||
Краткое описание

Одно из крупнейших химических предприятий страны АО «Минудобрения» автоматизировало процессы ТОиР с помощью «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Система интегрирована с «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Зарплата и управление персоналом», автоматизированной системой управления технологическим процессом. Теперь предприятие может проводить анализ причин простоев и неисправностей, процент внеплановых простоев снижается, есть обоснование для планирования затрат на ТОиР и полная информация о наличии ТМЦ на складе.

АО «Минудобрения»
Заказчик

АО «Минудобрения» входит в число крупнейших химических предприятий России. Это единственный производитель минеральных удобрений в Центральном Черноземье и одно из наиболее крупных предприятий в регионе. Продукция предприятия поставляется более чем в 40 стран мира. В АО «Минудобрения» работают 3300 человек, 1000 из которых являются сотрудниками ремонтных служб.

1
Цели и задачи

Ключевые цель цифровизации: снижение стоимости владения ПО, унификация и стандартизация процессов, создание единой интегрированной экосистемы учета и управления.

Ключевые задачи проекта:

  1. Повысить прозрачность управления материальными активами за счет формирования электронной базы данных объектов ремонта и нормативов (трудовых и материальных) на выполнение регулярных и капитальных ремонтов.
  2. Обеспечить обоснованное планирование затрат на текущее обслуживание и ремонт (ТОиР) на разных уровнях детализации, вплоть до единиц оборудования, и сократить складские запасы, увеличив точность планирования расходных материалов и запасных частей.
  3. Повысить готовность и доступность оборудования за счет сокращения количества и времени аварийных ремонтов.
  4. Сократить количество документов, ведущихся на бумажных носителях.
2
Ситуация до старта проекта

До старта проекта вся документация по обслуживанию оборудования и графики ремонтов велись на бумажных носителях в ремонтных журналах. При этом в основных технологических цехах функционировала автоматизированная информационная система собственной разработки для регистрации неисправностей так называемый электронный журнал дефектов. В числе серьезных недостатков АИС было то, что в ней отсутствовала детализация затрат на ремонты, не было возможности проводить анализ отказов объектов ремонта, отсутствовали отчеты по выявленным и устраненным дефектам. Кроме того, использовались учетные системы на зарубежной СУБД, которые перестали отвечать растущим потребностям компании в автоматизации и скорости развития и адаптации под изменяющиеся бизнес-процессы предприятия.

В 2019 году компания «Минудобрения» вступила в активную стадию цифровизации. Так, на предприятия были инициированы сразу несколько проектов внедрения ИС:

  • модернизация серверной и сетевой инфраструктуры;
  • внедрение современных средств коммуникации и взаимодействия сотрудников предприятия;
  • автоматизация ж/д логистики;
  • автоматизация учета и управления ремонтами и техническим обслуживанием производственного оборудования;
  • импортозамещение систем на базе западных СУБД;
  • перевод ключевых бизнес-приложений на системы, разработанные на платформе «1С:Предеприятие» с целью снижения стоимости владения продуктами, унификации и стандартизации, а также создания единой интегрированной экосистемы учета и управления.

Одним из первых, масштабных и приоритетных направлений стала автоматизация учета и управления бизнес-процессов ремонта и технического обслуживания технологического оборудования завода. В качестве основного продукта для этих целей было выбрано решение «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП», а в роли партнера по внедрению — разработчик системы, компания «Деснол Софт».

Перед предприятием стояли задачи создания базы данных в разрезах цеха и единицы оборудования; ведения истории ремонтов и аналитики по выходу материальных активов из строя; учет наработки как ежедневной, так и за весь период эксплуатации (фиксация данных из АСУТП); реализация стратегий обслуживания по ППР, по наработке и по состоянию; планирование ремонтов и трудозатрат.

Владимир Конырев, ИТ-директор АО «Минудобрения»

В числе ключевых критериев выбора основной системы для автоматизации процессов ремонта и техобслуживания оборудования были следующие. Во-первых, апробированность и известность на рынке: требовалось решение, зарекомендовавшее себя как эффективная система, реально работающая в аналогичных предприятиях газохимической отрасли. Во-вторых, масштабируемость, гибкость и простота адаптации системы. И, наконец, в-третьих, оптимальная совокупная стоимость владения в перспективе 7–10 лет.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система автоматизации учета и управления бизнес-процессов ремонта и технического обслуживания технологического оборудования завода построена на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».

