«Редуктор-ПМ» автоматизировал процессы МТО (закупок) на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». Проект цифрового МТО является продолжением механизма динамического планирования в производстве — то есть минимизирует работу человека с системой до тех действий, которые действительно требуют внимания и присутствия специалиста. Служба снабжения получила современный инструмент, который позволяет своевременно отслеживать все новые потребности в обеспечении производства необходимыми материалами и комплектующими.
АО «Редуктор-ПМ» — одно из крупнейших в России предприятий, специализирующихся на производстве и послепродажном обслуживании вертолетных редукторов и трансмиссий. Предприятие выпускает, ремонтирует и обслуживает главные редукторы и агрегаты трансмиссий вертолетов серии Ми-8/17, Ми-26(Т), Ми-28Н «Ночной охотник» и «Ансат».
Цели проекта:
- Исключить простои производства из-за отсутствия материалов и комплектующих за счет оперативной оценки текущих потребностей предприятия.
- Минимизировать остатки ТМЦ за счет учета наличествующих запасов и поставляемых товаров.
- Цифровизовать процессы документооборота закупок.
В рамках проекта создания цифрового МТО должны быть решены следующие задачи:
- Онлайн-сбор потребностей производства из различных источников (план, заказы на производство, страховые запасы).
- Возможность ручной корректировки потребности.
- Автоматизированное динамическое распределение возможного обеспечения (свободные складские запасы, поставки, ожидаемые от поставщиков, открытые договоры) по потребностям с учетом назначений (ГОЗы).
- Оптимизация закупки с применением имеющихся ресурсов предприятия с учетом аналогов и замен.
- Мониторинг состояния обеспечения производства в течение всего жизненного цикла потребности (от возникновения до выдачи в производство).
- Документооборот согласования закупок для принятия решений в контрольных точках процесса обеспечения.
- Автоматизированный контроль и прогнозирование срыва обеспечения потребностей.
- Автоматизированная передача прогнозных сроков обеспечения в подсистему планирования производства
- Организация непрерывного процесса управления закупочной деятельностью в системе АС ФЗД.
- Интерфейс передачи сводных аналитических данных в информационную систему управляющей компании холдинга «Вертолеты России».
На момент начала проекта цифровизации процессов материально-технического обеспечения (закупок) на предприятии уже была внедрена система на базе «1С:ERP Управление предприятием», но в своем типовом функционале программа не имела комплексных средств для управления процессами МТО в ситуации, когда завод входит в состав холдинга и требуется согласовывать потребности закупок с бюджетами, утвержденными в управляющей компании. Были необходимы новые документы, которые позволили бы автоматизировать процесс согласования потребностей в закупках, а также удобные автоматизированные рабочие места в закупках для обработки информации о текущем состоянии обеспечения тех или иных потребностей.
Процессы материально-технического обеспечения (закупок) автоматизированы на базе решения «1С:ERP Управление предприятием».
Процесс цифрового МТО на предприятии стартует в тот момент, когда случается одно из следующих событий:
- Изменился план сбыта или утвержденный план производства предприятия.
- Создан новый заказ на производство.
- Созданы новые нормы страховых запасов для критичных для производства товарно-материальных ценностей.
- Актуализированы производственные нормативы.
Цифровое МТО разбивает все потребности предприятия на текущие и перспективные:
- Перспективные потребности — это потенциальные заказы клиентов, по которым еще нет заключенного договора и точного понимания сроков, когда продукция должна быть выпущена — ведутся предварительные переговоры с заказчиками. Но из-за длительного цикла закупок некоторых позиций материалов и комплектующих, служба снабжения должна оперативно отслеживать ход таких переговоров для того, чтобы своевременно заключить договоры с поставщиками и осуществить закупку таких длинно-цикловых артикулов.
- Текущие потребности включают в себя потребности в закупках ТМЦ под утвержденный план производства, а также пополнение страховых запасов критичных ТМЦ. К критичным ТМЦ относятся артикулы комплектующих и материалов, которые всегда должны быть в наличии на предприятии для того, чтобы исключить простои производства, вызванные какими-то срочными заказами или изменением в нормативах производства.
