||
Краткое описание

В группе компаний «Полиметалл» создана единая система производственного учета и аналитики базе платформы «1С:ERP Управление предприятием». Проект охватил географически распределенные предприятия в четырех федеральных округах РФ, где автоматизировано 510 рабочих мест. Ключевая особенность — фокусировка на учете косвенных производственных показателей (всего 65), таких как выработка электроэнергии, ремонты оборудования и использование водных ресурсов. Это отличает систему от традиционных решений, концентрирующихся на себестоимости и регламентированном учете. В результате повысилась прозрачность учета, качество анализа производственных процессов и скорость получения отчетности. Разработано 24 специализированных автоматизированных рабочих места (АРМ) и 20 уникальных отчетов и справок. Сократились трудозатраты в подразделениях на 5%, а управленческая отчетность формируется на 5% быстрее.

АО «Полиметалл Управляющая Компания»
Заказчик

АО «Полиметалл» — ведущая российская горнорудная компания. Портфель «Полиметалл» включает 8 активов по добыче золота, серебра и меди, фабрику автоклавного окисления, а также ряд проектов геологоразведки и разработки месторождений, 2 крупных проекта развития. Управляющая компания находится в Санкт-Петербурге. Предприятия расположены в Магаданской области, Якутии, Хабаровском крае, Свердловской области, Красноярском крае. 

1
Цели и задачи

Цель проекта: создать единую систему производственного учета для повышения эффективности аналитики и управления производством предприятий группы компаний «Полиметалл».

Задачи проекта:

  1. Обеспечить формирование производственного учета и отчетности группы компаний «Полиметалл» по единой методологии и на основании централизованного источника данных.
  2. Обеспечить однократность ввода производственных показателей в систему для формирования отчетов.
  3. Исключить возможность несанкционированной корректировки согласованной производственной отчетности.
2
Ситуация до старта проекта

В группе компаний «Полиметалл» для ведения производственных показателей использовалось офисное приложение для работы с электронными таблицами. На предприятиях отсутствовали единые подход и методика по формированию производственных отчетов. Это вызывало сложности при расчетах, риски правок задним числом, приводило к дублированию информации и несоответствию данных в отчетности.

На момент начала проекта столкнулись с отсутствием универсального решения для учета производственных показателей. Для разработки такого инструмента обратились в компанию «1С-Рарус», специалисты которой в ходе предыдущего сотрудничества разработали архитектуру систем «Полиметалл» и сформировали портфель проектов.

Систему производственного учета было решено разработать на базе «1С:ERP Управление предприятием», с помощью уже существующих типовых механизмов, включая отчеты и справочную информацию. Также были задействованы стандартные документы для оперативного учета, что позволило значительно сократить объем разработок.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

В «1С:ERP Управление предприятием» автоматизированы функции консолидации производственной отчетности. Конфигурация была взята за основу для создания более 20 АРМ и 10 отчетов, которые подробно описаны в результатах проекта

Интеграционные потоки:

  1. Настроена интеграция 1С:ERP и «1С:Управление производственным предприятием» (историческая система, в планах перевод всех действующих систем на 1C:ERP):
  2. Централизованные справочники (номенклатура, структура предприятия, объекты эксплуатации). Оперативное списание ТМЦ по организациям, подразделениям.
  3. Ведение аналогов ТМЦ.
4
Особенности и уникальность проекта
  1. В системе ведется учет по 65 производственным показателям, в том числе косвенным:
    • объем выпуска работ по шахтам и карьерам, лабораториям и пробоподготовке;
    • выпуск и потребление электроэнергии/теплоэнергии;
    • эффективность использования водных ресурсов, оборудования, материалов.
  1. Разработан гибкий механизм добавления/изменения/удаления производственных показателей, позволяющий выполнять настройки в пользовательском режиме и учитывать возможные изменения правил ведения производственной отчетности.
  2. Разработан механизм ввода формул и расчета по формулам для производственных показателей, настраивающийся в пользовательском режиме.
  3. Отчеты реализованы с помощью системы компоновки данных: новые или измененные показатели автоматически попадают в отчетность.
  4. Реализована тонкая настройка доступа к АРМ (в разрезе организаций, подразделений, видов техники, уровня доступа, с ограничением по периоду действия).
  5. Реализован механизм упрощенного планирования выработки, приобретения и потребления собственных и покупных энергоресурсов (электроэнергия, теплоэнергия).
  6. В системе ведется учет по счетчикам выработки и потребления собственных ресурсов. Реализован учет потребления покупных ресурсов. Создано автоматическое распределение потребленных энергоресурсов на потребителей, не имеющих систем учета.
  7. Реализован механизм упрощенного планирования и учета ремонтов и простоев оборудования на базе 1С:ERP с использованием специализированных автоматизированных рабочих мест.
  8. Реализован упрощенный механизм нормирования ТМЦ, с привязкой к сезонности и оборудованию, что характерно для горнодобывающей промышленности.
  9. Реализован автоматический расчет потребностей в нормируемой номенклатуре ТМЦ по планам производства работ, наработкам оборудования, а также потребности ТМЦ на выработку энергоресурсов.
  10. Реализован механизм упрощенного планирования и учета работ лаборатории и отделов пробоподготовки.
  11. В системе ведется ежемесячный учет фактических выполненных работ по предприятиям, для возможности использования в расчете себестоимости.
5
Результаты проекта