Проект цифровизации процессов ТОиР стартовал в октябре 2020 года. Проект был необычным по нескольким параметрам:

  • нетиповой состав работ;
  • выделение множества этапов;
  • нестандартная очередность этапов.

Ремонтные подразделения, участвовавшие в проекте автоматизации ТОиР:

  • ремонтная служба по механической части — отдел главного механика, включая ЦРС (централизованная ремонтная служба) и РЦ (ремонтный цех);
  • ремонтная служба по энергетической части — отдел главного энерегтика, включая ЭРЦ (электроремонтный цех);
  • ремонтная служба по метрологической части — отдел главного метролога, включая ЦРТО (цех по ремонту и техническому обслуживанию) КИПиА;
  • ключевые члены проектной группы, ключевые пользователи системы — ОПТК (бюро ТОиР);
  • ОСиВ (сектор связи и видеонаблюдения) — пилотное подразделение для тестирования мобильного приложения.

Контур автоматизации

Автоматизация затронула процессы:

  • учет оборудования и нормативов;
  • учет показателей эксплуатации;
  • планирование технического обслуживания и ремонтов;
  • управление персоналом;
  • управление нарядами и работами;
  • управление МТО ремонтов;
  • мониторинг показателей эффективности использования/обслуживания оборудования.

Для повышения эффективности управления ТОиР используются отчеты как типовые, так и кастомизированные:

  1. Список оборудования.
  2. Процент износа оборудования.
  3. Согласование техкарт.
  4. Выявленные дефекты.
  5. Анализ отказов оборудования
  6. Плановые ремонты
  7. Причины отмены ремонтов
  8. Анализ использования персонала (трудозатраты)
  9. Наработка оборудования.

Интеграции

  • «1С:ТОИР КОРП» — «1С:ERP Управление холдингом»;
  • «1С:ТОИР КОРП» — «1С:ЗУП»;
  • «1С:ТОИР КОРП» — АСУ ТП (передача данных по наработке оборудования).

Масштаб проекта

Создано 350 автоматизированных рабочих мест (150 — первая очередь, 200 — вторая очередь).

В «1С:ТОИР КОРП» внесены:

  • объекты ремонта — 99930;
  • типовые объекты ремонта — 17465;
  • технологические операции — 142026;
  • технологические карты — 33401;
  • номенклатура — 64295.

Количество созданных документов на конец ОПЭ:

  • выявленные дефекты — 33642;
  • заявки на ремонт — 4979;
  • наряды на выполнение ремонтных работ — 34013;
  • акты выполненных работ — 52840;
  • план-графики ППР — 111.

Александр Павлов, заместитель главного инженера по ТОиР АО «Минудобрения»

Для нас стало возможным проводить анализ причин простоев и неисправностей с последующим формирование корректирующих мероприятий, что в конечном счете приводит к снижению процента простоев оборудования, получать актуальную информацию по выполнению ремонта оборудования. Мы имеем обоснованное планирование затрат на ТОиР и возможность аргументировано обосновывать численность ремонтного персонала, а также оптимизацию складских запасов и закупку материалов и запасных частей за счет четкого контроля их использования, в режиме реального времени всегда имеется актуальная и полная информация о складских остатках и материалах и запчастях отпущенных на выполнение ремонтов.

Количество автоматизированных рабочих мест: 150 (фактически в системе работают 350 сотрудников).

4
Особенности и уникальность проекта

Для реализации специфических требований предприятия специалисты «Деснол Софт» выполнили более 200(!) работ по адаптации решения под требования компании. Это обусловлено крупным масштабом производства, а также нетривиальностью видов работ например, помимо основного производства, в компании практикуют самостоятельное изготовление запасных частей. Произведенные запчасти необходимо ставить на учет, вносить данные по ним в систему и затем вести расход и списание. Все эти процессы необходимо было отразить в системе «1С:ТОИР КОРП».

