сложнее, но это компенсируется снижением времени работы специалистов на каждом его шаге. Благодаря разработке функционального блока ГИС, для пользователей подсистемы управления техническим развитием стала доступна функция создания перспективного объекта через сервис визуализации, то есть непосредственно на карте, в режиме редактирования топологической схемы сети (рис. 2). Основной эффект от расширения подсистемы управления техническим присоединением — исключение человеческого фактора, так как при настройке процессов, справочников система «1С:Управление производственным предприятием» позволяет вести ограничения, которые исключают человеческие ошибки, связанные с выпуском ТУ и ТЗ.
Подсистема управления капитальным строительством позволяет эффективно планировать развитие электрической сети, координировать финансовые потоки, оптимизировать материальные и человеческие ресурсы, регулировать взаимодействие с партнёрами и подрядчиками, создавать и отслеживать календарно-сетевые графики строительства. В составе подсистемы управления капитальным строительством разработан личный кабинет подрядчика для взаимодействия специалистов подрядных организаций и сотрудников компании «ЛОЭСК».
Функциональный блок геоинформационной системы (ГИС) позволяет отображать топологию электрической сети на картографических подложках. При этом можно работать с различными картами, как общедоступными (Google, Спутник), так и внутренними картами компании. На картах отражаются уже существующие и перспективные трассы ЛЭП, кабельные линии, подстанции, распределительные щиты. Информация на карте выводится не только о типе объекта, но и, в том числе, о резервах мощности и других важных параметрах объекта электросети. Система позволяет просматривать карточки существующих и перспективных энергетических объектов, хранящихся в подсистемах управления техническим развитием и управления производственными активами. Кроме того, непосредственно в момент проектирования можно указывать территориальное расположение объектов и пользоваться наглядной информацией при планировании работ на объектах. Этот блок позволяет значительно сократить время на анализ и формирование топологии, сократить время и повысить эффективность при формировании ТУ и ТЗ.
Разработан функционал личного кабинета для пользователей подрядных организаций, который должен обеспечить снижение времени взаимодействия заказчика с подрядными организациями при выполнении договоров на строительство.
Новые подсистемы системы управления финансово-хозяйственной деятельностью введены в действие в центральном аппарате и 6 филиалах предприятия. В системе работает более 300 пользователей. Суммарное кол-во человеко-часов работ, выполненных проектной командой — 18 200.
Разработка новых подсистем велась параллельно с организационными преобразованиями в организации-заказчике. Как следствие, имело место большое число изменений в требованиях к функциям разрабатываемых подсистем.
Был разработан блок ГИС для визуального представления топологии сети, интегрированный с системой «1С:Управление производственным предприятием» (подсистемы управления производственными активами и управления техническим развитием). Блок ГИС отражает на картах объекты электрической сети: уже существующие и перспективные трассы ЛЭП, кабельные линии, подстанции, распределительные щиты (рис. 3). С помощью ГИС можно просматривать карточки объекта при приёме и обработке новой заявки на технологическое присоединение, а в момент проектирования можно указывать территориальное расположение объектов и пользоваться наглядной информацией при планировании работ на объектах. Создание перспективных энергообъектов теперь производится прямо на карте. Использование блока ГИС позволяет формировать сети различной степени сложности, значительно сократить время на анализ и формирование топологии, сократить время и повысить эффективность при формировании ТУ и ТЗ.
Значительно развита автоматизированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью компании «ЛОЭСК». Обновлённая информационная система позволила ускорить процессы технологического присоединения пользователей к электрическим сетям за счёт увеличения количества рабочих мест, сокращения времени на ввод данных в систему, разработки нового бизнес-процесса формирования ТЗ на присоединение, интеграции автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью с геоинформационной системой и визуализации топологической схемы сети для управления объектами электрических сетей.
Модернизированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью предоставляет руководству компании актуальную структурированную информацию для принятия управленческих и технических решений. Благодаря созданию подсистемы управления производственными активами значительно уменьшилось время простоя оборудования и количества ресурсов, необходимых для ремонта (людей и техники). За счёт проведения своевременного обслуживания, ремонтов и модернизации реализуется преодоление тенденции старения основных фондов. Кроме того, формируется переход от внеплановых и плановых ремонтов к ремонтам на основе оценки технического состояния оборудования.