Компания «Баск» разработала и внедрила систему управления жизненным циклом продуктовых коллекций. Необходимость четкой организации управления жизненным циклом продуктовых коллекций для компании обусловлена ростом конкуренции и необходимостью формирования предложения актуальных продуктов для потребителей и посредников в более короткие сроки и с меньшими издержками. В рамках проекта выстроена работа всех функциональных блоков основного процесса, включая разработку коллекций, предварительный сбор заказов, закупку материалов, производство с использованием сторонних мощностей, сложные логистические схемы поставки и хранения, систему распределения, контроля продаж и вывода коллекций с рынка.
ООО «Баск» — производитель и поставщик товаров для туризма, основу ассортимента составляет туристическая одежда. Спрос на продукцию компании имеет выраженную сезонность с годичным циклом продаж. Каждый год к началу сезона компания осуществляет замену устаревших коллекций, обновляет и дорабатывает ассортимент действующих коллекций, производит и поставляет свою продукцию в торговую сеть. В компании работает более 200 сотрудников.
Цели проекта:
- Сократить сроки разработки и вывода на рынок новых коллекций.
- Сократить производственные издержки
- Снизить издержки вывода коллекций на рынок и вывода с рынка.
- Более глубоко интегрировать сторонних производителей в бизнес-процессы компании.
- Сократить потери на этапе распределения и продажи.
- Увеличить продажи.
- Повысить уровень рентабельности собственного капитала.
- Повысить устойчивость к внешним угрозам и гибкость в использовании внешних возможностей.
Задачи проекта:
- Повысить эффективность управления жизненным циклом продуктовых коллекций на всех этапах: разработка и вывод на рынок, закупки, производство, распределение, продажи, вывод с рынка.
- Создать базу для формирования уникального предложения клиентам, опирающегося на возможности эффективного управления жизненным циклом продуктовых коллекций.
Необходимость реализации проекта вызвана усилением конкуренции и стагнацией спроса на рынке, а также угрозой утраты конкурентных позиций под давлением сильных компаний с большим масштабом деятельности и большими объемами ресурсов.
Для автоматизации деятельности использует следующие программные продукты:
- «1С:ERP Управление предприятием».
- «1С:Бухгалтерия».
- «1С:Зарплата и управление персоналом».
- «1С:Комплексная автоматизация».
В рамках проекта произведена программная модернизация 150 автоматизированных рабочих мест.
Виды консалтинговых работ на проекте:
- Моделирование и совершенствование бизнес—процессов.
- Консалтинг в области управления проектами.
- Разработка и внедрение систем управления ИТ сервисами.
- Построение системы планирования и управления производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
- Построение системы управления взаимоотношениями с поставщиками.
- Построение системы управления продажами.
При выработке решений, предложенных клиенту, учитывались следующие методики, заложенные в систему «1С:ERP Управление предприятием»:
- Управление нормативно-справочной информацией и дополнительными характеристиками продукции.
- Управление сторонним производством.
- Заказ на производство и исполнение заказов на производство.
- Ресурсные спецификации и разузлование.
- Цепочка документов на продажу с функциональной доработкой, вводящей так называемый малый заказ покупателя на конкретную отгрузку в рамках большого сезонного заказа.
- Комплектация заказов покупателей.
- Обмен данными между конфигурациями «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Комплексная автоматизация».
На рисунке отображена интеграция элементов системы управления продуктовыми коллекциями в основной деловой процесс предприятия заказчика.
Главные особенности проекта, определившие его уникальность, продиктованы следующими характеристиками бизнеса клиента.
- Продажи в рамках продуктовых коллекций носят выраженный сезонный характер с годичным циклом. В рамках каждого сезона клиент реализует отдельный операционный проект, в рамках которого происходит утверждение ассортимента, разработка новых коллекций, разработка новых и обновление существующих позиций готовой продукции в рамках существующих коллекций, сбор предварительных заказов, производство, распределение и продажа продукции.
- Продолжительность жизненного цикла коллекций не предопределена строго и не может составлять менее одного сезона. Решение о сохранении коллекции в ассортименте, о выводе из ассортимента и включении в ассортимент новой коллекции принимается раз в год на основании данных об итогах прошедшего года.
Данные характеристики бизнеса клиента потребовали решения следующих задач.
- Система моделирования жизненного цикла продуктовых коллекций. Система предусматривает классификацию коллекций по видам жизненного цикла и прогнозирование продаж на основе характерных точек перехода стадий жизненного цикла.
- Создание системы управления составом продуктовых коллекций. Система предусматривает сбор и анализ данных о результатах работы с коллекциями за сезон. На основании указанных данных менеджмент компании клиента принимает решение о составе коллекций и их ассортименте на следующий сезон, а также о мерах управленческого воздействия на жизненные циклы коллекций.
- Система управления сезонными операционными проектами. Предусматривает управление всеми перечисленными выше этапами проектов.
Все перечисленные особенности решений, предложенных клиенту, потребовали специальных доработок типовой конфигурации «1С:ERP Управление предприятием».
Увеличение продаж
Рост рентабельности активов
В результате проекта предприятие получило следующие возможности:
- Выбор внешних производственных площадок и распределение заказов между ними.
- Управление потоками материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в отношениях со сторонними производителями.
- Удобная система управления распределением готовой продукции в соответствии с критериями важности клиентов и их заказов.
- Оперативное формирование производственных цепочек на основании собственного производства и партнерского производства. Создание гибкой системы использования различных производственных спецификаций.
- Оперативное формирование данных НСИ новых коллекций продукции в системе ERP и выгрузка данных о коллекциях на внешние ресурсы.
- Реализация в системе схемы работы с дилерскими заказами в рамках продажного сезона.
- Ускорение обработки документов, упрощение их анализа.
- Эффективный механизм контроля на всех этапах жизненного цикла продуктовых коллекций.
О количественных результатах проектов, связанных с совершенствованием системы управления, уверенно можно говорить по прошествии периода времени, позволяющего надежно верифицировать указанные результаты. Поскольку данный проект нацелен на повышение качества управления продуктовыми коллекциями с годичными сезонными циклами, для надежной верификации результатов должно пройти, как минимум, несколько лет, в пределах которых должна произойти хотя бы одна смена продуктовой коллекции.
На данный момент на основании имеющихся данных можно говорить о следующих ожидаемых количественных результатах проекта на ближайший сезон:
- Сокращение продолжительности разработки, производства и распределения продукции к сезону на 15%, что позволит сократить упущенную выгоду из-за недостаточных запасов в рознице к началу сезона.
- Сокращение производственных издержек за счёт более глубокой оптимизации производственной программы на 5-10%.
- Рост продаж на 7%.
- Рост рентабельности активов на 20%.