||
Краткое описание

Ижевский радиозавод повысил конкурентоспособность с помощью «1С:Корпорация». Проект реализован без остановки ключевых бизнес-процессов и в максимально короткие сроки — за 6 месяцев. Обеспечен раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности всей группы компаний в соответствии с требованиями законодательства. Автоматизирован расчет себестоимости продукции. Своевременная и подробная информация о реальной себестоимости производства изделий позволяет на 30% точнее управлять ценовыми параметрами контрактов.

АО «Ижевский радиозавод»
Заказчик

«Ижевский радиозавод» («ИРЗ») — российская группа приборостроительных компаний, реализующая российские и международные проекты в области космоса, железной дороги, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, навигации и телекоммуникаций. На текущий момент предприятие насчитывает более 5500 человек.

1
Цели и задачи

 Цели проекта:

  • оперативно получать актуальные данные по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;
  • обеспечить ведение учета в соответствии с требованиями законодательства;
  • выполнить первую очередь работ для создания комплексной системы учета и управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия на современной единой платформе;
  • обеспечить расчет себестоимости продукции с детализацией до изделий.
  • обеспечить бесперебойную работу новой корпоративной информационной системы на платформе «1С:Предприятие» и 70 исторических систем, за счет создания гибкой и масштабируемой серверной инфраструктуры для потребностей ГК «ИРЗ».

Для достижения целей проекта необходимо решить следующие задачи:

  • формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также отчеты по исполнению контрактов в новой системе;
  • обеспечить регистрацию оперативных, бухгалтерских и налоговых операций с детализацией для раздельного учета;
  • рассчитать финансовый результат года с соблюдением требований законодательства по раздельному учету;
  • в части производственного учета — реализовать полуфабрикатный метод учета затрат и расчет себестоимости продукции с детализацией до изделий;
  • основные процессы согласования первичных документов осуществлять в электронном виде, с помощью специализированной системы;
  • реализовать интеграцию с временно сохраненными историческими системами предприятия до их полного вывода из эксплуатации.
2
Ситуация до старта проекта

До 2021 года основу корпоративного IT-контура предприятия составляли системы, разработанные силами ИТ-подразделений «ИРЗ», и разноплатформенные решения. Для их развития и сопровождения требовались уникальные специалисты, что значительно увеличивало стоимость владения корпоративной информационной системой. Отсутствовала формализованная модель взаимосвязей и инструменты эффективного взаимодействия подразделений, исполнителей в рамках бизнес-процессов управления производственной, финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. У руководства было недостаточно инструментов для оперативного получения управленческой отчетности. Наблюдалась рассинхронизация данных, получаемых из разных информационных систем.

На момент старта проекта в ИТ-подразделении АО «ИРЗ» было недостаточно специалистов, которые могли сформировать список требований к серверной инфраструктуре, обеспечить стабильную работу продуктов фирмы «1С» и их дальнейшее сопровождение. Требовалось выстроить стабильно работающую систему, способную обеспечить необходимый уровень цифровизации предприятия. Для выполнения работ были привлечены специалисты казанского офиса «1С-Рарус», которые параллельно с построением серверной инфраструктуры 1С, обучали специалистов «ИРЗ» и помогали в подготовке базы знаний.

Руководство предприятия рассматривало различные варианты модернизации корпоративной информационной системы, в том числе незначительную модернизацию с сохранением исторических ИС. Выбор остановился на использовании современных решений Фирмы «1С» на платформе «1С:Предприятие». Было принято решение реализовать ИТ-архитектуру информационных систем на комплексе программных продуктов «1С:Корпорация»:

  • «1С:ERP Управление предприятием»
  • «1С:Документооборот КОРП»
  • «1С:Зарплата и управление персоналом КОРП».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Для достижения целей и задач проекта было решено, что основой корпоративной информационной системы станет комплекс программных продуктов «1С:Корпорация»:

  1. «1С:ERP Управление предприятием».
  2. «1С:Документооборот КОРП».
  3. «1С:Зарплата и управление персоналом КОРП».

