Проект внедрения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» в 56-м цехе стал пилотным для цифровизации управления производственными активами в масштабе всего завода, целью которой является переход с глобальной самописной текстовой операционной системы ИСТОК на гибкий IT-ландшафт из тиражных решений на платформе «1С». Переход на высокий уровень цифровизации потребовал подготовки данных о производственных активах практически с нуля, поскольку информация на бумажных носителях и в системе ИСТОК была неполной и неструктурированной. Предприятие продолжает использовать историческую IT-систему в качестве верхнеуровневой (ERP), поэтому необходимо было обеспечить обмен между «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» и ИСТОК в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности. За 7 месяцев создано новое информационное пространство, в которое перенесены данные о 1388 объектах ремонта цеха 56, сформирован график ППР и бюджет цеха на 2020 год, настроены 4 и разработаны 2 отчета, перестроены и отлажены все необходимые процессы для эффективного управления техобслуживанием.
ПАО «Химпром» — одно из ключевых предприятий отечественной химической индустрии, чья деятельность сосредоточена на крупнотоннажной химии. Завод «Химпром» в Новочебоксарске производит более 150 наименований и марок продукции, которая пользуется спросом на внутреннем и международном рынках. Основные производственные комплексы — неорганический, органический, хлорорганический, фосфорорганический, кремнийорганический, резинохимикаты, поверхностно активные вещества, а также реагенты для теплоэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Завод занимает территорию в 550 га, на нем работают более 3500 человек. В 2020 году «Химпрому» исполняется 60 лет.
Цели проекта:
- Получить инструмент для автоматизированного формирования программы ТОиР (техническое обслуживание и ремонт) основных фондов предприятия.
- Обеспечить возможность автоматизированного формирования годового бюджета ремонтной службы предприятия. Сформировать бюджет ТОиР на 2020 год для цеха 56.
- Ускорить формирование отчетности по всем направлениям, связанным с ремонтной деятельностью предприятия.
- Обеспечить подготовку системы к последующему тиражированию.
Задачи проекта:
- Провести ревизию основных фондов цеха 56 в исторической IT-системе.
- Провести сверку текущих основных фондов со справочником бухгалтерии. Структурировать справочник, стандартизировать наименования основных фондов, нормализовать данные для создания базы оборудования в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».
- Реализовать интеграцию «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» и существующей системы в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности.
- Настроить типовые отчеты «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» под потребности предприятия.
- Сформировать дополнительные отчеты.
- Провести обучение и тестирование пользователей.
На предприятии с 1990-годов использовалась текстовая операционная система ИСТОК, созданная штатными инженерами «Химпрома». Система успешно работала на протяжении десятилетий, ее дописывали по необходимости, наращивая масштаб и функциональность, однако скорость обработки информации постоянно снижалась даже при работе на мощных компьютерах. Со временем этот недостаток стал критическим. Отдельную проблему представляла необходимость подготовки узких специалистов по технической поддержке.
Информация о деятельности ремонтной службы оцифровывались фрагментарно, только в области отчетов для бухгалтерии и финансовой службы. Записи о ремонтах велись в бумажных журналах, собрать статистику по ним было практически невозможно, анализ дефектов полностью отсутствовал, не было единой терминологии для описания поломок и ремонтных работ. Архив хранился не дольше 3 лет, поэтому исторической информации о фондах, значительная часть которых используется десятилетиями, не существовало. База оборудования представляла из себя справочник инвентарных номеров для бухгалтерии и много лет не актуализировалась.
К 2018 году в компании было решено создать новый IT-ландшафт — гибкий, состоящий из отдельных специализированных систем. Начали с полной перестройки управления основными фондами предприятия, выбрав для этих целей систему «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Команде проекта предстояло заново организовать работу ремонтной службы «Химпром» на пилотном участке — в цехе 56 по производству хлорметанов. Цех 56 — один из 19 основных производственных цехов завода, которые впоследствии должны быть также подключены к «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».
Система управления производственными активами построена на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Проект состоял из трех основных фаз:
Фаза паспортизации.
- Фаза адаптации, интеграции и обучения сотрудников.
- Фаза опытно-промышленной эксплуатации.
Фаза 1. Паспортизация:
- подготовка данных для внесения в систему,
- запуск процесса: учет оборудования в системе.
Справочник основных фондов цеха 56 насчитывал 2200 единиц оборудования. После ревизии из этого количества были выделены 846 единиц производственных активов, участвующих в создании прибыли: технологическое оборудование цеха 56, а также энергетическое и электротехническое. В том числе:
- вентиляционное оборудование,
- емкостное оборудование,
- ректификационные колонны,
- насосное оборудование,
- реакторы,
- холодильное оборудование,
- трубопроводы,
- фильтрационное оборудование,
- транспортное оборудование
- здания и сооружения.
Активы разделили на 1388 объектов ремонта. Данные об объектах ремонта были нормализованы, выработана единая терминология для описания оборудования, дефектов и ремонтных операций. Выбрана иерархия построения базы данных оборудования по технологической позиции.
