||
Краткое описание

Проект внедрения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» в 56-м цехе стал пилотным для цифровизации управления производственными активами в масштабе всего завода, целью которой является переход с глобальной самописной текстовой операционной системы ИСТОК на гибкий IT-ландшафт из тиражных решений на платформе «1С». Переход на высокий уровень цифровизации потребовал подготовки данных о производственных активах практически с нуля, поскольку информация на бумажных носителях и в системе ИСТОК была неполной и неструктурированной. Предприятие продолжает использовать историческую IT-систему в качестве верхнеуровневой (ERP), поэтому необходимо было обеспечить обмен между «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» и ИСТОК в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности. За 7 месяцев создано новое информационное пространство, в которое перенесены данные о 1388 объектах ремонта цеха 56, сформирован график ППР и бюджет цеха на 2020 год, настроены 4 и разработаны 2 отчета, перестроены и отлажены все необходимые процессы для эффективного управления техобслуживанием.

ПАО «Химпром»
Заказчик

ПАО «Химпром» — одно из ключевых предприятий отечественной химической индустрии, чья деятельность сосредоточена на крупнотоннажной химии. Завод «Химпром» в Новочебоксарске производит более 150 наименований и марок продукции, которая пользуется спросом на внутреннем и международном рынках. Основные производственные комплексы — неорганический, органический, хлорорганический, фосфорорганический, кремнийорганический, резинохимикаты, поверхностно активные вещества, а также реагенты для теплоэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Завод занимает территорию в 550 га, на нем работают более 3500 человек. В 2020 году «Химпрому» исполняется 60 лет.

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  1. Получить инструмент для автоматизированного формирования программы ТОиР (техническое обслуживание и ремонт) основных фондов предприятия.
  2. Обеспечить возможность автоматизированного формирования годового бюджета ремонтной службы предприятия. Сформировать бюджет ТОиР на 2020 год для цеха 56.
  3. Ускорить формирование отчетности по всем направлениям, связанным с ремонтной деятельностью предприятия.
  4. Обеспечить подготовку системы к последующему тиражированию.

Задачи проекта:

  1. Провести ревизию основных фондов цеха 56 в исторической IT-системе.
  2. Провести сверку текущих основных фондов со справочником бухгалтерии. Структурировать справочник, стандартизировать наименования основных фондов, нормализовать данные для создания базы оборудования в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».
  3. Реализовать интеграцию «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» и существующей системы в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности.
  4. Настроить типовые отчеты «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» под потребности предприятия.
  5. Сформировать дополнительные отчеты.
  6. Провести обучение и тестирование пользователей.

2
Ситуация до старта проекта

На предприятии с 1990-годов использовалась текстовая операционная система ИСТОК, созданная штатными инженерами «Химпрома». Система успешно работала на протяжении десятилетий, ее дописывали по необходимости, наращивая масштаб и функциональность, однако скорость обработки информации постоянно снижалась даже при работе на мощных компьютерах. Со временем этот недостаток стал критическим. Отдельную проблему представляла необходимость подготовки узких специалистов по технической поддержке.

Информация о деятельности ремонтной службы оцифровывались фрагментарно, только в области отчетов для бухгалтерии и финансовой службы. Записи о ремонтах велись в бумажных журналах, собрать статистику по ним было практически невозможно, анализ дефектов полностью отсутствовал, не было единой терминологии для описания поломок и ремонтных работ. Архив хранился не дольше 3 лет, поэтому исторической информации о фондах, значительная часть которых используется десятилетиями, не существовало. База оборудования представляла из себя справочник инвентарных номеров для бухгалтерии и много лет не актуализировалась.

К 2018 году в компании было решено создать новый IT-ландшафт — гибкий, состоящий из отдельных специализированных систем. Начали с полной перестройки управления основными фондами предприятия, выбрав для этих целей систему «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Команде проекта предстояло заново организовать работу ремонтной службы «Химпром» на пилотном участке — в цехе 56 по производству хлорметанов. Цех 56 — один из 19 основных производственных цехов завода, которые впоследствии должны быть также подключены к «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система управления производственными активами построена на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Проект состоял из трех основных фаз:
Фаза паспортизации.

