||
Краткое описание

В «Русатомсервис» разработали и внедрили систему управления бюджетом. Особенность проекта состояла в необходимости консолидации бюджета предприятия заказчика и бюджетов дочерних обществ, формирования отчетности в сжатые сроки и в полном соответствии со специфическими отраслевыми требованиями вышестоящей организации. Задача усложнялась проектным характером деятельности предприятия. В результате «Русатомсервис» получил систему, позволяющую оперативно формировать и контролировать бюджет в полном соответствии с задачами собственного менеджмента и требованиями вышестоящей организации.

АО «Русатомсервис»
Заказчик

АО «Русатомсервис» — поставщик услуг глобальной сервисной инфраструктуры поддержки предприятий атомной энергетики, инфраструктуры и инжиниринговых организаций. Развивает долгосрочные сервисные бизнесы в регионах присутствия совместно с локальными партнерами. Компания реализует более 200 международных проектов свыше чем в 15 странах. В ней работает более 1500 сотрудников.

1
Цели и задачи

Цель проекта: разработать и внедрить эффективную методику бюджетирования с учетом развития организационной структуры, модернизации системы управления проектами, а также подготовки отчетности для вышестоящей организации на основании консолидированных данных группы компаний.

Задачи проекта: подготовить концепции внедрения автоматизированной системы управления на основании внедренной методики бюджетирования.

Развитие проекта в 2020–2021 годах

Цели проекта:

  • синхронизировать системы бюджетирования новых дочерних компаний с системой бюджетирования компании;
  • внедрить автоматизированную систему бюджетирования в зарубежных представительствах;
  • включить бюджеты зарубежных представительств и новых дочерних компаний в консолидированный бюджет .

Задачи проекта:

  1. Синхронизировать системы бюджетных статей и форм отчетности зарубежных представительств и новых дочерних компаний с системой бюджетных статей и формами отчетности заказчика.
  2. Настроить обмен данными ИС зарубежных представительств и новых дочерних компаний с ИС заказчика.
  3. Синхронизировать бюджетный процесс и контроль в зарубежных представительствах и в новых дочерних компаниях с бюджетным процессом и контролем заказчика.
  4. Включить в консолидированную финансовую отчетность данные, полученные от зарубежных представительств и новых дочерних компаний.
2
Ситуация до старта проекта

Существующую в компании систему бюджетирования было необходимо оптимизировать и автоматизировать по следующим причинам:

  1. В связи с быстрым ростом предприятия система бюджетирования уже не соответствовала потребностям модернизированной системы управления проектами, системы управления по целям.
  2. После создания холдинговой структуры (включением зависимых организаций) возникла необходимость в унификации бюджетной модели группы, а также регламентов формирования и консолидации бюджета.
  3. Из-за повышения уровня требований вышестоящей организации по объему, сложности данных и по оперативности их предоставления возникла необходимость автоматизации процессов сбора и подготовки отчетной информации для качественной интеграции предприятия в отраслевую структуру.

Развитие проекта в 2020 – 2021 годы

Включение в консолидированную финансовую отчётность Заказчика данных, полученных от зарубежных представительств и новых дочерних компаний, осуществлялось вручную с использованием таблиц excel и большого количества форм, заполняемых исполнителями вручную. Что приводило к большому количеству ошибок, необходимости их исправления и срыву сроков бюджетного процесса у Заказчика.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Для автоматизации деятельности предприятие использует следующие программные продукты:

  1. «1С:ERP Управление предприятием».
  2. Программа для автоматизированного учета энергоресурсов, программа для снятия показаний со счетчиков воды, тепла, газа, электроэнергии.
  3. Power BI.

Предусмотрена автоматизация 150 рабочих мест.

Виды консалтинговых работ на проекте:

  1. Постановка бюджетного управления в группе компаний, в том числе, консолидация управленческой отчетности.
  2. Диагностика проблем существующей системы управления финансами и разработка рекомендаций для их устранения.
  3. Разработка и внедрение системы управления ИТ-сервисами.

При выработке решений учитывались методики, заложенные в систему «1С:Управление холдингом», которая в дальнейшем будет использоваться для автоматизации системы бюджетирования:

  1. Организационно-финансовая структура холдинга.
  2. Организационно-финансовая структура предприятия.
  3. Конструктор и система аналитики бюджетных моделей.
  4. Интерфейс ввода и вывода данных о бюджетах ЦФО и результатах их исполнения.
  5. Управление бюджетным процессом.
  6. Процедуры согласования и утверждения бюджетных документов и отчетов.
  7. Анализ данных.

Развитие проекта в 2020-2021 годах

Виды консалтинговых работ на проекте:

  1. Диагностика состояния посредством изучения нормативной документации и интервью с сотрудниками.
  2. Моделирование финансовой структуры с учетом добавления новых ЦФО.
  3. Моделирование финансовых потоков.
  4. Моделирование цепочки формирования финансового результата.
  5. Моделирования бюджетного процесса с учтом добавления новых ЦФО.
  6. Подготовка задания на автоматизацию.
  7. Тестирование и сопровождение доработанного решения.

При внедрении решения использовались следующие методики, заложенные в систему «1С:Управление холдингом».

