Компания «Ингосстрах» автоматизировала процесс подготовки консолидированной отчётности по МСФО. Система построена на базе программного продукта «1С:Управление холдингом 8». В проекте была реализована модель получения отчётности по МСФО на основании данных национального учёта организаций группы, настроены механизмы сверки и урегулирования внутригрупповых оборотов, получение итоговой консолидированной отчётности по МСФО с примечаниями по группе. Это позволило оптимизировать процесс подготовки отчётности, повысить его прозрачность и снизить трудозатраты, необходимые на подготовку отчётности по МСФО.
Страховая компания «Ингосстрах» — один из лидеров российского страхования, была основана в 1947 году. Сеть компании состоит из 83 филиалов и 221 офиса во всех крупных городах России. «Ингосстрах» имеет ряд дочерних страховых компаний в СНГ и дальнем зарубежье, объединённых в международную страховую группу «ИНГО», а также представительства в Азербайджане, Казахстане, Индии, Китае.
Цель проекта — построение системы комплексной автоматизации процесса подготовки консолидированной отчётности по МСФО.
Основные задачи проекта:
- формализация процесса подготовки консолидированной отчётности по МСФО;
- обеспечение контроля сроков подготовки отчётности, взаимозаменяемости специалистов компании, участвующих в процессе;
- повышение детализации и качества консолидированной отчётности по МСФО;
- хранение в единой информационной системе исходной информации для подготовки отчётности, трансформационных поправок и пакета отчётности по МСФО с возможностью раскрытия информации и связей между отчётами, раскрытию по аналитическим признакам (связанным сторонам, валютам, видам страхования, сегментам отчётности, финансовым инструментам и др.).
Ранее сотрудники группы «Ингосстрах» составляли консолидированную отчётность по МСФО при помощи электронных таблиц Microsoft Excel. Процесс был поставлен следующим образом:
- сотрудники дочерних компаний заполняли и предоставляли в головной офис пакет входящих данных, содержащий данные национального учёта в форме таблиц Excel;
- сотрудники головного офиса осуществляли проверку пакета входящих данных, перенос данных в формат МСФО, и подготовку консолидированных отчётов по МСФО.
Таким образом, процедуры подготовки отчётности по МСФО не были унифицированы и автоматизированы, что влияло на сроки подготовки консолидированной отчётности по МСФО. В связи с этим руководством группы компаний было принято решение о реализации проекта.
В результате проекта создано 30 рабочих мест с возможностью удалённого доступа посредством сети Интернет с разграничением прав доступа.
В рамках проекта была реализована модель получения отчётности по МСФО на основании данных национального учёта организаций группы, настроены механизмы сверки и урегулирования внутригрупповых оборотов, получение итоговой консолидированной отчётности по МСФО с примечаниями по группе.
При загрузке данных национального учёта в системе реализована процедура автоматического контроля данных на предмет непротиворечивости и отсутствия ошибок, проверки контрольных соотношений. После загрузки данных национального учёта пользователи отдела МСФО вводят в систему отдельные отчёты с трансформационными поправками для целей МСФО. Поправки могут быть рассчитаны в программе или внесены вручную (загружены из Excel) готовыми суммами, в зависимости от поправки. Данные национального учёта, трансформационные поправки, отчёты по внутригрупповым оборотам объединяются в системе в консолидированный отчёт по МСФО. Результатом процесса является формирование 4-х основных консолидированных форм с раскрытиями.
Решение «1С:Управление холдингом 8» и доработка блока МСФО позволили существенно упростить процесс подготовки консолидированной отчётности за счёт унификации получаемых от дочерних компаний данных. Унификация формата предоставляемых данных позволила увеличить скорость обработки и проверки информации.
За счёт реализации автоматического контроля данных на предмет непротиворечивости снизился риск возникновения ошибок «человеческого» фактора.