Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева построил единую информационную систему бухгалтерского и налогового учета, складского учета, кадрового учета, а также учета платежей, закупок, производственных затрат и расчета себестоимости по контрактам ГОЗ на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». В рамках проекта компания перешла с конфигурации «1С:Бухгалтерия 7.7» на «1С:ERP Управление предприятием, ред. 2.4» с учетом всех индивидуальных особенностей. Автоматизированы основные требования законодательства РФ по работе с гособоронзаказом. В результате внедрения новой системы обеспечен автоматический контроль за эффективностью исполнения государственного оборонного заказа на предприятии — теперь все функции учета и формирования отчетности выполняет единая система, с которой напрямую работают участники бизнес-процессов: договорной отдел, кладовщики, экономисты, бухгалтера, финансисты, табельщики и сотрудники кадровых служб.
Экспериментальный машиностроительный завод является преемником предыдущих конструкторских бюро генерального конструктора В.М.Мясищева. Предприятие состоит из трех основных подразделений: конструкторское бюро, опытное производство, летно-испытательный комплекс и имеет богатый опыт создания авиационной, авиационно-космической, аэростатической и десантируемой техники. Основные направления деятельности — переоборудование самолетов и их модификация; разработка аэростатических аппаратов; испытания самолетов; исследования на воздушных платформах.
Цель проекта: создать единую информационную систему, которая позволит охватить бизнес-процессы всех подразделений предприятия, исключить многократный ввод одних и тех же данных в разные системы, снизит трудоемкость процессов учета.
Задачи проекта:
- Создать единое информационное пространство для принятия управленческих решений.
- Организовать управление нормативно-справочной информацией.
- Обеспечить достоверный и оперативный учет затрат в разрезе заказов и статей затрат.
- Обеспечить ведение и возможность анализа затрат в разрезе заказов, расчет себестоимости заказа (контракта) и НЗП по статьям затрат.
- Устранить «разрывы» данных в отчетности за счет оперативной работы пользователей и выполнения системой сложных расчетов.
- Обеспечить масштабируемость системы без потери производительности, как при увеличении количества пользователей, так и при расширении функциональности системы.
- Получать актуальные оперативные учетные данные в реальном времени.
- Обеспечить ведение регламентированного учета в соответствии с требованиями российского законодательства, в том числе Федеральным законом № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
- Формировать аналитические отчеты в необходимых разрезах.
До старта проекта на предприятии функционировало несколько устаревших информационных систем, отвечающих за автоматизацию учетных функций, некоторые участки были не автоматизированы (складской учет, учет договоров, учет заказов, часть бухгалтерского и налогового учета: налог на прибыль, налог на имущество, земельный и транспортный налоги, некоторые операции по НДС велись вручную в Excel). Все это приводило к следующим проблемам:
- отсутствие единой нормативно-справочной информации (данные между разными системами приходилось сопоставлять практически в ручном режиме);
- многократный ввод одних и тех же данных в разные системы учета и как следствие высокие трудозатраты на ведение учета;
- временные задержки между фактом хозяйственной деятельности, отражением первичных документов в информационной системе и формированием отчетности;
- сложность дальнейшего сопровождения устаревших программных продуктов,
- сложность (невозможность) реализации поддержки последних изменений в законодательстве;
- формирование вручную внешней отчетности, в т.ч. по контрактам ГОЗ, с использованием большого количества различных бумажных отчётов и электронных данных в различных форматах;
- высокая трудоемкость подготовки отчетности из-за низкого уровня автоматизации управленческих процессов и учетных механизмов;
- отсутствие достоверного и оперативного учета затрат в разрезе заказов, расчета себестоимости заказа (контракта).
Информационная система управления деятельностью предприятия построена на базе типового решения «1С:ERP Управление предприятием» и включает следующие подсистемы:
- бухгалтерский и налоговый учет,
- учет платежей и закупок по контрактам ГОЗ,
- складской учет (в рамках регламентированного) с учетом требований 275 ФЗ,
- учет производственных затрат и расчет себестоимости,
- кадровый учет и расчет заработной платы.
