В АО «Татспиртпром» построили единую информационную систему с автоматизацией производства алкогольной продукции на базе «1С:ERP. Управление холдингом», «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP» и «1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP». Проект реализован всего за 8 месяцев и охватил 9 филиалов холдинга. Проведена унификация нормативно-справочной информации, ее количество сокращено с 220 тысяч до 70 тысяч. Автоматизировано ведение налогового и бухгалтерского учета. Настроено автоматическое формирование регламентированной отчетности. После реализации проекта прибыль компании выросла на 5%.
АО «Татспиртпром» — крупнейшая алкогольная компания в России, которая входит в ТОП-5 общенационального рейтинга производителей водки. В структуру холдинговой компании входят два спиртовых завода, два ликероводочных завода, винзавод «Vigrosso», пивоваренный завод «Белый Кремль», торговое предприятие «Алкоторг», логистический центр. Общая численность работников — 4000 человек.
Основные цели проекта:
- Создать единое информационное пространство на платформе «1С:Предприятие 8».
- Решить задачу интеграции данных, поступающих из отдельных, не связанных между собой систем, программных комплексов оперативного учета и обработки информации.
Задачи проекта:
- Перейти на современную систему управления и учета, соответствующую требованиям и потребностям холдинга.
- Внедрить систему на ранее не автоматизированных участках.
- Сократить ручной труд при вводе и обработке информации, повысить скорость и качество сбора и формирования отчетности (бухгалтерской, налоговой, отраслевой).
- Передавать данные в ЕГАИС в формате УТМ 2.0 и УТМ 3.0.
- Достигнуть качественно нового уровня полноты, достоверности и оперативности предоставления учетно-управленческой информации для руководства и акционеров.
- Обеспечить возможность ведения управленческого учета и формирования сводных отчетов, со скользящим горизонтом с возможностью использования бюджетирования различной периодичности для краткосрочной и долгосрочной перспектив.
- Автомазировть ведение договоров, создавать платежные позиции из графика договора, на его основе проверять на непревышение бюджетных лимитов и лимита общей задолженности по контрагенту.
- Обеспечить постатейное распределение затрат, детализировать рассчитанную себестоимость до объема исходных затрат с последующим детальным анализом отклонений, вне зависимости от количества переделов производственного процесса.
- Обеспечить возможность учета и анализа производственных процессов предприятия.
- Обеспечить возможность планирования производственных и финансовых показателей деятельности с доверительным уровнем точности.
- Автоматизировать налоговый мониторинг.
В 2021 году руководство АО «Татспиртпром» приняло решение о необходимости развития существующей автоматизированной системы на базе «1С:ERP Управление предприятием». Решение было обусловлено растущими потребностями холдинга, стремлением к снижению стоимости владения информационной системой, к дальнейшей оптимизации бизнес-процессов и продолжению курса на импортозамещение. Кроме того, сказывались новые требования контролирующих органов, в том числе необходимость реализации функционала «Налоговый мониторинг».
После совместной оценки эффективности и перспектив возможных вариантов «Компания КомЛайн» предложила внедрить новое технологичное решение «1С:ERP. Управление холдингом» ред. 3.1.
Единая информационная система построена на базе следующих решений:
- «1С:ERP. Управление холдингом»:
- продажи;
- закупки;
- склад и доставка;
- казначейство;
- бюджетирование и планирование;
- маркетинг;
- финансовый результат и контроллинг;
- учет производства, учет затрат;
- внеоборотные активы;
- регламентированный учет.
- «1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP»:
- алкогольное производство;
- лабораторные анализы и сертификация;
- интеграция ЕГАИС.
- «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP».
Структура базы осталась такой же. Центральная информационная база предприятия, позволяющая обеспечить единство учетной политики, является точкой ввода унифицированной нормативно-справочной информации и обновления конфигурации. В ней же консолидируется информация из периферийных баз предприятий холдинга. У каждого филиала — своя, периферийная информационная база, синхронизирующаяся с центральной базой в части конфигурации, НСИ.
Схема архитектуры
Сложность проекта изначально заключалась в его масштабности и сжатых сроках. Проект стартовал 7 сентября 2021 года, уже с 1 января 2022 года необходимо было начать вести учет в новой программе «1С:ERP. Управление холдингом» без разрыва в бизнес-процессах в компании и ее филиалах. К концу апреля 2022 года планировалось полностью завершить проект.
В проекте участвовали 9 площадок (филиалов):
- Усадский спиртзавод (УСЗ).
- Мамадышский спиртзавод (МСЗ).
- Казанский ликероводочный завод (КЛВЗ).
- Усадский ликероводочный завод (УЛВЗ).
- Винзавод «VIGROSSO».
- Пивоваренный завод «Белый Кремль».
