«Ачимгаз» построил информационную систему «Витрина данных» на базе решения «1С:Управление холдингом», чтобы повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами. В системе реализовано полное раскрытие показателей налоговой отчетности от налоговой декларации до скан-образа первичного документа. Внедрение позволо компании подтвердить статус добросовестного и ответственного налогоплательщика, снизить налоговые риски, существенно уменьшить трудозатраты на подготовку документов и информации по запросам сотрудников ФНС.
Акционерное общество «Ачимгаз» (АО «Ачимгаз») — газодобывающая компания, осваивает Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение, которое входит в тройку крупнейших в мире месторождений на суше. Большая часть месторождения расположена за Полярным кругом. Общие геологические запасы оцениваются в 16 трлн куб. м. природного газа.
Бизнес-цели проекта:
- Повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами.
- Повысить качество систем учета и внутреннего контроля.
- Повысить уровень автоматизации учетной и налоговой функций.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить новую информационную систему аналитическая «Витрина данных», представляющую собой единое структурированное хранилище учетных данных, документов и информации об исчислении и уплате налогов и предназначенную для информационного взаимодействия с российскими налоговыми органами в процессе проведения налогового мониторинга.
- Разработать и внедрить новую функциональную систему «Корпоративная система управления рисками» (КСУР) в рамках налогового мониторинга.
- Разработать и внедрить новую функциональную систему «Система внутреннего контроля» для формирования отчетности по внутреннему контролю в рамках налогового мониторинга.
К участию в налоговом мониторинге допускаются только организации, соответствующие количественным (выручка, активы и сумма уплаченных налогов) и качественным (уровень автоматизации и внутреннего контроля) критериям.
Заказчик соответствовал заявленным критериям и для вступления в налоговый мониторинг требовалась методологическая проработка требований к будущей IT-системе и ее последующая разработка и внедрение.
- Организация информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга осложнялась следующим:
- Подходы компании к ведению учета существенно отличаются от типовых (разработан собственный план счетов, формы налоговых регистров и т.д.).
- На момент старта проекта отсутствовали полные и четкие требования налоговых органов к информационным системам, а также типовые решения на рынке ИТ.
Информационная система «Витрина данных» построена на базе решения «1С:Управление холдингом».
В витрине данных реализован:
- интерфейс взаимодействия с представителями налоговых органов;
- интерфейс представления данных по налогам, сборам и страховым платежам, расшифровка данных по налогам до первичных учетных документов, скан-копии первичных учетных документов;
- интерфейс учета процедур контроля выполнения процесса работы с первичными учетными документами, начиная от момента формирования, до включения в их в бухгалтерскую и налоговую отчетность;
- система управления рисками, интерфейс внесения данных по рискам, расчет степени влияния риска.
С витриной данных настроен односторонний обмен с «1С:ERP Управление предприятием». С помощью 1С:ERP в витрину поступает отчетность , предусмотренная в рамках налогового мониторинга, а также аналитическая информация об исчислении и уплате налогов за установленный налоговый период, расшифровки источников расчетов до списка первичных учетных документов. Далее, посредством бесшовной интеграции с «1С:Документообророт», первичные учетные документы расшифровываются до скан-копий самих учетных документов .
Схема архитектуры
Проект реализовывался в условиях сжатых сроков и высокой неопределенности, полные и четкие требования со стороны налоговых органов отсутствовали, а имевшиеся нормативные документы находились в процессе непрерывной корректировки и доработки. Типовые решения «Витрин данных» для налогового учета находились в стадии разработки, а опыт их практической адаптации к специфике конкретных заказчиков отсутствовал.
Для решения поставленных задач была разработана собственная методология по налоговому мониторингу с учетом особенностей заказчика, организовано специальное рабочее место «Налоговый инспектор» с определенным набором доступов, которые полностью покрывают требования налогового органа в рамках налогового мониторинга, но при этом не дает возможности получения налоговым инспектором излишней информации и о налогоплательщике.
Сокращение трудозатрат в подразделениях
Внедрение «Витрины данных» позволило компании:
- Повысить имидж компании и подтвердить статус добросовестного и ответственного налогоплательщика.
- Повысить эффективность и оперативность взаимодействия с налоговыми органами, а также получить новый способ получения и предоставления информации в онлайн формате. Снизить налоговые риски путем:
- сокращения возможных доначислений, пеней и штрафов за счет возможности получения мотивированного мнения налоговых органов по совершенным и планируемым сделкам;
- сокращения общего срока проверки налогового периода с 5 лет до 1 года 9 месяцев.
- Существенно снизить трудозатраты на подготовку документов и информации по запросам налоговых органов.
- Отказаться от проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
- Снизить трудозатраты на ведение налогового учета и формирование отчетности.
- Повысить уровень автоматизации, качество учетной функции и уровень организации внутреннего контроля.
- Организовать вступление в налоговый мониторинг и участие в нем без увеличения штата сотрудников.
При этом заказчик:
- Реализовал в «Витрине данных» полное раскрытие показателей налоговой отчетности от налоговой декларации до скан-образа первичного документа.
- Организовал информационное взаимодействие с налоговыми органами и предоставление информации об СВК без увеличения штата сотрудников и создания новых подразделений.
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях на 20%.