Сократились трудозатраты в подразделениях

5%

Ускорилось формирование управленческой отчетности

5%
  1. В целях повышения эффективности производственной аналитики разработано 24 специализированных АРМ с гибкой системой настройки доступа для ввода и обработки данных по ключевым аспектам деятельности предприятия:
  • «Формирование планов по техпроцессам и видам техники» — для автоматического формирования годовых планов производства и внутренних потреблений по энергетике и видам техники;
  • «Формирование удельных норм расхода материалов по техпроцессам и видам техники» — для ввода плановых данных;
  • «Формирование планов по лабораториям (отделам пробоподготовки, ОТК)» — для автоматического формирования годовых и оперативных планов производства;
  • «Плановые показатели работы техники» — для формирования плановых годовых данных по наработкам, простоям и производственным показателям за месяц, квартал, год по основным средствам и классам объектов эксплуатации;
  • «Формирование планов по приобретению и потреблению энергии и воды» — для ввода плановых годовых данных;
  • «Показатели работы предприятия» — для автоматического формирования плановых и фактических годовых данных по производственным показателям по подразделениям;
  • «Карточка учета работы техники» — для ввода фактических данных за месяц по наработкам, простоям и производственным показателям по видам техники и ОС;
  • «Карточка учета замеров элементов футеровки» — для ввода фактических данных по наработкам элементов футеровки;
  • «Карточка учета замены элементов футеровки» — для ввода фактических данных по простоям по элементам футеровки;
  • «Карточка учета работы лабораторий, отдела пробоподготовки, ОТК» — для ввода фактических данных за месяц по выполненным анализам, пробам и т.п.;
  • «Карточка учета техники участков золотоизвлекающей фабрики» — для ввода фактических данных за месяц по наработкам, простоям и расчета производственных показателей за период, по основным средствам и классам объектов эксплуатации;
  • «Карточка учета коронок по заточке» — для ввода фактических данных за месяц по инструменту на заточке;
  • «Карточка учета материалов на крепление и твердеющая закладка материально ответственных лиц» — для ввода фактических данных за месяц, разделение по ответственным за ввод разных данных;
  • «Карточка учета материалов на крепление и твердеющая закладка производственно-технического отдела» — для ввода фактических данных за месяц, разделение по ответственным за ввод разных данных;
  • «Энергетика карточка учета выработки электроэнергии (ЭЭ)» — для ввода фактических данных за месяц. Автоматический расчет выработки ЭЭ, в зависимости от факта или норма расхода потребленного топлива;
  • «Энергетика карточка учета выработки теплоэнергии (ТЭ)» — для ввода фактических данных за месяц. Автоматический расчет выработки ТЭ, в зависимости от факта или норма расхода потребленного топлива (также учтено использование нескольких видов топлива). Автоматическое распределение по счетчикам и по удельному расходу ТЭ, а также небаланса ТЭ между потребителями;
  • «Энергетика карточка учета потребления ЭЭ» — для ввода фактических данных за месяц по потреблению и приобретению ЭЭ. Автоматический расчет потребления ЭЭ по счетчикам. Автоматическое распределение ЭЭ по удельному расходу и небаланса ЭЭ между потребителями;
  • «Карточка учета воды» — для ввода фактических данных за месяц. Автоматический расчет потребления воды в зависимости от факта потребления по счетчикам, а также расчет дополнительных показателей эффективности использования водных ресурсов;
  • «Карточка учета расхода материалов на техпроцесс» — для ввода фактических данных за месяц;
  • «Карточка учета расхода материалов на вид техники» — для ввода фактических данных за месяц;
  • «Пакетное согласование производственных показателей» — для групповой обработки статусов согласования в АРМ;
  • «Потребители энергии» — для формирования структуры потребителей ЭЭ от закрытых распределительных устройств до конечного потребителя;
  • «Ответственные лица за согласование» — для управления правами доступа к АРМ в зависимости от роли пользователя;
  • «Автоматическое списание ТМЦ» — для автоматического распределения списания ТМЦ по объектам, в зависимости от удельных норм расхода материалов.
  1. Выполнена консолидация учета производственных показателей группы компаний, стандартизация методологии учета и ведения НСИ:
  • производственные показатели предприятий группы компаний — в одной системе;
  • сквозная передача данных внутри системы — одни и те же данные используются в разных АРМ и отчетах;
  • интеграция по движению ТМЦ с учетными системами (по расходу материалов на основные средства);
  • единая для всех предприятий методика расчета:
  • нормализация НСИ и интеграция по справочникам с действующими учетными системами (15 справочников);
  • возможность сопоставления план-факта на основании единых НСИ;
  • выгрузка готовых отчетов и справок из системы для согласования и направления заинтересованным подразделениям.
  1. Создано 12 сложных отчетов и 8 справок по единым методикам:
  • отчет по расходу основных реагентов и материалов золотоизвлекательной фабрики;
  • отчет по выполненным работам и расходу материалов на буровые работы;
  • отчет по выполненным работам и расходу материалов на взрывные работ;
  • сводная ведомость работы карьерных автосамосвалов;
  • отчет по работе основного самоходного горного оборудования;
  • отчет по стационарному оборудованию золотоизвлекательной фабрики;
  • отчет по выработке электроэнергии, теплоэнергии и потреблению энергоресурсо;
  • отчет по работе лабораторий;
  • отчет по расходу ГСМ;
  • сводная ведомость работы автомобилей, машин и механизмов автотранспортного цеха, цеха технологического автотранспорта, участка технологического транспорта;
  • отчет по выполненным работам и расходу материалов на крепление и твердеющую закладку;
  • отчет по водопотреблению, водоотведению и оборотному водоснабжению;
  • справка «Энергия»;
  • справка о стоимости работы техники, используемой контрагентами по участку;
  • справка о распределении стоимости потребленной электроэнергии;
  • справка о распределении затрат подразделения по топливу;
  • справка о распределении затрат подразделения по тепловодоснабжению;
  • справка о распределении затрат подразделения по пробоподготовке + ОТК;
  • справка о распределении затрат подразделения по лабораториям;
  • справка о распределении затрат подразделения по дизельным электростанциям.