Связь подсистем обеспечивается их нахождением в едином решении, из системы формируются все отчетные материалы для контролирующих органов, обеспечивается выгрузка платежей для последующей загрузки их в банк-клиент.
Автоматизированы следующие функции:
- Бухгалтерский учет:
-
- учет денежных средств,
- учет расчетов,
- учет затрат,
- учет материально-производственных запасов,
- учет основных средств,
- учет нематериальных активов,
- учет научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы,
- забалансовый учет,
- учет доходов и расходов,
- учет кредитов и займов,
- инвентаризация имущества, резервов и финансовых обязательств,
- учет заработной платы,
- учет расходов будущих периодов,
- учет капитала,
- учет финансовых вложений,
- регламентированная отчетность.
- Налоговый учет.
- Учет платежей и закупок по контрактам ГОЗ (275 ФЗ):
-
- учет поставок в разрезе заказов и государственных контрактов.
- ведение информации по государственным контрактам (включая идентификатор).
- ведение информации о кооперации в рамках контракта.
- ведение информации по специальным счетам.
- планирование и контроль платежей (подбор подтверждающих документов).
- дополнительная информация в платежных поручениях (вид операции, статья).
- Складской учет.
- Учет производственных затрат и расчет себестоимости.
- Кадровый учет и расчет заработной платы.
В рамках проекта полностью автоматизирован бухгалтерский и налоговый учет, предоставление отчетности по стандартам РФ, включая раздельный учет НДС, а также отчетность по государственным контрактам в соответствии постановлением правительства № 543 от 04.05.2018.
Функциональная схема архитектуры
Процесс выполнения проекта был разбит на отдельные подэтапы, по завершении которых получен результат. При создании системы потребовалось пересмотреть большую часть регламентов, связанных с работой предприятий. Проект охватил все подразделения, которые выполняют ввод первичной информации. Ключевой особенностью проекта стало обеспечение выполнения требований законодательства в области гособоронзаказа в части ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, а именно:
- раздельный учет материалов и полуфабрикатов (серия идентифицирует собой партию товара, реализовано автоматическое формирование серии в документах закупки);
- позаказный учет (счета-заказы по основной деятельности, заказы 25, 26 и 91 счетов);
- закупки и работы подрядных организаций привязаны к исполняемым контрактам;
- расчет себестоимости (для консолидирования затрат и формирования документов по расчету себестоимости было создано рабочее место «Центр учета затрат»).
В результате внедрения системы:
- Предприятие отказалось от использования нескольких разрозненных программных продуктов и начало работать в единой системе, с реализацией принципа однократного ввода первичной информации. Это привело к улучшению качества учёта, снижению рутинной работы бухгалтерии, специалисты стали больше времени уделять контрольным и управленческим функциям.
- Организовано управление нормативно-справочной информацией, значительно сократился объем ключевых справочников за счет удаления дублей элементов справочников.
- В процессе работы в системе обеспечивается своевременный ввод всех данных, необходимых для расчета себестоимости заказа (контракта), оперативный учет и анализ затрат в разрезе заказов и статей затрат, ведение НЗП по статьям затрат.
- Минимизированы ошибки, возникающие в процессе выполнения операций расчета себестоимости, за счет их предварительного поиска с помощью отчетов и своевременного исправления.
- Настроен раздельный учет по направлениям деятельности для формирования отчетности по гособоронзаказу.
- Автоматизировано ведение договоров, за счет чего пользователи и руководство могут получать актуальные оперативные учетные данные и формировать аналитические отчеты в необходимых разрезах.
- Обеспечено своевременное формирование регламентированной отчетности в соответствии с текущим законодательством РФ, а также снижена трудоемкость формирования отчетности, устранены «разрывы» данных.
- Обеспечено формирование отчетности по государственным контрактам в разрезе направлений деятельности.