В группе компаний «ПЕНОПЛЭКС» построили информационную систему на базе «1С:ERP. Управление холдингом» для автоматизации управленческого учета в части корпоративного казначейства и бюджетирования. Настроено порядка 45 бюджетов разного уровня. Реализовано взаимодействие с 15-ю различными клиент-банками. Введено понятие и реализован механизм «Универсальная управленческая валюта», который позволяет нивелировать разницу курсов ЦБ РФ и Центробанков других стран. Реализация проекта позволила автоматизировать работу финансово-экономического подразделения, осуществлять бюджетный контроль, оперативно получать актуальную управленческую отчетность.
«ПЕНОПЛЭКС СПб» является крупнейшим производителем на рынке теплоизоляции в РФ. Компания владеет десятью производственными площадками, восемь из которых расположены на территории России, в городах: Кириши, Новомосковск, Новосибирск, Пермь и Таганрог, Черемхово, Хабаровск, Заволжье, одна в Республике Казахстан — в Алматинской области и одна в Республике Узбекистан — Ташкентская область.
В рамках стратегии развития информационного пространства компанией «ПЕНОПЛЭКС СПб» принято решение до 2026 года полностью перейти на программные продукты «1С» и весь управленческий контур перевести в «1С:ERP. Управление холдингом».
Ключевой целью проекта стала автоматизация учета группы предприятий на базе программного продукта «1С:ERP. Управление холдингом» в части корпоративного казначейства и бюджетирования. Также среди целей следует отметить:
- создание единого информационного пространства предприятий;
- повышение прозрачности и управляемости процессов, а также повышение качества и оперативности принятия управленческих решений за счет автоматизации бизнес-процессов и предоставления средств контроля и отчетности.
Для достижения поставленных целей в рамках проекта были поставлены следующие задачи:
- разработка методик учета деятельности группы компаний в информационной системе;
- обеспечение необходимых инструментов автоматизации для областей учета:
- корпоративное казначейство;
- корпоративное бюджетирование.
Группа компаний «ПЕНОПЛЭКС» включает до 10 юридических лиц. Для ведения учета использовалась комплексная система на базе решений на платформе «1С:Предприятие» и несколько программных решений других разработчиков, в том числе справочник по выражениям анализа данных (DAX).
В связи с тем, что иностранное ПО не обновляется, и его поддержка вендором прекращена, стабильность работы всех взаимосвязанных систем подверглось рискам, наличие которых недопустимо для работы компании. Также возникли дополнительные ограничения для развития системы. Задачи бизнеса требовали использования новых подходов и современных инструментов для автоматизации бизнес-процессов.
Для реализации стратегии развития информационного пространства было принято решение начать с проекта автоматизации корпоративного казначейства и бюджетирования.
Система автоматизации управленческого учета в части корпоративного казначейства и бюджетирования построена на базе программного продукта для автоматизации крупных холдингов — «1С:ERP. Управление холдингом».
Автоматизированы следующие подсистемы:
- Корпоративное казначейство: текущая операционная деятельность по управлению денежными средствами.
- Корпоративное бюджетирование:
- разработка 30 уникальных отчетных форм,
- автоматизация сложной системы отбора управленческой отчетности,
- работы с корректировками,
- учет специфики дочерних подразделений в СНГ и ближнем зарубежье.
Проект по внедрению системы успешно завершен в январе 2024 года. Функционал разработан и запущен в промышленную эксплуатацию с расчетным количеством 970 рабочих мест.
Схема архитектуры
Данный проект имеет следующие уникальные особенности:
- ГК «ПЕНОПЛЭКС» включает более 10 организаций и порядка 40 представительств как на территории РФ, так и в СНГ, а также в некоторых странах бывшего Варшавского договора. Порядок включения новых регионов был выбран последовательный — сначала РФ и единственный представитель СНГ, затем поэтапное масштабирование. Запуск в промышленную эксплуатацию по всему конуру корпоративного казначейства и корпоративного бюджетирования выполнен единовременно с 04.12.2023 года.
- В рамках проекта настроено порядка 45 бюджетов разного уровня, включая БДР, БДДС по всей группе компаний.
- В проекте реализовано взаимодействие с порядка 15-ю различными клиент-банками.
- Введено понятие и реализован механизм «Универсальная управленческая валюта», который позволяет нивелировать разницу курсов ЦБ РФ и Центробанков других стран, включая:
- пересчет с рублевых взаиморасчетов в валютные (используется порядка 5 различных валют);
- пересчет с валютных взаиморасчетов в рубли;
- универсальный механизм формирования в универсальную валюту учета.
- ежедневную загрузку «свежих» курсов валют непосредственно с сайтов центральных банков стран присутствия организации и представительств ГК «ПЕНОПЛЭКС».
- Переработан АРМ «Платежный календарь» — выполнено разграничение доступа и видимости документов по организациям, подразделениям, ЦФО (центрам финансовой ответственности), статьям ДДС (движения денежных средств).
- Реализована возможность загрузки из 45 возможных типовых шаблонов соответствующего бюджета.
- Возможность согласования, настроенная на конкретные права, через электронную почту.
- К концу 2024 года система DAХ будет выключена и все юридические лица и обособленные подразделения ГК «ПЕНОПЛЭКС» передут в «1С:ERP. Управление холдингом».
- Внедренная функциональность подсистем «Корпоративное казначейство», «Корпоративное бюджетирование» полностью соответствует требованиям бизнеса ГК «ПЕНОПЛЭКС».
- Реализация проекта позволила автоматизировать работу финансово-экономического подразделения ГК «ПЕНОПЛЭКС», осуществлять бюджетный контроль, оперативно получать актуальную управленческую отчетность.
- Трудозатраты на формирование бюджетной отчетности сократились на 30%.
- Возможность согласования через электронную почту сократила в 2 раза время на согласование заявок на оплату и реестров платежей.
- Успешная реализация проекта в ГК «ПЕНОПЛЭКС» сформировала фундамент для планирования дальнейшей автоматизации управленческого учета на базе программного продукта «1С:ERP. Управление холдингом».
Вадим Доронин, заместитель генерального директора по ИТ ГК «ПЕНОПЛЭКС»
Внедрение информационной системы на базе программного продукта «1С:ERP. Управление холдингом» заложило фундамент для дальнейшего роста и развития ГК «ПЕНОПЛЭКС». Автоматизация ключевых и основополагающих бизнес-процессов корпоративного казначейства и бюджетирования выполнена с учетом специфики и особенностей, принятых в группе компаний. Внедрение системы позволило значительно сократить финансовые и временные издержки на формирование и анализ управленческой отчетности и позволило выйти на качественно новый уровень автоматизации.