Экономический эффект от внедрения (%):

  • сокращение трудозатрат в подразделениях: 5%;
  • ускорение получения управленческой отчетности: 5%.
Версия для печати
РАБОЧИХ МЕСТ
510
1С-Рарус Челябинск
Функциональная область
Управление производством
Платформа
1С:Предприятие 8 КОРП
Октябрь 2021 —
Северо-Западный федеральный округ РФ
Уральский федеральный округ РФ
Сибирский федеральный округ РФ
Дальневосточный федеральный округ РФ

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Главный специалист производственного управления АО «Полиметалл УК»
Алексей Судаков
Разработанная совместно с «1С-Рарус» система полностью отвечает специфическим потребностям нашей производственной дирекции, которая управляет множеством рудников, карьеров и складов, а также значительным парком техники и тысячами объектов учета. На базе «1С:ERP» автоматизировано 510 рабочих мест. В результате проекта нам удалось повысить эффективность аналитики и управления производственными процессами. Обеспечена возможность масштабирования системы для использования на новых активах предприятия.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
19 августа 2025
О выпуске совместных продуктов «Astra Linux Server 1C для 1С:Предприятие 8»

Фирма «1С» объявляет о начале продаж совместных продуктов «Astra Linux Server1C («Орел») для 1С:Предприятие 8» с 18.08.2025.

11 августа 2025
1С:ITILIUM 1.0.1.6: интеграция с LLM, синхронизация с 1С:ЗУП 3.1 и QR-коды для инвентаризации

Сервисные службы теперь могут работать быстрее и эффективнее благодаря интеграции с большими языковыми моделями (LLM), автоматической синхронизации с 1С:ЗУП 3.1, поддержке самоподписанных сертификатов в мобильном приложении Itilium+ и удобному учету активов с помощью QR-кодов.