Медицинские организации Новосибирской области используют информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов на базе «1С:Медицина. Больничная аптека». Разработан централизованный механизм сбора информации о движении лекарственных препаратов в медицинских организациях, подключенных к системе. Информация консолидируется из 98 областей, разделенных в 5 информационных базах и сторонней автоматизированной системы льготного лекарственного обеспечения. В процессе работы над задачей по консолидации данных был определен принцип работы регионального справочника: каждая медицинская организация ведет обособленный список лекарственных препаратов, при этом каждый элемент локального справочника лекарственных препаратов привязан к позиции регионального справочника. Такая схема позволяет избежать больших объемов хранящейся информации в отдельных областях, а также дублей номенклатуры при сборе данных в центральном мониторе.
Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области — областной исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах цифровой трансформации социально-экономической деятельности, информационно-телекоммуникационных, информационных и сквозных цифровых технологий, информационной безопасности, межотраслевой координации развития информационного общества и формирования электронного правительства Новосибирской области.
Цели проекта:
- обеспечить передачу данных о движении лекарственных препаратов в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области с 01.01.2020;
- сформировать региональную систему мониторинга движения лекарственных препаратов;
- обеспечить ведение единого регионального справочника лекарственных препаратов;
- обеспечить возможность передачи данных в компоненты регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Новосибирской области.
Задачи проекта:
- разработать интеграционные сервисы, позволяющие передавать данные о движении лекарственных препаратов из учетной системы в систему маркировки;
- получить информацию о движении лекарственных препаратов из автоматизированной системы «Льготное лекарственное обеспечение» и передать в центральный монитор;
- собрать информацию о движении лекарственных препаратов в медицинских организациях и передать в центральный монитор;
- разработать функционал ведения единого регионального справочника лекарственных препаратов;
- разработать веб-сервис интеграции с компонентами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Новосибирской области.
До старта проекта медицинские организации министерства здравоохранения Новосибирской области вели учет в сторонней программе. С введением новых требований к учету лекарственных препаратов в соответствии с п.5. ст. 1. Федерального закона от 27.12.2019 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» было установлено, что текущая информационная система не удовлетворяет новым требованиям работы с маркированными лекарственными препаратами. Для исполнения федерального законодательства требовалась дополнительная программа, позволяющая вести учет движения маркированных лекарственных препаратов и передавать данные в Федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов (далее — ФГИС МДЛП). Важным условием функционирования новой системы являлась возможность интеграционного взаимодействия с компонентами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Новосибирской области по передаче данных о движении лекарственных препаратов.
По результатам конкурсных процедур подрядчиком на разработку Региональной системы мониторинга движения лекарственных препаратов стал филиал в Новосибирске компании «1С-Рарус». Заказчиком выступило министерство цифрового развития и связи Новосибирской области.
Информационная система «Мониторинг движения лекарственных препаратов» состоит из двух подсистем:
1. Подсистема учета движения лекарственных препаратов в медицинских организациях на базе программного продукта «1С:Медицина. Больничная аптека».
Назначение: предназначена для учета движения маркированных лекарственных препаратов и передачи данных в ФГИС МДЛП.
Пользователи: в подсистеме работают сотрудники 98 медицинских организаций, подключенных к информационной системе Мониторинг движения лекарственных препаратов. Общее количество одновременно работающих пользователей — до 300.
Автоматизированные рабочие места (далее — АРМ):
- АРМ Сотрудник аптечного склада,
- АРМ Сотрудник розничного пункта продаж лекарственных препаратов,
- АРМ Системный администратор медицинской организации,
- АРМ Системный администратор.
Интеграционные связи: в подсистеме реализованы сервисы обмена данными с системой маркировки (ФГИС МДЛП), обмен информацией с компонентами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Новосибирской области, выгрузка данных в систему финансово-хозяйственной деятельности, а также передача данных в центральный монитор.
Технические особенности: система развернута в центре обработки данных правительства Новосибирской области. Использован сервис «1С:Фреш». Созданы 5 информационных баз, каждая информационная база поделена на области, в каждой из которой осуществляет учет одна медицинская организация.
2. Центральный монитор (индивидуальная разработка).
Назначение: подсистема предназначена для консолидации данных из различных информационных систем, регистрирующих операции по поступлению, перемещению и выбытию маркированных лекарственных препаратов во всех медицинских учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Новосибирской области и предоставления уполномоченному лицу возможности оперативного получения план-фактного анализа данных в виде различных форм отчетов.
Пользователи: сотрудники министерства здравоохранения Новосибирской области, сотрудники уполномоченной организации, ответственной за ведение единого регионального справочника.
Автоматизированные рабочие места:
- АРМ Ответственный сотрудник Министерства здравоохранения, ответственный за ведение единого регионального справочника лекарственных препаратов.
Интеграционные связи: подсистема собирает данные из информационных баз подсистемы учета движения лекарственных препаратов и автоматизированной системы льготного лекарственного обеспечения. Данные о движении лекарственных препаратов, получаемые из сторонних систем, загружаются в соответствии с установленными связями элементов справочника лекарственных препаратов отдельных областей, в которых работают медицинские организации с позициями единого регионального справочника.
Технические особенности: система развернута в центре обработки данных Правительства Новосибирской области. Одна информационная система.
Разработан централизованный механизм сбора информации о движении лекарственных препаратов в медицинских организациях министерства здравоохранения Новосибирской области и других учреждениях, подключенных к системе. Информация консолидируется из 98 областей, разделенных в 5 информационных базах и сторонней автоматизированной системы льготного лекарственного обеспечения. В процессе работы над задачей по консолидации данных был определен принцип работы регионального справочника: каждая медицинская организация ведет обособленный список лекарственных препаратов, при этом каждый элемент локального справочника лекарственных препаратов привязан к позиции регионального справочника. Такая схема позволяет избежать больших объемов хранящейся информации в отдельных областях, а также дублей номенклатуры при сборе данных в центральном мониторе.
Разработанная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов успешно прошла приемо-сдаточные испытания перед комиссией в составе представителей пилотных учреждений и готова к использованию в медицинских организациях Новосибирской области для ведения учета движения маркированных лекарственных препаратов и передачи данных в ФГИС МДЛП.
Экономический эффект от внедрения
- на 10% сократились трудозатраты в подразделениях,
- на 30% быстрее формируется управленческая и регламентированная отчетность,
- на 10% сократились сроки исполнения заказов / оказания услуг.
Аналитический модуль центрального монитора позволяет сотрудникам министерства здравоохранения оперативно получать информацию о текущих остатках лекарственных препаратов на складах медицинских организаций Новосибирской области, информацию об объемах и ценах поступления лекарственных препаратов на склады медицинских организаций, скорость расходования и т.д. Новый управленческий инструмент позволит анализировать и сравнивать показатели фармацевтической деятельности медицинских организаций, а также принимать верные управленческие решения для повышения эффективности лекарственного обеспечения региона.