Для контроля за ходом работ в МТО были определены следующие контрольные точки в процессах снабжения:
- Новая потребность — появилась новая потребность в обеспечении, которая не покрывается текущими запасами и пока не включена в текущие планы закупок.
- Назначен ответственный исполнитель — по потребности назначен ответственный исполнитель (сотрудник службы снабжения), который будет осуществлять закупки по данной потребности.
- Сформирована новая заявка на закупку — ответственный исполнитель оформил заявку на закупку по потребности. Документ отправлен на согласование внутри предприятия и с представителями управляющей компании холдинга.
- Проводятся закупочные процедуры — контрольная точка генерируется системой в том случае, если по согласованной заявке на закупку нет подходящего договора с поставщиком и требуется провести конкурс на поставку товара.
- Заключен договор — конкурс проведен, поставщик выбран и товар доступен для закупки.
- Оформлен заказ поставщику — в системе создан заказ поставщику, и поставщик подтвердил сроки поставки товара.
- Товар поступил на склад и стал в резерв — товар поступил от поставщика и прошел входной контроль, а также зарезервирован для дальнейшей передачи в производство.
- Товар передан в производство — потребность в обеспечении закрыта.
Проект цифрового МТО является продолжением механизма динамического планирования в производстве — то есть минимизирует работу человека с системой до тех действий, которые действительно требуют внимания и присутствия специалиста.
Все контрольные точки МТО генерируются и отслеживаются системой автоматически на основании первичных документов, которые вводятся в программу.
Для контроля над ходом МТО для типовой системы 1С:ERP были созданы следующие специализированные объекты.
АРМ «Планирование закупок»
Это рабочее место ответственного специалиста службы снабжения, в котором он видит консолидированную информацию о потребностях в обеспечении, а также отслеживает ход работ по закупкам.
Из этого рабочего места он может создавать необходимые документы — например заявки на закупку и отправлять их на согласование ответственным лицам, а также контролировать ход процесса согласования.
Документ «Принятие потребности к обеспечению»
Документ предназначен для отслеживания факта запуска процесса МТО ответственным сотрудником. Документ может создаваться вручную или генерироваться системой автоматически — в этом случае система по заданному алгоритму распределяет потребности по ответственным менеджерам и документ служит напоминанием для сотрудника.
Также по документу может отслеживаться время обработки потребности специалистом службы снабжения.
Документ «Заявка на закупку»
Документ предназначен для согласования новой закупки внутри предприятия, а также запуска процесса согласования в управляющей компании.
Документ может быть интегрирован с системой АС ФЗД, которая используется в холдинге «Ростех» для контроля за финансово-закупочной деятельностью предприятий холдинга.
Документ «Спецификация к договору»
Документ расширяет функциональность типового справочника «Договоры» системы 1С:ERP — в нем содержится информация об объемах ТМЦ, которые поставщик обязался поставить по договору.
Спецификация к договору также может передаваться в систему АС ФЗД для централизованного управления процессами закупок холдинга «Ростех».
Также для расширенного контроля за процессами закупок был создан набор отчетов, наиболее интересные из них следующие:
- Анализ сроков обеспечения потребностей. Отчет содержит информацию о том, какая часть потребностей обеспечена в срок, а где присутствуют срывы в обеспечении — товар приедет позже, чем требуется.
- Избыточное обеспечение. Отчет показывает ресурсы, которые присутствуют в избыточном количестве относительно текущих потребностей.
- История изменения потребностей производства. Отчет поможет разобраться в причинах проблем в закупках — как часто меняются потребности в обеспечении — это важно, когда изменения проводятся задним числом.
Рост оборачиваемости складских запасов
Служба снабжения получила современный инструмент, который позволяет своевременно отслеживать все новые потребности в обеспечении производства необходимыми материалами и комплектующими — это позволяет исключить риск простоев предприятия и повышает скорость и эффективность работы завода в целом.
Были достигнуты все заявлены цели по созданию цифрового МТО для предприятия.
Экономический эффект от внедрения:
- оборачиваемость складских запасов выросла на 20%.