  1. Фаза адаптации, интеграции и обучения сотрудников.
  2. Фаза опытно-промышленной эксплуатации.

Фаза 1. Паспортизация:

  • подготовка данных для внесения в систему,
  • запуск процесса: учет оборудования в системе.

Справочник основных фондов цеха 56 насчитывал 2200 единиц оборудования. После ревизии из этого количества были выделены 846 единиц производственных активов, участвующих в создании прибыли: технологическое оборудование цеха 56, а также энергетическое и электротехническое. В том числе:

  • вентиляционное оборудование,
  • емкостное оборудование,
  • ректификационные колонны,
  • насосное оборудование,
  • реакторы,
  • холодильное оборудование,
  • трубопроводы,
  • фильтрационное оборудование,
  • транспортное оборудование
  • здания и сооружения.

Активы разделили на 1388 объектов ремонта. Данные об объектах ремонта были нормализованы, выработана единая терминология для описания оборудования, дефектов и ремонтных операций. Выбрана иерархия построения базы данных оборудования по технологической позиции.

Ревизия и «чистка» данных позволила выделить оборудование, которое требует капиталовложений. Накопление и анализ статистики по этому оборудованию в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» даст возможность определить стоимость владения активами и принимать обоснованные решения о ремонте или замене оборудования, о необходимости его обновления или технической модернизации цеха. Данные внесены в систему за 3 месяца (с учетом промежуточных проверок) силами 3 сотрудников «Химпром», которые прошли обучение и пользовались специальными шаблонами.

Фаза 2. Адаптация, интеграция, обучение:

  • интеграция с операционной системой ИСТОК,
  • обучение пользователей.

В настоящее время «Химпром» продолжает использовать систему ИСТОК в качестве верхнеуровневой (ERP), поэтому между ней и «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» реализован двусторонний обмен в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности.

За 2 недели очного обучения 3 группы пользователей получили необходимые навыки работы в системе:

  1. Работники цеха 56 — мастера смен, мастера отделений, начальник отделения, начальник цеха, мастера по ремонту, механик, операторы.
  2. Работники службы главного механика, отдела по эксплуатации и ремонту строительных конструкций, отдела по эксплуатации и ремонту энергооборудования, службы управления надежностью.
  3. IT-специалисты завода.

В «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» созданы 6 профилей основных групп доступа:

  1. Администратор.
  2. Базовые права ТОиР.
  3. Мастер цеха.
  4. Механик.
  5. Нормативы и НСИ.
  6. Анализ эффективности.

Интеграция и обучение велись параллельно с паспортизацией и этапом опытно-промышленной эксплуатации, и в сумме заняли 3 месяца. В настоящее время в системе работают более 30 человек. Еще 45 сотрудников регулярно обращаются к системе.

Фаза 3. Опытно-промышленная эксплуатация (ОПЭ):

На этапе ОПЭ началось практическое использования системы, были выявлены и устранены все недостатки решения. Частично ОПЭ проводилась на удаленной поддержке. За 3 месяца ОПЭ в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» сформирован график планово-предупредительных ремонтов (ППР) на 2020 год и настроены типовые отчеты:

  • по выявленным дефектам (ежедневно);
  • по контролируемым показателям (ежедневно);
  • по наработке оборудования (по итогам недели);
  • по фактическим затратам по объектам ремонта (ежемесячно).

Разработаны 3 дополнительных отчета:

  1. Бюджет плановых ТО и ремонтов.
  2. Аналитический отчет для механика цеха и мастеров смен о дефектах и состоянии оборудования за период: смена/сутки/неделя/месяц.
  3. Отчет по экспертизам промышленной безопасности (ЭПБ). Специализированный отчет для «Химпром» как предприятия высокого класса опасности.