Ключевые адаптации под требования компании:

  1. Разработан документ «Потребность в ТМЦ», который служит для формирования бюджета на ТОиР и передачи его в «1С:ERP. Управление холдингом».
  2. Разработан функционал изготовления запасных частей в централизованной ремонтной службе (ЦРС). В «1С:ТОИР КОРП» формируется потребность в изготовлении, которая передается в «Заказ на производство» в «1С:ERP. Управление холдингом». После изготовления ТМЦ приходуется на склад. При формировании заявки на потребление есть возможность выбора: можно указать запчасть собственного производства или закупочную.
  3. Создано автоматизированное рабочее место (АРМ) по обеспечению ремонтов ТМЦ. Сотрудники, используя АРМ, могут формировать групповые заявки на закупку (годовая потребность в ТМЦ на проведение плановых ремонтов), а также отслеживать текущий статус обеспечения по заказам.
  4. Создан функциональный блок «Работы». Сюда относятся все мероприятия, которые нельзя отнести к ППР и дефектам.
  5. Адаптирован функционал графика ППР:
  • под конкретного исполнителя и видов ремонтов
  • для упрощения построения «Проекции нормативов».
  • для правильного построения графиков ППР необходимо приоритетно учитывать капитальный ремонт, который может заменить текущий ремонт, контрольный осмотр или техобслуживание, если они совпадают в одном временном отрезке. Это уточняется в журнале «Цепочка ремонтов» данного объекта ремонта.
  1. Адаптировано РМТС (Рабочее место технического специалиста). Добавлены возможности:
  • выбора периода просмотра документов,
  • документ «Акт приемки»,
  • отмены и удаления документа без его открытия,
  • функциональные кнопки выбора между видами мероприятий — «ППР», «Внешнее основание», «Дефекты», «Работы».
  1. Изменен набор данных в карточках объектов ремонта (ОР) — добавлены дополнительные реквизиты по метрологическим параметрам и блоку технадзора.
  2. Реализовано согласование техкарт специалистами отдела труда и занятости (ОТиЗ).
  3. Для правильности фиксации трудозатрат реализован функционал автоматического установления времени планируемого начала и окончания ремонтных работ согласно графику работы ремонтного персонала (производственный календарь), а также для экономии времени при заполнении графика работ введен автоматический режим, который позволяет указать время выполнения работ исходя из графика работы ремонтной бригады или выбрать время из техкарты/техоперации.

5
Результаты проекта

Сокращение производственных издержек

5%

Снижение объемов материальных запасов

1%

Рост оборачиваемости складских запасов

3%

Сформирована база нормативов с материальными затратами, формируется потребность в ТМЦ на основании планов-графиков ППР. На тестовых контурах проведен чек-ап интеграции по полному циклу:

  • загрузка ТМЦ из мастер-системы управления ресурсами предприятия («1С:ERP»);
  • указание ТМЦ в техкарте ремонта;
  • формирование потребности в ТМЦ на основании плана-графика ППР;
  • выгрузка заявки на потребление в смежную ИС («1С:ERP»);
  • отработка по заявке в смежной ИС («1С:ERP»).

Проводится анализ коренных причин дефектов, на его основании принимаются управленческие решения. Ежемесячно производится рассылка отчета о выявленных дефектах руководству.

Реализованы задачи:

  • регистрация дефектов, анализ причин отказов оборудования и формирование отчетности для принятия решений руководством;
  • сформированы нормативы планирования. выборочно замерен хронометраж времени выполнения операций, что позволяет строить реалистичные, обоснованные планы работ;
  • бюджет на ТОиР строится на основании планов работ (в том числе на основании ППР), опыта работы. Есть график капитальных ремонтов, обслуживания оборудования.

Появилась единая база активов (по предприятию, в разрезе цехов). Максимально упрощен поиск информации по оборудованию, истории его обслуживания:

  • обеспечено получение: максимально заполненной данными документации из ИС, истории ремонтов оборудования, прикрепление различного рода файлов к карточкам объектов ремонта (чертежи, схемы, паспорта изготовителя и пр.), этот результат достигнут благодаря адаптации системы под требования АО «Минудобрения»;
  • реализована загрузка печатных форм графиков ППР, нарядов-допусков, паспортов ОР, номенклатуры оборудования, актов и прочей ремонтной документации.

