В 2019 году Татнефть начала проект перевода текущей функциональности бухгалтерского и налогового учета с зарубежной системы на «1С:ERP Управление предприятием». Учитывая положительный опыт и значимые результаты, система растиражирована в структурных подразделениях и ряде подконтрольных организаций группы. Оптимизированы и стандартизированы учетные процессы и формы первичных учетных документов. С целью максимального использования стандартного функционала системы пересмотрен ряд методологических подходов и внесены изменения в учетную политику компании. Смена платформы в подразделениях проведена без потери качества учета, а также с соблюдением сроков составления и сдачи отчетности.
«Татнефть» — одна из крупнейших российских нефтяных компаний, в составе которой динамично развиваются нефтегазодобыча, нефтепереработка, нефтегазохимия, шинный бизнес, сеть АЗС, композитный кластер, электроэнергетика, разработка и производство оборудования для нефтегазовой отрасли и блок сервисных структур. Основные активы расположены на территории Российской Федерации, бизнес-проекты ведутся на внутреннем и зарубежном рынках.
В 2019 году ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина приступила к реализации проекта по переводу текущей функциональности бухгалтерского и налогового учета с зарубежной системы на отечественное решение «1С:ERP Управление предприятием». Учитывая положительный опыт и значимые результаты, продолжились работы по тиражированию проекта в структурных подразделениях и в ряде подконтрольных организаций группы «Татнефть». Тиражирование информационной системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» выполнялось с применением гибкой методологии внедрения. Не было единого большого этапа оформления технического задания и единого этапа настройки и разработки. Вместо этого по каждому подразделению проводилась работа в несколько итераций.
Цель проекта: построить единую и масштабируемую систему, обеспечивающую учетные процессы всех аспектов деятельности компании.
Задачи проекта:
- моделирование и адаптация процессов в системе на базе «1С:ERP Управление предприятием» по всем подразделениям;
- реализация специфичных и отраслевых процессов с учетом типовых возможностей системы;
- повышение уровня адаптации системы на базе 1С:ERP (относительно исторической системы) под бизнес-процессы, в том числе автоматизированные интеграции с другими информационными системами и, как следствие, сокращение трудозатрат и повышение прозрачности данных;
- автоматизация сбора информации для консолидированной отчетности;
- повышение надежности и быстродействия системы;
- повышение оперативности обновления системы для соответствия требованиям законодательства и функционального развития системы на базе 1С:ERP.
В рамках исполнения стратегии развития информационных систем и обеспечения цифрового суверенитета, руководство компании инициировало программу проектов по переводу текущей функциональности с зарубежной платформы на отечественные программные продукты, которые охватывают процессы по ведению бухгалтерского и налогового учета, кадрового учета и расчета заработной платы, управления финансами, закупками и договорами. Принимая решение о смене платформы, компания, в первую очередь, руководствовалась тем, что отечественные программные продукты должны учитывать реальные потребности бизнес-направлений, повышать их конкурентное преимущество и отличаться высокой скоростью адаптации, а также гибкостью в реализации бизнес-задач. Выбирая систему автоматизации бизнес-процессов, компания выбирает корпоративный язык, на котором будут эффективно и качественно взаимодействовать все ее подразделения.
Единая учетная система с единой корпоративной методологией ведения бухгалтерского и налогового учета, сопряженная с производственными процессами, построена на базе решния «1С:ERP Управление предприятием».
Автоматизированы функции:
- Регламентированный учет.
- Управление затратами и расчет себестоимости.
- Управление производством (позаказное производство).
- Управление складом и запасами.
- Управление закупками.
- Управление продажами.
- Тиражирование информационной системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» выполнялось с применением гибкой методологии внедрения. Не было единого большого этапа оформления технического задания и единого этапа настройки и разработки. Вместо этого по каждому подразделению проводилась работа в несколько итераций. В каждой итерации выполнялся цикл задач: обследование процессов, моделирование (в т.ч. разработка), тестирование и демонстрация бизнес-процессов. Такой подход позволил значительно сократить время перевода подразделений на 1С:ERP, принять решения по методологическим расхождениям, определить список дефицита функциональности и решения для его покрытия.
- Запуск системы в подразделениях осуществлялся без дублирования данных в исторической системе.
- Расширение применяемых функциональных блоков: позаказные и давальческие схемы производства по направлению машиностроение (Бугульминский механический завод), механизм обособленного обеспечения потребностей материально-технического обеспечения (подразделение: управление «Татнефтеснаб»).
- Реализация проекта осуществлялась в формате работы «удаленного доступа». Взаимодействие участников происходило с использованием коммуникационных приложений.
- Завершен перевод всех структурных подразделений и ряда подконтрольных организаций группы «Татнефть» с зарубежной системы в единую систему на базе «1С:ERP Управление предприятием».
- С целью максимального использования стандартного функционала системы пересмотрен ряд методологических подходов и внесены изменения в учетную политику компании.
- Оптимизированы и стандартизированы учетные процессы и формы первичных учетных документов.
- Смена платформы в подразделениях проведена без потери качества учета, а также с соблюдением сроков составления и сдачи отчетности.
- Для повышения производительности и стабильности работы системы 1С:ERP проведен анализ выполнения длительных операций и реализована оптимизация ряда механизмов и отчетов.
- Система 1С:ERP интегрирована со смежными информационными системами.
- Завершены работы по обновлению конфигурации 1С:ERP до актуальной версии 2.5.7.390.
На текущий момент в системе работают 4970 пользователей, в том числе:
- количество автоматизированных рабочих мест за период 2019 — 2021 г. — 3400;
- количество автоматизированных рабочих мест за период 2021 — 2022 гг. — 1570.