||
Краткое описание

ГК НЛМК построила единую информационную систему «Экология» на базе решения «1С:Производственная безопасность. Охрана окружающей среды», так как исторические информационные системы не позволяли развивать деятельность по охране окружающей среды. В результате проекта выполнена автоматизация процессов управления охраной окружающей среды. Среди особенностей проекта: индивидуальный подход к учету обращения отходов, автоматизация расчета валовой эмиссии выбросов в атмосферу, включая данные мониторинга показателей датчиков и замеров лабораторий в реальном времени

ПАО «НЛМК»
Заказчик

Группа НЛМК— лидирующий международный производитель высококачественной стальной продукции с вертикально-интегрированной моделью бизнеса. Добыча сырья и производство стали сосредоточены в низкозатратных регионах, изготовление готовой продукции осуществляется в непосредственной близости от основных потребителей в России, Северной Америке и странах ЕС.

1
Цели и задачи

Стратегией создания информационной системы «Экология» являлось создание решения, призванного максимально унифицировать процессы в области экологической безопасности в рамках группы компаний. При этом существующие процессы на предприятиях подлежали либо унификации и описанию как типовые, либо реализации в системе как локальные процессы. Функциональность разрабатываемой системы не должна быть снижена по сравнению с функциональностью имеющихся информационных систем на липецкой площадке.

Основными целями создания информационной системы «Экология» являлись:

  • повышение эффективности управления природоохранной деятельностью и экологической безопасности путем автоматизации функций;
  • повышение оперативности и качества принятия управленческих решений за счет повышения уровня информационного обеспечения;
  • снижение рисков возникновения происшествий в области экологической безопасности за счет анализа накопленной в системе информации, выработки мер по профилактике и предотвращению их возникновения, облегчения контроля выполнения планов, корректирующих мероприятий и предписаний контрольно-надзорных органов;
  • повышение качества оперативной и регламентной отчетности по экологическим показателям группы НЛМК для руководства компании, надзорных органов, инвесторов.

Задачами системы были:

  • оптимизация процессов управления информацией в рамках всей природоохранной деятельности группы НЛМК;
  • оптимизация процессов сбора, анализа и верификации данных;
  • ведение учета в соответствии с применяемыми законодательными и корпоративными требованиями;
  • отслеживание выполнения мероприятий/достижения целевых показателей по предприятиям и дивизионам группы НЛМК.
  • формирование экологической отчетности, своевременное представление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга
  • интеграция с существующими системами.
2
Ситуация до старта проекта

Группа НЛМК — один из лидеров по внедрению современных природоохранных технологий в мировой металлургии. Объем мощности по производству стали более 18 миллионов тонн в год. Цель компании — последовательно минимизировать воздействие производства на окружающую среду и постоянно стремиться к достижению наилучших стандартов в сфере экологии.

У группы НЛМК была потребность в автоматизации ведения корпоративной отчетности, также отсутствовало единое информационное пространство для управления процессами ведения первичного учета в области охраны окружающей среды.

Ведение природоохранной деятельности было автоматизировано в нескольких локальных информационных системах. Но эти информационные системы не позволяли развивать автоматизацию производственной деятельности компании из-за технологических ограничений. Также в исторических системах отсутствовали интеграции с лабораторной и транспортной логистической системой.

Для пилотного проекта была определена главная производственная площадка в г. Липецк, Новолипецкий металлургический комбинат, крупнейший производитель стали в 2021 году. Для тиражного контура внедрения был определен ряд филиалов в количестве 10 функциональных единиц в организационных контурах группы:

Плоский прокат:

  • ОАO «АЛТАЙ-КОКС», г. Заринск;
  • ООO «ВИЗ-СТАЛЬ, г. Екатеринбург.

Сортовой прокат:

  • АО «НЛМК-УРАЛ», г. Ревда;
  • ООO «НЛМК-МЕТИЗ», г. Березовский;
  • ООO «НЛМК-КАЛУГА» с. Ворсино, (Калужская обл.);
  • ООО «ВТОРЧЕРМЕТ НЛМК», г. Екатеринбург.

Руда:

  • ОАО «СТОЙЛЕНСКИЙ ГОК», г. Старый Оскол;
  • ОАО «СТАГДОК», г. Липецк;
  • ОАО «ДОЛОМИТ», г. Данков (Липецкая обл.).

Вспомогательные компании:

  • ОАО «ВИЗ», г. Екатеринбург.
3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система управления экологической и корпоративной отчетностью построена на базе решения «1С:Производственная безопасность. Охрана окружающей среды». В рамках проекта проведен анализ исторической системы ведения данных. Осуществлен сбор требований по переходу на использование новой системы. В процессе адаптации был проведен переход на новую платформу с переносом существующих бизнес-процессов, функциональности, НСИ.

Система обеспечивает возможность вертикального и горизонтального масштабирования при увеличении количества интегрируемых информационных систем или объектов управления, средствами используемого базового программного обеспечения.