Автоматизированы следующие блоки:

  1. Продажи.
  2. Закупки
  3. Управление денежными средствами.
  4. Склад.
  5. Адресное хранение.
  6. Ремонты.
  7. Расчет себестоимости продукции.
  8. Корпоративное казначейство.
  9. Регламентированный учет.

В рамках проекта автоматизировано 1500 рабочих мест.

4
Особенности и уникальность проекта

Проект внедрения «1С:ERP» реализован без остановки ключевых бизнес-процессов и в максимально короткие сроки — за 6 месяцев от старта работ до запуска в опытно-промышленную эксплуатацию.

Обеспечен раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности всей группы компаний в соответствии с требованиями законодательства.

Реализованы специфические особенности учета и управления:

  1. Операции внутри группы компаний с учетом требований раздельного учета и прослеживаемости.
  2. Сквозной серийный учет всех покупных комплектующих изделий (далее ПКИ) и материалов, а также выпускаемых изделий по всему жизненному циклу.
  3. Процессы рекламационной работы с поставщиками.
  4. Входной контроль ПКИ и материалов.
  5. Специализированные испытания ПКИ, материалов и выпускаемых изделий.
  6. Обмен данными с «Электронным бюджетом» — единой системой управления государственными и муниципальными финансами Российской Федерации.
  7. Учет на предприятиях, выпускающих продукцию для космический сферы.

В рамках проекта удалось создать программно-аппаратную платформу, которая позволила обеспечить комфортную работу до 1500 одновременно работающих пользователей в единой ERP-системе.

Проектная команда «1С-Рарус» оказывала помощь методологического и консультационного характера для унификации, совершенствования, оптимизации бизнес-процессов, и, как следствие, развития бизнеса в целом.

Инженерное оснащение ЦОДа (центра обработки данных) позволяет экономно использовать энергоресурсы, сократить расходы на обеспечение одного рабочего места и работать в режиме одного окна. Оборудование запитано от двух разных подстанций: исключено отключение при перебоях с электричеством. В модуль включены источники бесперебойного питания, блоки кондиционирования. Система построена таким образом, что кондиционеры охлаждают только аппаратуру, а не помещение серверной. Это позволяет экономить порядка 60 тыс. руб. в месяц.

В ЦОДе предусмотрен модуль мониторинга работы инженерной инфраструктуры, генерирующий информацию об уровне влажности, температуры, возникающих неполадках. Работа данного модуля была интегрирована с действующей системой мониторинга серверной и сетевой инфраструктуры Zabbix, что позволяет выявлять проблемы и реагировать в режиме 24/7.

