«ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» построил интегрированную информационную систему финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью. Система финансово-экономического управления построена на базе продуктов фирмы «1С»:
- «1С:Управление холдингом»
- «1С:Управление производственным предприятием».
Единая система внедрена на 9 территориально-распределённых площадках (включая головной офис). Автоматизированы области позаказного расчёта себестоимости, бухгалтерского и налогового учёта, а также формирование индивидуальной и сводной отчётности для налоговых и статистических служб, РОСКОСМОСА, Министерства обороны России, а также для руководителей «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Автоматизированы функции контроля над платежами, межфилиальные расчёты и приём-передача затрат между производствами. Снизилась нагрузка на бухгалтерские, экономические и финансовые службы.
«Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» входит в госкорпорацию «РОСКОСМОС», является разработчиком и изготовителем ракет-носителей «Протон», «Ангара» и блоков «Бриз-М». В состав «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» входят «Ракетно-космический завод», «Конструкторское бюро „Салют”», «Завод по эксплуатации ракетно-космической техники» и «Завод медицинской техники и товаров народного потребления». ГКНПЦ имеет 9 филиалов, кроме того владеет контрольным пакетом акций двух предприятий: «Протон-ПМ» и «Конструкторское бюро химавтоматики».
Цели проекта:
- обеспечение единого информационного пространства финансово-экономического блока в рамках всего предприятия;
- обеспечение получения оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений;
- оптимизация финансовых функций, повышение прозрачности расчёта себестоимости и усиление контроля над расходами.
Задача проекта — создание интегрированной информационной системы финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и перевод 9 площадок на единую систему финансово-экономического управления.
До создания интегрированной информационной системы финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью на предприятии и его филиалах для задач финансово-экономического управления использовалось более 200 разрозненных приложений (в том числе западного производства). Их поддержка была трудоёмка, информация дублировалась, на её сведение и выверку тратилось большое количество времени и ресурсов.
Система финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью построена на базе продуктов фирмы «1С»: «1С:Управление холдингом» и «1С:Управление производственным предприятием». Функциональная архитектура системы показана на рис. 1.
Рис. 1. Функуиональная архитектура системы финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью.
Единая система внедрена на 9 территориально-распределённых площадках (включая головной офис). Территориальная архитектура системы показана на рисунке 2. Платформа «1С:Предприятие 8» позволяет реализовать распределённую архитектуру баз данных информационной системы. Для обеспечения централизованных функций и взаимодействия между узлами информационной системы реализован обмен данными между центральной информационной базой и базами филиалов/подразделений. Информационный обмен построен на стандартной технологии «Планы обмена» платформы «1С:Предприятие 8».
Рис. 2. Территориальная архитектура системы финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью.
Информационная система финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью интегрирована с другими информационным системами предприятия (производственными системами заводов, системой расчёта заработной платы и др.), что позволило исключить дублирование информации при эксплуатации систем. Интеграция с другими системами реализуется с помощью использования «витрины данных» — промежуточной базы данных под управлением Microsoft SQL Server, либо Oracle Database, обеспечивающей хранение данных для передачи информационной системе, участвующей в информационном обмене, а также журналирование событий информационного обмена. При этом система и витрина размещены в виртуальной среде трёх ЦОД (Воронеж, Москва, Омск) с удалённым защищённым доступом, что позволяет сэкономить на инфраструктуре и поддержке.
Распределённая информационная система финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью обеспечивает работу более чем 2000 пользователей в 9 филиалах/подразделениях.
Проект в «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» показывает возможности решений и технологий фирмы «1С» для поддержки централизованного финансово-экономического управления в распределённом производственном холдинге.
Особенности проекта:
- Порелизное создание и внедрение системы. Выделение двух релизов системы позволило сократить срок от момента старта работ до начала запуска системы — с 1 января 2016 года был запущен учёт и казначейство, через 2 месяца — расчёт себестоимости, отчётность и сводная отчётности. Все технологии работы были отработаны на 1 релизе.
- Использование по каждому релизу стратегии «двух волн» для унификации процессов, методик и правил учёта, требований к системе, в условиях сжатых сроков и одновременного внедрения системы на 9 территориально-распределённых площадках:
- 1 волна — ключевые пользователи объектов московской площадки (центральный офис, РКЗ, КБ «Салют», ЗЭРКТ) в рамках объединённой группы детально прорабатывают требования, рассматривают и согласуют будущие процессы;
- 2 волна — ключевые пользователи удалённых филиалов (КБ «Арматура», ПО «Полет», УКВЗ, ВМЗ, КБ «Химмаш») знакомятся с выработанными решениями, верифицируют их, формируют дополнительные требования с учётом специфики деятельности филиалов. В случае выявления противоречий проводились сессии согласования подходов с участием всех заинтересованных сторон.
На создание и запуск единой системы, а также унификацию методик учёта по всем филиалам ушло всего 10 месяцев.
Создана интегрированная информационная система финансово-экономического управления хозяйственной деятельностью «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Унифицированы бизнес-процессы хозяйственной деятельности предприятия. Центральный офис и 8 филиалов ведут бухгалтерский и налоговый учёт и формируют индивидуальную сводную отчётность (РСБУ, по налогу на прибыль, НДС, статистическую, ведомственную) в единой системе по единым правилам в автоматическом режиме, работают по стандартизированным практикам управления, ведут единую базу договоров и контрагентов с едиными финансовыми справочниками.
Автоматизированы области позаказного расчёта себестоимости, бухгалтерского учёта, с применением управленческих аналитик, налогового учёта, а также формирование индивидуальной и сводной отчётности для налоговых и статистических служб, Министерства обороны и руководства «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Автоматизированы функции контроля над платежами, межфилиальные расчёты и приём-передача затрат между производствами.
Теперь руководство предприятия имеет возможность оперативно отслеживать себестоимость выпускаемой продукции с учётом всех стандартов, принятых на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в том числе, ФЗ-275 «О государственном оборонном заказе», так как по всей производственной цепочке налажен сквозной позаказный учёт затрат и контроль расходов.
Сейчас сотрудники «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» не тратят время на выверку и объединение данных из десятков разрозненных систем учёта. С внедрением новой системы замещены порядка 65 разрозненных приложений для ведения учёта, автоматизирован 261 процесс. Сократилось и число ручных операций по сбору данных, что снизило нагрузку на бухгалтерские, экономические и финансовые службы.
Ожидаемся окупаемость проекта — 3 года, в том числе за счёт отказа от использования и поддержки иностранного ПО.