Евгения Ересько, начальник БТОиР ОПТК

Благодаря внедрению 1С:ТОИР мы получили „живую“ базу данных оборудования с согласованными нормативами (ТМЦ и трудозатраты) ремонтных работ, с возможностью накопления статистики о состоянии оборудования. Результат — сокращение времени на поиск информации по объектам ремонта, получение отчетности по внеплановым ремонтам и остановам, формирование обоснованной потребности материальных и трудовых ресурсов на ремонты в разрезе подразделений и единиц. Мы ведем актуальную отчетность по дефектам, работам, графикам ремонтов в целом и в разрезе отдельных технических служб (количество, устраненные, не устраненные дефекты), анализируем отказы оборудования и их причины, учитываем трудозатраты ремонтного персонала, а также ведем аналитику по доступности и износу оборудования всего завода, отдельного цеха, конкретного направления.

В планах: Интеграция «1С:ТОИР КОРП» с системой диагностики оборудования «Safe Plant». В централизованной ремонтной службе с этой ИС работает лаборатория неразрушающих методов контроля. По основным технологическим цехам составляются графики вибродиагностики наиболее ответственных позиций оборудования. Данные замеров по этому оборудованию заносят в программу SP. При отклонении показателей от нормы рекомендуется вывод оборудования в ремонт, что позволяет предотвратить непредвиденные отказы и сократить материальные затраты на ремонты.

Евгения Ересько, начальник БТОиР ОПТК

После успешного завершения пилотного проекта мы приступили к тиражированию решения 1С:ТОИР КОРП на другие подразделения предприятия. Выполнено тиражирование на 2 группы цехов, планируется расширить масштаб проекта на третью группу. Кроме того, в планах пополнение номенклатуры основного и вспомогательного оборудования по уже внесенным подразделениям. В активной разработке такие блоки, как учет данных по технадзору, внесение недостающих характеристик оборудования, внесение макетов печатных форм для документации по технадзору с последующим формированием перечней и графиков (графики и перечни по предклапанам, трубопроводам, насосно-компрессорному оборудованию, грузоподъемным механизмам, сосудам и пр.).

Экономический эффект от внедрения

  • сокращение трудозатрат в подразделениях на поиск информации о составе оборудования и истории его ремонтов и ТО: 25%
  • ускорение получения управленческой отчетности: 22%
  • ускорение получения регламентированной отчетности: 15%
  • ускорение обработки заказов: 10%
  • снижение объемов материальных запасов: 1%
  • сокращение расходов на материальные ресурсы: 1%
  • сокращение производственных издержек: 5%
  • сокращение операционных и административных расходов: 10%
  • рост оборачиваемости складских запасов: 2%
  • рост производительности труда в производстве: 3%
  • сокращение длительности простоев оборудования: 1%
  • сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг: 2%
Александр Павлов, заместитель главного инженера по ТОиР АО «Минудобрения», 

Для нас стало возможным проводить анализ причин простоев и неисправностей с последующим формированием корректирующих мероприятий, что в конечном счете приводит к снижению процента простоев оборудования, получать актуальную информацию по выполнению ремонта оборудования. Мы имеем обоснованное планирование затрат на ТОиР и возможность аргументировано обосновывать численность ремонтного персонала, а также оптимизацию складских запасов и закупку материалов и запасных частей за счет четкого контроля их использования, в режиме реального времени всегда имеется актуальная и полная информация о складских остатках и материалах и запчастях отпущенных на выполнение ремонтов».

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
150
Деснол Софт
Функциональная область
Управление ремонтами
Платформа
1С:Предприятие 8 КОРП
Октябрь 2020 —
Центральный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Публикации,
связанные
с проектом
Дополнительные
материалы
Новости
15 ноября 2024
Новый онлайн-курс «Искусственный интеллект и 1С. Курс на основе решений от 1С-Рарус. Большие языковые модели и распознавание речи - инструменты для бизнеса»

Участники познакомятся с принципами работы и возможностями ИИ, практикой применения ИИ в профессиональной деятельности. Получат навыки использования ИИ из ПП на платформе «1С:Предприятие 8». Обучатся эффективным запросам к большим языковым моделям.

14 ноября 2024
Беларусь. Запуск нового сервиса «Беларусь. DriveBank»

Сервис обеспечивает прямой обмен электронными документами с банками Республики Беларусь.