- Управление АО «Татспиртпром».
- Филиал «Госснаб», отвечающий за централизованные закупки и поставки сырья и материалов для холдинга.
- Распределительный центр (РЦ).
Необходимо было обеспечить одновременный запуск работы на всех 9 площадках компании.
Внедрение «1С:ERP. Управление холдингом» затронуло все подразделения филиалов, начиная от приемки сырья, и заканчивая финансовой службой. В процессе участвовали следующие направления:
- Топ-менеджмент управления АО «Татспиртпром».
- Бухгалтерия.
- Экономисты.
- Маркетологи.
- Юридический отдел.
- Отдел продаж.
- Отдел закупок.
- Склады.
- Служба ЕГАИС.
- Ремонтная служба.
- Логистика.
- Автотранспортный цех.
- Производство.
- Лаборатория.
Управление проектом велось по гибридной проектной технологии: с использованием стандартов PMI PMBoK и фреймворка Scrum. Использование фреймворка Scrum способствовало поддержанию высокого темпа внедрения. Еженедельно проектная команда подводила итог выполненным работам, ставила новые задачи, а также рассматривала возникающие вопросы, замечания, риски. Оценивалось их воздействие на проект, выносились предложения по решению вопросов, вырабатывались стратегии управления риском, и назначались ответственные. Единство учета по всему холдингу обеспечивалось через аналитиков «Компании КомЛайн», которые транслировали принятые решения на всю горизонталь консультантов — одновременно во всех филиалах.
В целом в проекте участвовало порядка 50 человек в команде исполнителя и 400 человек со стороны холдинга, в том числе 100 руководителей разного уровня на заводах.
Рост прибыли компании
Сокращение дебиторки
Снижение трудозатрат
Ускорение обработки заказов
- В срок 8 месяцев внедрена единая информационная система на базе «1C:ERP. Управление холдингом» на 9 производственных площадках холдинга с обеспечением единой учетной политики и с полностью унифицированной нормативно-справочной информацией.
- Проведена унификация нормативно-справочной информации, сокращено ее количество с 220 тысяч до 70 тысяч.
- Для каждого филиала создана периферийная информационная база предприятия, которая обменивается с центральной базой в части конфигурации, нормативно-справочной информацией.
- Разработан план миграции из учетной системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» (поэтапный переход). Оптимизирована архитектура конфигурации информационной базы. Осуществлен перенос кастомизированного функционала в обновленную базу «1C:ERP. Управление холдингом».
- Осуществлен обмен с WMS-системой для документов выпуска продукции и перемещений на склад готовой продукции.
- Осуществлен обмен с «КомЛайн:Помарочный учет», синхронизированы процессы производства и оборота алкогольной продукции с системой ЕГАИС посредством универсального транспортного модуля УТМ.
- Разработан механизм для контроля и автоматической регистрации различий между центральной и периферийными базами. Запущены сверки данных центральной и периферийных баз в автоматическом режиме.
- Автоматизировано ведение налогового и бухгалтерского учета. Сформирована регламентированная отчетность за 1 квартал 2022 года, в том числе декларация по налогу на прибыль, декларация по НДС, акцизная декларация.
- Настроено автоматическое формирование регламентированной отчетности согласно действующего законодательства РФ.
- Проведена сверка и перенос внешних объектов порядка 800 форм, отчетов, обработок. Обеспечена возможность формирования отчетов и печатных форм любого предприятия непосредственно в центральной базе «1С:ERP. Управление холдингом» в режиме реального времени.
- Осуществлен перенос исторических данных за 2021 год для формирования маржинальной отчетности — управленческая себестоимость и фактическая себестоимость готовой продукции. И перенос исторических данных за три предыдущих года для формирования отчета «Ликвидность остатков ТМЦ».
- Настроены права доступа, позволяющие обеспечить доступ к документам в соответствии с должностными обязанностями каждого конкретного сотрудника различными уровнями доступа к информации.
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях: 40%;
- ускорение получения управленческой отчетности: 50%;
- ускорение получения регламентированной отчетности: 50%;
- ускорение обработки заказов: 5%;
- снижение объемов материальных запасов: 19%;
- сокращение расходов на материальные ресурсы: 15%;
- сокращение производственных издержек: 5%;
- сокращение операционных и административных расходов: 40%;
- рост оборачиваемости складских запасов: 10%;
- рост производительности труда в производстве: 5%;
- сокращение длительности простоев оборудования: 5%;
- снижение производственного брака: 5%;
- сокращение сроков исполнения заказов/оказания услуг: 15%;
- снижение себестоимости продукции/услуг: 11%;
- сокращение дебиторской задолженности: 30%
- увеличение объема выпускаемой продукции/оказываемых услуг: 5%;
- рост прибыли: 5%.