В системе реализован внутренний (платформенный) чат с функцией хранения сообщений. Он будет использоваться для коммуникаций по ТОиР между подразделениями предприятия при тиражировании решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» в других цехах и, в перспективе, при развитии функционала мобильных обходов.

1C_Shema_HimProm_.jpg

Схема функциональной архитектуры системы

4
Особенности и уникальность проекта

Проект в цехе 56 — начало больших изменений для завода. «Химпром» готовится тиражировать «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» еще на 18 основных цехов, сделав систему основой для управления всеми материальными активами «Химпрома».

Поскольку завод планирует развивать цифровизацию предприятия с помощью внедрения систем класса ERP (планирование ресурсов предприятия) и RCM (управление надежностью), в ходе проекта при поддержке «Деснол Софт» начата подготовка данных для RCM-анализа. В «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» предусмотрены встроенные интеграции с системами ERP и RCM на платформе «1С», реализовать которые возможно собственными силами. Риск-ориентированный подход актуален для «Химпром» как предприятия высокого класса опасности.

5
Результаты проекта

Сокращение трудозатрат в подразделениях

15%

Сокращение себестоимости ремонтов

15%

Высвобождение оборотных средств

7%

Сокращение затрат на обслуживание заемного капитала

9%

Результаты проекта:

  1. Проведена сверка текущих основных фондов со справочником. Структурирован справочник, стандартизированы наименования основных фондов, нормализованы данные для создания базы оборудования в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».
  2. Реализована интеграция «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» и существующей системы ИСТОК в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности.
  3. Настроены типовые отчеты и сформированы дополнительные отчеты в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» в соответствии с потребностями предприятия.
  4. Проведено обучение и тестирование пользователей.
  5. Получен инструмент для автоматизированного формирования программы ТОиР основных фондов предприятия. Сформирован график ТОиР на 2020 год для цеха 56.
  6. Обеспечена возможность автоматизированного формирования годового бюджета ремонтной службы предприятия. Сформирован бюджет ТОиР на 2020 год для цеха 56.
  7. Обеспечена подготовка системы к последующему тиражированию.
  8. Обеспечена возможность формирования единой базы дефектов для дальнейшей интеграции с системой управления надежностью.

Экономический эффект от внедрения:

  • Сокращение трудозатрат в подразделениях — 15%.
  • Сокращение себестоимости ремонтов — 15%.
  • Высвобождение оборотных средств за счет оптимизации склада запчастей — 7%.
  • Сокращение затрат на обслуживание заемного капитала за счет высвобождения оборотных средств (следствие от предыдущей выгоды) — 9%.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
50
Деснол Софт
Функциональная область
Управление ремонтами
Платформа
1С:Предприятие 8 КОРП
Февраль 2019 —
Приволжский федеральный округ РФ

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Главный инженер ПАО «Химпром»
Илдус Жданов
Мы отмечаем преимущества системы «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» для сотрудников всех служб: система проста в использовании, у нее понятный интерфейс, информация в ней наглядна, есть возможность анализировать данные в виде графиков, диаграмм и гистограмм.
Новости
26 декабря 2024
Выпущена бета-версия платформы «1С:Предприятие 8.5» с новым интерфейсом

Среди новых возможностей: лучшее восприятие информации за счет более просторного/воздушного интерфейса, использование современных трендов дизайна, поддержка светлой/темной темы и многое другое.

17 декабря 2024
О начале розничных продаж курсов «1С:Бизнес-обучение» для первых лиц организаций и топ-менеджмента

Познакомиться с сервисом «1С:Бизнес-обучение», а также получить актуальный список доступных курсов можно на сайте https://bizedu.1c.ru/. Там вы можете изучить подробный план каждого курса, познакомиться с авторами курсов, ознакомиться с видеофрагментом курса, а также приобрести отдельные курсы.