«Северсталь» построила отраслевую информационную систему на базе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП». Новая система учитывает специфику всех видов транспортных средств, включая крупнотоннажные перевозки, выполняемые в многорейсовые смены, а также междугородные перевозки. В системе ведется учет и осуществляется контроль 2900 транспортных средств, принадлежащих как собственному подразделению, так и внешним подрядным организациям.
Группа компаний «Северсталь» — вертикально-интегрированный горнодобывающий и сталелитейный бизнес. Ключевой актив группы — Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК). За информационные технологии на предприятии отвечает дочерняя компания АО «Северсталь-инфоком».
Цели проекта:
- Сократить затраты на услуги, оказываемые внешними перевозчиками.
- Создать единое информационное пространство для всех участников перевозок.
Задачами проекта стало внедрение технологических инноваций:
- Единое окно заказа транспортной услуги для корпоративных потребителей.
- Распределение заказов между собственным и наемным транспортом.
- Планирование работы собственного транспорта.
- Цифровой документооборот с поставщиками транспортных услуг.
- Картография и спутниковый мониторинг транспорта.
- Киоски самообслуживания для сдачи путевых листов.
- Автоматизация предрейсовых медицинских осмотров.
- Веб-интерфейсы «1С» для заказчиков транспортных услуг.
- Мобильные приложения «1С» для технологического персонала.
Информационные технологии играют важную роль в развитии бизнеса, поэтому стратегическим приоритетом «Северсталь» является реализация программ цифровой трансформации. Руководство управления транспорта «Северсталь» приняло решение начать проект по автоматизации работы автотранспорта на современной технологической платформе «1С:Предприятие 8.3». В качестве основы для новой отраслевой системы выбрали конфигурацию «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП», выпускаемую центром разработки «1С‑Рарус».
Внедрение и адаптацию информационной системы выполнила компания АО «Северсталь-Инфоком» с привлечением специалистов ООО «1С-Рарус» в части методологии и принципов работы решения «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП». В настоящее время осуществляется дальнейшее развитие системы в рамках ее сопровождения.
Отраслевая информационная система построена на базе решения «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП». Автоматизированы функции:
- Учет подвижного состава.
- Диспетчеризация грузоперевозок.
- Учет собственного транспорта.
Внедренные подсистемы продукта:
- Transportation management systems (TMS):
- управление заказами;
- планирование и контроль рейсов;
- учет сопроводительных документов;
- учет простоев и опозданий;
- работа с привлеченными перевозчиками;
- тендеры (конкурсы, аукционы);
- рекламации;
- тарификация;
- взаиморасчеты.
- Fleet Management System (FMS):
- учет автомобилей, прицепов, оборудований;
- учет и обработка путевых листов;
- учет журналов транспортных документов;
- учет ГСМ и технических жидкостей;
- учет ремонтов и агрегатов;
- учет ДТП и штрафов;
- складской учет запчастей и расходных материалов;
- учет работы водителей;
- учет пассажирских перевозок;
- планирование работы ТС;
- учет доходов и затрат автопарка.
- Сервис маршрутизации (VRP):
- построение оптимальных маршрутов с учетом пробок;
- маршрутизация по фиксированным маршрутам;
- создание маршрутных листов.
Функциоальная схема архитектуры
Новая система учитывает специфику всех видов транспортных средств, включая крупнотоннажные перевозки, выполняемые в многорейсовые смены, а также междугородные перевозки. В системе ведется учет и осуществляется контроль 2900 транспортных средств, прицепов и навесного оборудования, принадлежащих как собственному автотранспортному подразделению, так и внешним подрядным транспортным организациям.
Автопарк структурирован по колоннам: грузовики, тягачи, большегрузные самосвалы, автовышки и краны, различная спецтехника, автобусы и легковой автотранспорт, бульдозеры.
Основные задачи автотранспортного подразделения «Северсталь» — удовлетворение в круглосуточном режиме потребностей внутренних заказчиков во всех видах транспортировки. В системе организована совместная работа заказчиков и исполнителей, а логисты получили удобный инструмент для распределения заявок на транспортные услуги.
Внедрение новой системы позволило эффективнее использовать ресурсы собственного автопарка и оценивать работу подрядчиков. До запуска проекта деятельность подрядных организаций была недостаточно контролируема. За счет использования цифровых инструментов учет внешних перевозок организован качественно иным образом, появилась возможность оценивать и оптимизировать стоимость услуг внешних перевозчиков.
Снижение расходов на материальные ресурсы
Сокращение длительности простоев оборудования
- Внедрено единое окно заказа транспортной услуги. Регистрация заявок на оказание транспортных услуг выполняется в системе непосредственно внутренними клиентами, что позволяет сократить количество ошибок при передаче информации, исключить потерю и дублирование данных, а также снизить нагрузку на диспетчерский персонал автотранспортного подразделения, высвободив его ресурсы для качественного решения логистических задач.
- Внедрена подсистема планирования работы собственного транспорта. На основании поступивших заявок на транспортные услуги осуществляется краткосрочное (суточное) и среднесрочное (месячное) планирование работы собственных транспортных средств. Логист распределяет заявки на транспортные услуги по колоннам автотранспортного подразделения. Система позволяет подбирать транспортные средства с соответствующими характеристиками под тот или иной заказ клиента исходя из его потребности, а также в режиме реального времени контролировать загрузку (использование) автопарка. Результат планирования — повышение эффективности работы транспортных средств.