  1. Организационно-финансовая структура холдинга.
  2. Организационно-финансовая структура предприятия.
  3. Интеграция и управление мастер-данными: бесшовная интеграция, меппинг элементов справочников внешних систем и эталонных элементов корпоративных классификаторов, гармонизация справочников.
  4. Конструктор бюджетов.
  5. Инструменты сверки и элиминации внутригрупповых операций.
  6. Управление бюджетным процессом: процессы, задачи, оповещения.
  7. Бизнес-анализ и система сбалансированных показателей.

Схема взаимосвязи бюджетов компании

4
Особенности и уникальность проекта
  1. Проведена диагностика системы управления финансами, существовавшей на предприятии на момент начала проекта. Выявлены недостатки, требующие устранения. Определены цели разработки системы управления бюджетом.
  2. Разработана концепция системы управления бюджетом предприятия заказчика с учетом консолидации бюджетов его дочерних предприятий.
  3. Разработана финансовая структура предприятия.
  4. Разработана бюджетная модель предприятия с учетом формирования как обособленного, так и консолидированного бюджета.
  5. Разработано положение об управлении бюджетами проектов предприятия заказчика, включая проекты дочерних предприятий.
  6. Разработаны показатели финансовой эффективности подразделений финансовой структуры предприятия заказчика.
  7. Разработаны процессы планирования и контроля бюджета.
  8. Осуществлен выбор информационной системы для автоматизации системы управления бюджетом.
  9. Проведена презентация и защита результатов разработки.
  10. Проведено обучение персонала.
  11. Осуществлен перевод управления бюджетом предприятия заказчика на новую систему при сопровождении консультантом.
  12. Совместно с заказчиком проведена оценка эффективности и подведены итоги проекта, намечены цели и концепция следующего проекта — автоматизации системы управления бюджетом.
  13. Все перечисленные решения разработаны с учетом требований, адаптированы для автоматизации и смоделированы на функционале «1С:Управление холдингом».

Развитие проекта в 2020–2021 годах

  1. Необходимость синхронизации систем бюджетирования зарубежных представительств с требованиями к формированию консолидированной отчетности заказчика, а с другой стороны — с требованиями к представлению бюджетной и финансовой отчетности в странах присутствия.
  2. Включение в систему консолидированной отчетности решения для анализа внутригрупповых оборотов материнской компании.
  3. Внедрено решение, позволившее учитывать в консолидированной отчетности бюджетов проектов, в которых задействованы зарубежные представительства и новые дочерние компании, и их собственные автономные проекты.
5
Результаты проекта

Сократить срок формирования консолидированной отчетности

х3,5

В результате проекта предприятие получило функционирующую систему управления бюджетированием:

  1. Механизм стратегического и бюджетного планирования, включая финансовую структуру, бюджетную модель и регламенты бюджетирования:
  • определена масштабируемая финансовая структура предприятия с учетом иерархии задач и уровней управления;
  • определен порядок бюджетирования операционной деятельности;
  • определен порядок бюджетирования доходных проектов;
  • определен порядок бюджетирования инвестиционной деятельности;
  1. Механизм консолидации бюджетов дочерних организаций в бюджет предприятия.
  2. Механизм план-фактного анализа.
  3. Механизм факторного анализа.
  4. Механизм формирования специализированной отчетности для вышестоящей организации.

Важной характеристикой, указывающей на достижение ожидаемых компанией результатов, стало сокращение продолжительности процесса годового бюджетирования в два раза. Также, благодаря сокращению в три раза продолжительности процесса план-фактного анализа компания смогла перейти от ежеквартального к ежемесячному контролю исполнения бюджета. Что позволило повысить оперативность и обоснованность управленческих решений.

Развитие проекта в 2020—2021 годах

Внедренное решение позволило получить следующие результаты:

  1. Интегрировать новые ЦФО в финансовую структуру холдинга и предприятия.
  2. Выстроить цепочку формирования финансовых результатов, управляемую с помощью системы сбалансированных показателей.
  3. Сократить срок формирования консолидированной отчетности, с учетом включения новых ЦФО, в 3,5 раза.
  4. Сократить количество ошибок при сверке внутригрупповых оборотов более чем в 7 раз, сократить сроки сверки более чем в 2,5 раза.
  5. Создать прозрачный и управляемый процесс формирования бюджетов и консолидированной отчетности для новых ЦФО и холдинга.
Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
150
Отрасль
Энергетика
Апрель 2019 —
Федеральный масштаб
Республика Казахстан
Республика Беларусь
Азия
Африка
Центральная и Восточная Европа
Западное полушарие

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «Русатомсервис»
Анатолий Смирнов
В результате разработке системы управления процессами бюджетирования и планирования мы получили единую методологию и бюджетую модель, четкое распределение финансовой ответственности и полномочий руководителей, управляемость бюджетным процессом.
Новости
26 декабря 2024
Выпущена бета-версия платформы «1С:Предприятие 8.5» с новым интерфейсом

Среди новых возможностей: лучшее восприятие информации за счет более просторного/воздушного интерфейса, использование современных трендов дизайна, поддержка светлой/темной темы и многое другое.

17 декабря 2024
О начале розничных продаж курсов «1С:Бизнес-обучение» для первых лиц организаций и топ-менеджмента

Познакомиться с сервисом «1С:Бизнес-обучение», а также получить актуальный список доступных курсов можно на сайте https://bizedu.1c.ru/. Там вы можете изучить подробный план каждого курса, познакомиться с авторами курсов, ознакомиться с видеофрагментом курса, а также приобрести отдельные курсы.