Загружены начальные и исторические данные по направлениям «Обращение с отходами» и «Охрана атмосферного воздуха». Внедрена ролевая модель в соответствии со структурой организации.

Разработаны и внедрены новые функциональные подсистемы:

  1. Управление охраной окружающей среды (экологическая статистическая, аналитическая, корпоративная отчетность).
  2. Управление воздействием на климат (эмиссии парниковых газов).

Осуществлена интеграция с информационными системами:

  1. Система управления корпоративным контентом.
  2. Геоинформационная система (ГИС).
  3. Лабораторная информационная система.
  4. Платформа ОТПБ (функциональные блоки «Проверки и аудиты», «Мероприятия» «Происшествия»).
  5. Исторические учетные системы (первичный экологический учет).
  6. Транспортная логистическая система.
  7. Учетные системы приборов учета и контроля (показания с датчиков).
  8. Кадровая система.
  9. Передача экологической отчетности на государственные порталы в формате XML.

Gr_NLMK_Shema.jpg

Схема архитектуры

4
Особенности и уникальность проекта

Заказчик вдумчиво подошел к формированию требований к внедряемой системе. Все бизнес-процессы в компании, в том числе взаимодействие в части интеграции с лабораторной системой при учете выбросов загрязняющих веществ, регистрация данных с приборов учета выбросов оксида углерода, контроль производственного процесса при неблагоприятных метеоусловиях, регламентированы в стандартах компании. Это позволило их декомпозировать до функциональных требований. При этом требования касались как соответствия действующему российскому законодательству по охране окружающей среды, так и корпоративных стандартов, формированию корпоративной отчетности.

Среди уникальной реализованной функциональности системы:

  1. Формирование отгрузки отходов через единое окно с возможностью распечатки талона. Использование технологии штрихкодирования при формировании талона на вывоз отходов и последующее подтверждение и контроль вывоза через сформированный штрих-код.
  2. Автоматический ежедневный расчет валовой эмиссии загрязняющих веществ по всему предприятию.
  3. Периодическое получение протоколов замеров экологических показателей из смежных систем для использования их данных в расчете выбросов.
  4. Считывание данных с аппаратных датчиков замеров CO с периодичностью каждые 2 часа для расчёта выброса Углерод оксида на источниках загрязнения.
5
Результаты проекта
  1. Сокращение трудозатрат персонала на обязательную и корпоративную отчетность, административные функции по контролю и получению разрешений и прохождению иных обязательных процедур, подготовку и сопровождение проверок контролирующих органов, с повышением их вовлеченности в анализ и устранение рисков.
  2. Повышение качества оперативной и регламентной отчетности по показателям экологической безопасности, оптимизация процессов управления информацией в рамках функций производственной и экологической безопасности Группы НЛМК.
  3. Снижение информационной неопределенности при принятии управленческих решений и обеспечение заинтересованных лиц, принимающих решения, необходимой информацией.
  4. Повышение эффективности и результативности мероприятий, за счет большего контроля за содержанием и выполнением мероприятий.
  5. Формирование единого информационного пространства по контролю воздействия на окружающую среду, повышающее скорость принятия решений в критических ситуациях.
  6. Переход с исторических систем на решение «1С:Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» для дальнейшего развития.

По результатам успешного внедрения пилотного проекта произведено тиражирование системы на 10 дочерних обществах компании по следующим функциональным направлениям в области экологического учета:

  • охрана атмосферного воздуха,
  • охрана водных объектов,
  • обращение с отходами,
  • производственный экологический контроль,
  • экологический сбор,
  • управление отчетностью (корпоративная отчетность),
  • внешние/внутренние проверки.
Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
руководитель программ ПАО «НЛМК»
Павел Дрожжин
Под капотом ИС «Экология» есть несколько функциональных блоков: аналитика и отчетность, интеграция с несколькими системами, проверки и корректирующие мероприятия, а также нормативно-справочная информация . Теперь в системе можно видеть данные с датчиков углерод оксида, протоколы эмиссии и время работы внешних источников эмиссии атмосферы в цехах. Кроме этого, мы упростили процессы и предоставили пользователям понятный и удобный интерфейс для работы в системе.
Новости
05 апреля 2024
На Едином онлайн-семинаре 1С более 51 500 слушателей узнали о новшествах учета, налогообложения и автоматизации

3 апреля состоялся Единый онлайн-семинар 1С. К интернет-трансляции подключились более 51 500 бухгалтеров, руководителей и ИТ-специалистов по всей стране. В каждом из 10 часовых поясов Единый семинар стартовал в 10:00 по местному времени. Разработчики и методисты фирмы «1С» рассказали об актуальных изменениях законодательства, о новых возможностях программ и сервисов 1С. В ходе мероприятия слушателей в онлайн-режиме консультировали специалисты 329 партнеров – 1С:Франчайзи.

03 апреля 2024
Профкейс: создан чек-лист проверки качества составления плана-графика проекта

Чек-лист размещен в базе знаний «Методические материалы для РП и аналитиков» раздел «Бюджет проекта и тендеры»