Ревизия и «чистка» данных позволила выделить оборудование, которое требует капиталовложений. Накопление и анализ статистики по этому оборудованию в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» даст возможность определить стоимость владения активами и принимать обоснованные решения о ремонте или замене оборудования, о необходимости его обновления или технической модернизации цеха. Данные внесены в систему за 3 месяца (с учетом промежуточных проверок) силами 3 сотрудников «Химпром», которые прошли обучение и пользовались специальными шаблонами.
Фаза 2. Адаптация, интеграция, обучение:
- интеграция с операционной системой ИСТОК,
- обучение пользователей.
В настоящее время «Химпром» продолжает использовать систему ИСТОК в качестве верхнеуровневой (ERP), поэтому между ней и «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» реализован двусторонний обмен в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности.
За 2 недели очного обучения 3 группы пользователей получили необходимые навыки работы в системе:
- Работники цеха 56 — мастера смен, мастера отделений, начальник отделения, начальник цеха, мастера по ремонту, механик, операторы.
- Работники службы главного механика, отдела по эксплуатации и ремонту строительных конструкций, отдела по эксплуатации и ремонту энергооборудования, службы управления надежностью.
- IT-специалисты завода.
В «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» созданы 6 профилей основных групп доступа:
- Администратор.
- Базовые права ТОиР.
- Мастер цеха.
- Механик.
- Нормативы и НСИ.
- Анализ эффективности.
Интеграция и обучение велись параллельно с паспортизацией и этапом опытно-промышленной эксплуатации, и в сумме заняли 3 месяца. В настоящее время в системе работают более 30 человек. Еще 45 сотрудников регулярно обращаются к системе.
Фаза 3. Опытно-промышленная эксплуатация (ОПЭ):
На этапе ОПЭ началось практическое использования системы, были выявлены и устранены все недостатки решения. Частично ОПЭ проводилась на удаленной поддержке. За 3 месяца ОПЭ в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» сформирован график планово-предупредительных ремонтов (ППР) на 2020 год и настроены типовые отчеты:
- по выявленным дефектам (ежедневно);
- по контролируемым показателям (ежедневно);
- по наработке оборудования (по итогам недели);
- по фактическим затратам по объектам ремонта (ежемесячно).
Разработаны 3 дополнительных отчета:
- Бюджет плановых ТО и ремонтов.
- Аналитический отчет для механика цеха и мастеров смен о дефектах и состоянии оборудования за период: смена/сутки/неделя/месяц.
- Отчет по экспертизам промышленной безопасности (ЭПБ). Специализированный отчет для «Химпром» как предприятия высокого класса опасности.
В системе реализован внутренний (платформенный) чат с функцией хранения сообщений. Он будет использоваться для коммуникаций по ТОиР между подразделениями предприятия при тиражировании решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» в других цехах и, в перспективе, при развитии функционала мобильных обходов.
Схема функциональной архитектуры системы
Проект в цехе 56 — начало больших изменений для завода. «Химпром» готовится тиражировать «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» еще на 18 основных цехов, сделав систему основой для управления всеми материальными активами «Химпрома».
Поскольку завод планирует развивать цифровизацию предприятия с помощью внедрения систем класса ERP (планирование ресурсов предприятия) и RCM (управление надежностью), в ходе проекта при поддержке «Деснол Софт» начата подготовка данных для RCM-анализа. В «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» предусмотрены встроенные интеграции с системами ERP и RCM на платформе «1С», реализовать которые возможно собственными силами. Риск-ориентированный подход актуален для «Химпром» как предприятия высокого класса опасности.
Сокращение трудозатрат в подразделениях
Сокращение себестоимости ремонтов
Высвобождение оборотных средств
Сокращение затрат на обслуживание заемного капитала
Результаты проекта:
- Проведена сверка текущих основных фондов со справочником. Структурирован справочник, стандартизированы наименования основных фондов, нормализованы данные для создания базы оборудования в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».
- Реализована интеграция «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» и существующей системы ИСТОК в части управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности.
- Настроены типовые отчеты и сформированы дополнительные отчеты в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» в соответствии с потребностями предприятия.
- Проведено обучение и тестирование пользователей.
- Получен инструмент для автоматизированного формирования программы ТОиР основных фондов предприятия. Сформирован график ТОиР на 2020 год для цеха 56.
- Обеспечена возможность автоматизированного формирования годового бюджета ремонтной службы предприятия. Сформирован бюджет ТОиР на 2020 год для цеха 56.
- Обеспечена подготовка системы к последующему тиражированию.
- Обеспечена возможность формирования единой базы дефектов для дальнейшей интеграции с системой управления надежностью.
Экономический эффект от внедрения:
- Сокращение трудозатрат в подразделениях — 15%.
- Сокращение себестоимости ремонтов — 15%.
- Высвобождение оборотных средств за счет оптимизации склада запчастей — 7%.
- Сокращение затрат на обслуживание заемного капитала за счет высвобождения оборотных средств (следствие от предыдущей выгоды) — 9%.