5
Результаты проекта

Ускорение получения управленческой отчетности

20%

Ускорение получения регламентированной отчетности

10%
  1. Обеспечен раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе контрактов в соответствии с требованиями законодательства.
  2. Реализован расчет себестоимости продукции. Своевременная и подробная информация о реальной себестоимости производства изделий позволяет на 30% точнее управлять ценовыми параметрами контрактов, что одновременно повышает прибыльность и конкурентоспособность предприятия.
  3. Значительно снижены риски замедления или полной остановки производственных процессов, связанных с утерей компетенций по уникальным программным продуктам собственной разработки.
  4. Выполнен переход части корпоративной информационной системы с проприетарных программных продуктов собственной разработки на современные тиражные программные продукты.
  5. Разработан универсальный инструментарий для построения интеграционных механизмов с использованием брокера сообщений «RabbitMQ», который связал информационные системы. Благодаря этому удалось гармонично вписать «1C:ERP» в ИТ-архитектуру предприятия, в разы сэкономив время на реализацию проекта и трудозатраты специалистов.
  6. Выполнена интеграция «1С:ERP» с «1С:Зарплата и управление персоналом КОРП» для целей регламентированного учета.
  7. Система «1С:Документооборот» используется для согласования некоторых видов документов и хранения бумажных скан-копий. В дальнейшем планируется развитее системы и расширение ее функционала.
  8. В ходе опытно-промышленной эксплуатации повышена производительность самых затратных шагов процедур расчета себестоимости для соответствия регламентам закрытия периода на предприятиях. Этого удалось добиться, в том числе, за счет оптимизации запросов и распараллеливания процедур записи результатов расчета в базу данных. На момент завершения проекта корпоративная информационная система «ИРЗ» включает более 70 информационных систем и ежедневно поддерживает более 300 потоков данных между ними. В рамках проекта удалось создать программно-аппаратную платформу, которая позволила обеспечить комфортную работу до 1 500 одновременно работающих пользователей в единой ERP-системе.
  9. Исполнение требований законодательных органов позволило предприятию продолжать свою работу на рынке радиоэлектронной аппаратуры для космоса, транспорта и топливно-энергетического комплекса. Заказчики в лице государственных корпораций и частных компаний сохранили надежного производителя уникального радиоэлектронного оборудования, которое теперь может предлагать продукцию по более привлекательным ценам.

На начальном этапе проекта серверная инфраструктура 1С была представлена сервером СУБД MSSQL и отказоустойчивым кластером 1С, который состоял из двух серверов приложений 1С.

На текущий момент выстроены три независимых зеркальных контура — рабочий, разработки и тестирования, в состав которых в т.ч. входят 70 исторических систем.

После запуска оборудования и систем «1С:Предприятие» в промышленную эксплуатацию, использование ресурсов в штатном режиме составило 50-60%. Уже сейчас можно с уверенность говорить о том, что такие технологии на заводе позволят создавать и развивать новые проекты без увеличения мощности оборудования.

В 4 раза повысилась производительность, сократилось время выполнения регламентных расчетов с 8 до 2 часов без оптимизации кода.

По некоторым процессам получен прирост производительности в 4 раза. Эксплуатационная надёжность такова, что выход из строя сервера приводит к приостановке работы не более чем на 5 минут. Удалось сократить время поиска неисправности, реакции на проблему.

По итогам обновления серверного парка Ижевский радиозавод получил заметные преимущества:

  1. Полное соответствие требований для развертки в помещении.
  2. Сокращение расходов на инфраструктуру.
  3. Упрощение администрирования.
  4. Повышение производительности. Современные сервера сокращают вероятность простоев, что всегда критически важно для пользователей.
  5. Усиление защиты.

Экономический эффект от внедрения:

  • ускорение получения управленческой отчетности на 20%;
  • ускорение получения регламентированной отчетности на 10%.
Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Заместитель директора по финансам, директор по информационным технологиям АО «ИРЗ»
Руслан Гилязов
Мы повысили прозрачность и оперативность понимания потоков создания стоимости, что будет способствовать повышению конкурентоспособности нашего завода на рынке приборостроения.
Новости
25 ноября 2022
Шестнадцатый Международный конкурс выпускных квалификационных работ с использованием программных продуктов «1С». Организация конкурса в 2022-2023 учебном году

К участию в конкурсе приглашаются выпускники учебных заведений, ВКР которых защищена в 2022-2023 учебном году (период с 1 сентября 2022 г. по 31 августа 2023 г.) и выполнена с использованием платформы «1С:Предприятие 8» и/или конфигураций, созданных на ее основе.

22 ноября 2022
Интерес к решениям «1С» для корпоративного сектора привлек на 9-й Бизнес-форум 1С:ERP более 6000 руководителей и специалистов из 10 стран

28 октября 2022 года фирма «1С» провела 9-й Бизнес-форум 1С:ERP, посвященный внедрениям и развитию решений и сервисов «1С» для корпоративного рынка, предприятий крупного и среднего масштаба. После двух лет ограничений, связанных с пандемией, форум возобновил свою работу в очном формате, с онлайн-трансляцией всех секций.