- Внедрен цифровой документооборот с поставщиками (подрядчиками) транспортных услуг. Система автоматически распределяет заявки на транспортные услуги между сторонними перевозчиками, используя различные алгоритмы распределения (например, аукцион). Диспетчеры подрядных транспортных организаций непосредственно в системе самостоятельно планируют исполнение переданных им заказов. Оптимизированы время обработки заказов и организация транспортировки.
- Внедрена маршрутизация и расчет трудоемкости выполнения транспортных заданий. Система подсказывает специалисту по планированию перевозок оптимальные маршруты движения, а также модели транспортных средств, наиболее подходящие для выполнения той или иной транспортировки груза. При этом учитывается доступность транспортного средства и водителя, что исключает порожние пробеги, сокращает время в пути, снижает прямые и косвенные эксплуатационные расходы на транспортировку.
- Автоматизированы операции выдачи и сдача путевых листов в электронном виде через инфоматы водителей. Диспетчеры выдают путевые листы водителям в ручном режиме, водители после выполнениях транспортной работы сдают путевые листы в цифровой форме, вводя данные в интерфейс системы, доступный на инфоматах, расположенных в специальном помещении. Идентификация водителя осуществляется по служебному электронному пропуску. Автоматизация позволяет сократить время простаивания в очередях и трудоемкость учета путевых листов диспетчерами.
- Реализована сервисная модель взаимодействия поставщика и потребителя транспортных услуг заимствованная из ITSM (управление услугами информационных технологий) и адаптированная для сферы транспортной логистики. Модель будет использоваться после структурной реорганизации заказчика, и ввода в штатное расписание новых должностей, их комплектования и подготовки персонала, с последующим последовательным внедрением в подразделениях заказчика/потребителя транспортных услуг.
- Внедрена картография и мониторинг транспорта. Учет работы собственных и наемных транспортных средств в единой системе позволяет в любой момент времени получить данные о загруженности транспорта и водителей, внести изменения, часто возникающие в момент выполнения заказов и корректно оценить объем выполненной работы. Теперь есть возможность оперативно получать данные о фактически выполненной работе. Контролируются простои транспорта и в случае их возникновения автоматически формируются сообщения диспетчерскому персоналу.
- Автоматизированы учет и планирование ремонта бортового оборудования системы спутникового мониторинга транспорта. Диагностика работоспособности бортового оборудования спутникового мониторинга транспорта осуществляется автоматически без участия человека.
- Внедрен автоматический контроль отпуска топлива с собственных автомобильных топливных заправщиков. Данные о топливных транзакциях через систему спутникового мониторинга транспорта почти в режиме реального времени передаются в систему. Кроме того, списание израсходованного в ходе транспортной работы топлива осуществляется автоматически на основании данных спутникового мониторинга транспорта.
- Автоматизирован учет медицинских осмотров, в процессе которых оценка состояния водителей осуществляется медицинскими терминалами. Заключение о допуске водителя к работе регистрируется медицинским работником в интерфейсе специального автоматизированного рабочего места, идентификация водителя осуществляется по служебному электронному пропуску. Ведутся работы по интеграции системы с сервисом медицинских осмотров, что позволит повысить пропускную способность и сократить время прохождения осмотров и минимизирует влияние человеческого фактора на качество учета.
- Автоматизирован учет и анализ режимов работы водителей с использованием данных водительских карт бортовых тахографических устройств.
- Автоматизировано формирование и учет использования пропускных талонов на вывоз промышленных отходов, что позволяет обеспечить соблюдение экологических норм и правил.
- Разработан прототип мобильного приложения механика, в котором механики автоколонн заполняют карты осмотра транспортного средства, на основании чего автоматически устанавливается отметка в путевом листе, разрешающая или запрещающая эксплуатацию транспортного средства. Данная функциональность в дальнейшем позволит осуществлять прогнозирование неисправностей, планирование будущих ремонтов и технического обслуживания транспортных средств, автоматически формировать журналы технического контроля. В целом данная функциональность призвана повысить безопасность эксплуатации транспортного средства, а также безопасность дорожного движения.
- Планируется разработка мобильного приложения водителя для оперативных формализованных коммуникаций с диспетчером, грузоотправителем и грузополучателем, визуализации на карте маршрута движения транспортного средства, учета простоев.
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение расходов на материальные ресурсы — 5%;
- снижение производственных издержек — 25%;
- сокращение трудозатрат в различных подразделениях — 40%;
- сокращение длительности простоев оборудования — 10%;
- снижение производственного брака — 30%;
- ускорение обработки заказов — 50%;
- ускорение получения управленческой отчетности — 80%.
Евгений Староверов, специалист по учету работы автотранспорта ПАО «Северсталь»
Мы достигли поставленные на старте проекта цели. Основное достижение — в системе создано единое окно для работы заказчиков и подрядчиков, информация поступает нам напрямую, существенно упрощая работу с заявками. Запуск системы планирования дает первые результаты — распределение заказов и подбор транспортного средства происходит быстрее и эффективнее. Мы развиваем систему, внедряем новые модули. Прорабатывается вопрос запуска мобильных приложений для механиков автоколонн в целях ускорения прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и заполнения путевых листов, а также для водителей. Наша глобальная цель — повышение производительности работы транспортного подразделения и снижение себестоимости перевозок.