Масложировое бизнес-направление «Русагро» занимается закупкой и переработкой подсолнечника, производством и продажей подсолнечного масла, шрота, промышленных жиров и маргаринов, продуктов переработки молока (в т.ч. сыров и сливочного масла), а также потребительских продуктов питания. Активы МЖБН расположены в шести субъектах Российской Федерации: Самарская, Саратовская, Ульяновская, Оренбургская области, г. Екатеринбург и Приморский край.
Цели проекта: повысить надежность эксплуатируемого оборудования и уменьшить затраты на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Задачи проекта:
- Повысить эффективность управления техобслуживанием производственного оборудования и инфраструктуры.
- Сократить затраты на обслуживание основных активов.
- Повысить прозрачность работ по техобслуживанию и ремонтам в целом.
- Увеличить точность планирования складских запасов, расходных материалов и запасных частей.
- Оптимально сократить складские запасы.
- Вести строгий учет в технической документации — с соблюдением требований и норм российского законодательства.
- Получать достоверные проверяемые данные для оценки результативности работ подрядных организаций и повышения контроля исполнения работ.
Ранее в компании не учитывались и не фиксировались в единой системе материальные и трудовые ресурсы, необходимые для выполнения работ, непосредственно на объекты ремонтов. Сложно было оперативно оценить затраты в рамках центра финансовой ответственности, графики ППР строились в Microsoft Excel, что не было эффективным при анализе больших данных. Отсутствовал качественный мониторинг ключевых показателей эффективности (KPI) отделов ТОиР и производственных площадок в целом. Компания нуждалась в более развитом решении, функциональность которого можно было при необходимости дорабатывать. Важными условиями при выборе программного продукта были доступная техническая поддержка и возможность, если требуется, расширять число лицензий.
Пилотной площадкой была выбрана АО «Жировой комбинат» г. Екатеринбург, с последующим тиражом на 4 площадки:
- АО «Самараагропромпереработка» пгт. Безенчук.
- ООО «Русагро-Саратов» г. Саратов.
- ООО «Русагро-Аткарск» пгт. Аткарск.
- ООО «Русагро-Балаково» г. Балаково.
Автоматизированная система управления ремонтами построена на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».
Автоматизированы функции:
- Управление ремонтами основных средств (EAM, ТОИР):
-
- учет оборудования и нормативов ремонта и ТО;
- учет показателей эксплуатации оборудования;
- планирование технического обслуживания и ремонтов;
- управление материально-техническим обеспечением ремонтов;
- управление ремонтным персоналом;
- управление нарядами и ремонтными работами;
- мониторинг показателей эффективности использования или обслуживания оборудования.
- Планирование потребности в материалах.
Реализована интеграция с «1С:Управление производственным предприятием» и «1С:Зарплата и управление персоналом».
Схема архитетуры системы
В ходе проекта было реализовано более 100 специальных доработок и запросов на изменение в системе «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» (1С:ТОИР), и в бизнес-процессах компании.
Наиболее важные доработки под индивидуальные требования бизнеса:
- Реализовано управление бюджетом, движением денежных средств, лимитами.
- Создано автоматическое рабочее место (АРМ) мастера для фиксации технических, технологических и организационных простоев, для расчета общей эффективности оборудования.
- Создано рабочее место обеспечения ремонтов ТМЦ для резервирования запасов, оценки свободных остатков и обеспечение заявок на закупку.
- Разработан инструмент поддержания минимального запаса для регулярно потребляемых материалов.
- Разработан инструмент поиска корневых причин и отслеживания в реестре назначенных мероприятий.
- Разработана оценка критичности объектов ремонта и ранжирование по степени значимости.
- Разработаны 10 форматов наряд-допусков под различные работы повышенной опасности.
- Доработан монитор KPI для отслеживания ключевых показателей эффективности, добавлены 22 новых KPI.
Для успешной работы в сфере управления производственным оборудованием и инфраструктурой функционал 1С:ТОИР 2 КОРП был дополнен следующими инструментами:
- управление бюджетом и лимитами;
- управление резервированием запасов и автоматизация заказов регулярно потребляемых материалов;
- управление доступностью оборудования, для расчета общей эффективностью оборудования;
- поиск коренных причин отказов с построением причинно-следственной диаграммы.
Ключевые инструменты:
- База данных объектов ремонта: от «плоских» списков к иерархиям
До внедрения 1С:ТОИР 2 КОРП учет объектов ремонта велся в простых «плоских» списках, не отражающих функциональное соподчинение объектов и их привязку к той или иной локации.
Для производственных объектов и инфраструктуры иерархия была построена от завода к производству где структура была разделена следующим образом:
- линия — совокупность машин, выполняющая технологическую функцию по преобразованию полуфабриката из одного вида в другой (например, линия фасовки масла). В инфраструктурном оборудовании линия — это установка, состоящая из комплекса машин, выполняющая производство/преобразование энергоносителей (например, котельная установка);
- машина — техническое устройство, предназначенное для выполнения определенной функции в линии и являющееся его составной частью (например, машина розлива продукта в линии фасовки масла);
- и далее — к отдельным объектам ремонта (например, электродвигатель, редуктор). До внедрения 1С:ТОИР 2 КОРП учет объектов ремонта велся в простых «плоских» списках, не отражающих функциональное соподчинение объектов и их привязку к той или иной локации.
- Матрица оценки рисков: от реактивного к риск-ориентированному управлению.
Для пищевого предприятия международного уровня комплексное управление рисками — основа в приоритизации выполнения работ.
Ремонтные работы для объектов в иерархии 1С:ТОИР 2 КОРП различаются по уровню сложности ремонтов и масштабу последствий от сбоев. Настраиваемая матрица на основе рисков позволяет определить и закрепить в системе приоритеты очередности ремонтных работ: что нужно сделать безотлагательно, что во вторую очередь, а что можно перенести на следующий ремонтный период с минимальными рисками. Помимо этого, для каждого объекта ремонта определена категория критичности в зависимости от функционального отказа и влияния тяжести последствия на бизнес в целом.
- База данных технологических карт: с целью описать структуру процессов технологического характера.
Чтобы обеспечить экономически обоснованный проактивный подход к каждому конкретному виду оборудования и построить для этого графики ППР, мы создали уникальную базу технологических карт.
На основании оценки риска и анализа существующих стратегий на объекты ремонта уровня «Машина» в 1С:ТОИР 2 КОРП были разработаны технологические карты, отвечающие на следующие вопросы:
a. Какие действия необходимо производить?
b. В какой последовательности должны совершаться действия?
c. С какой периодичностью должны совершаться действия?
d. Сколько времени необходимо потратить для выполнения одного действия?
e. Какой итог от совершения действия?
f. Какие инструменты и оборудования для этого необходимы?
- Реестр предупреждающих мероприятий: предупрежден, значит управляешь риском отказа
Методология Root Cause Analysis (анализ корневых причин) — это комплекс инструментов, позволяющих компании выявлять истинные причины сбоев в процессах, разрабатывать корректирующие действия и устранять нежелательные результаты. Каждый дефект в 1С:ТОИР 2 КОРП, который приводит к простою основного производственного оборудования, подвергается анализу по методологии RCA. Разработаны аналитические каталоги повреждения узлов и механизмов, типизированные виды дефектов, корневые причины и реестры мероприятий. Анализ данных позволяет выявлять повторяющиеся отказы оборудования на протяжении всего периода его жизненного цикла с целью купирования рисков повторения в будущем. Разработанный в 1С:ТОИР 2 КОРП инструмент построения причинно-следственной диаграммы по методу «5 почему» визуализирует все гипотезы корневых причин для корректного определения истинных причин отказов.
- Управление бюджетом: от штук до стоимости каждого ремонта.
Одной из основных задач было оцифровать в 1С:ТОИР 2 КОРП стоимость каждого ремонта для управления основными фондами при оптимальных затратах.
Инструмент лимитирования ремонтов позволяет в реальном времени отслеживать стоимость каждой заявки на ремонт и согласовывать заявки со стоимостью больше обозначенного лимита для менеджмента. Система позволяет в автоматическом режиме отслеживать превышение бюджета затрат и предлагать смещать некритичные работы на другой период. Таким образом подход лимитов в 1С:ТОИР 2 КОРП позволяет прогнозировать затраты в реальном времени в годовом периоде, с детализацией до объекта ремонта.
- Монитор показателей KPI: от базовых метрик к специальным.
В 1С:ТОИР 2 КОРП есть встроенный монитор показателей KPI, который можно дорабатывать по необходимости. Для эффективной работы к базовым метрикам были добавлены еще 22, с помощью которых компания измеряет следующие основные направления:
a. работа с дефектами по поиску коренных причин и разработке мероприятий по предотвращению отказа в будущем;
b. эффективность исполнения графиков планово-предупредительных ремонтов (ППР);
c. качество планирования технологических карт в разрезе ППР;
d. техническая готовность оборудования по основным линиям производства с разбивкой на плановые и не плановые потери.
- Повысилась надежность оборудования на 2% в годовом выражении на основании роста технической готовности оборудования.
- Управление основными фондами стало прозрачным, объединило в системе территориально-распределенных объектов ремонта по 5 производственным площадкам:
- АО «Жировой комбинат» г. Екатеринбург;
- АО «Самараагропромпереработка» пгт. Безенчук;
- ООО «Русагро-Саратов» г. Саратов;
- ООО «Русагро-Аткарск» пгт. Аткарск;
- ООО «Русагро-Балаково» г. Балаково.
- Минимизированы риски при планировании работ.
- Реализованы разные подходы и механизмы при определении приоритета выполнения не плановых работ.
- Реализовано управление корневыми причинами и выработке мероприятий для предупреждения простоя оборудования в будущем.
- Появилась возможность управлять бюджетом и затратами через лимитирование ремонтов.
- Обеспечена возможность получения аналитики по бизнесу и оценки эффективности по стандартам «Русагро МЖБН», доработав стандартный монитор показателей KPI.
- Учет стал прозрачным.
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях: 5%;
- ускорение получения управленческой отчетности: 70%;
- ускорение получения регламентированной отчетности: 70%;
- сокращение операционных затрат на ремонт оборудования за счет управления лимитами: 12%;
- рост надежности оборудования через повышение технической готовности: 2%;
- увеличение объемов производства: 1%.