«Минудобрения » реализовали проект по импортозамещению и комплексному управлению на базе продукта «1С:Корпорация» в следующих подсистемах: закупки, продажи, запасы и контроль качества. Доработка системы затронула оперативный контур, включая прослеживаемость закупок, отраслевые особенности поставляемой продукции в жидком виде, особые требования к логистике жидких опасных грузов и экспорт. Внедрение позволило не только оптимизировать управление ресурсами предприятия, но и повысить точность и оперативность обработки данных, что является ключевым аспектом в управлении современным производственным предприятием.
Акционерное общество «Минудобрения» входит в число крупнейших химических предприятий России. Это единственный производитель минеральных удобрений в Центральном Черноземье. Предпряитие является одним из наиболее крупных в регионе. Основные виды выпускаемой продукции: аммиак жидкий технический, аммиачная селитра, нитроаммофоска, азотная кислота, карбонат кальция, мел технологический.
Цели проекта:
- Повысить оборачиваемость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах и снизить объемы неликвидных запасов.
- Ускорить процессы приемки, обработки и передачи ТМЦ цехам-заказчикам.
- Повысить эффективность управления ТМЦ за счет централизации данных об остатках, свободных остатках, резервах, товарообороте и других важных показателях в единой базе, что в свою очередь позволит снизить объем закупаемых ТМЦ при наличии свободных остатков или их аналогов на складах предприятия.
- Оперативно формировать актуальную информацию о планах поступления ТМЦ, статусе обработки заявок и других важных аспектах.
- Повысить прозрачность и обоснованность процессов закупок ТМЦ.
- Оптимизировать документооборот за счет снижения издержек на печать, обработку и учет бумажных документов.
Задача проекта: создать единое информационное пространство для оперативного управленческого учета, оптимизации, повышения качества и оперативности принимаемых решений.
В декабре 2020 года был запущен проект по замене устаревшей импортной системы, используемой с 2000-х годов, на современную систему на базе «1С:Корпорация». Проект охватывает ключевые бизнес-процессы, включая:
- заказ ТМЦ структурными подразделениями;
- резервирование потребностей в ТМЦ;
- контроль сроков годности;
- контроль качества поступающих ТМЦ;
- учет движения ТМЦ, включая поступление, перемещение, списание, возврат;
- проведение инвентаризации;
- выпуск готовой продукции (ГП) и ее реализация.
Этот переход направлен на повышение эффективности и оптимизацию управления бизнес-процессами предприятия.
Внедренная система на базе «1С:Корпорация» позволяет управлять закупками, запасами, продажами, а также контролировать качество продукции. Доработка системы затронула оперативный контур, включая прослеживаемость закупок, отраслевые особенности поставляемой продукции в жидком виде, особые требования к логистике жидких опасных грузов и экспорт. Был создан документ «Отгрузка», который позволяет фиксировать объем отгруженной продукции по взвешенным вагонам, автомобилям или актам прокачки через трубопровод, а также отслеживать объемы по заявкам «Этран» и формировать специальные печатные формы (ГУ-27, СМГС). В части проведения закупочных процедур была осуществлена интеграция с электронной торговой площадкой.
Схема архитектуры
Пояснения к схеме:
- АСУ ДПС — автоматизированная система управления движения подвижного состава
- МЦ Слежение — система для комплексной автоматизации бизнес-процессов управления парком грузовых вагонов и контейнеров;
- АТК Этран — автоматизированная система «Электронная Транспортная Накладная»;
- ЖД Весовая — автоматизированная система управления железнодорожными весами;
- АСУ Весовая — автоматизированная система управления автотранспортными весами.
В процессе реализации проекта были выполнены следующие значимые доработки
- Создан документ «Отгрузка», который позволяет фиксировать объем отгруженной продукции по взвешенным вагонам, автомобилям или актам прокачки через трубопровод. Он выступает неким промежуточным звеном между заказом клиента и реализаций продукции.
- «Отгрузка» позволяет подбирать акты взвешивания по вагонам или автомобилям к выбранному заказу клиента. Отслеживать объем по заявкам Этран, формировать специальные печатные формы (ГУ-27, СМГС).
- Для отражения операций выгрузки продукции из вагонов на судно предусмотрен документ «Коносамент», который фиксирует сколько было заказано продукции, сколько погружено на судно, и какие при этом вагоны были использованы. В системе заложен механизм, позволяющий подбирать вагоны к коносаменту, при этом не превышая объем, заложенный в самом коносаменте. А также создавать реализацию в разрезе коносаментов и деклараций.
- Разработано рабочее место «Формирование списка вагонов по маршрутам» для массовой загрузки актов взвешивания в отгрузку.
- Разработано рабочее место «Изменение направления поставки» для случаев, когда вагоны уже отправлены заказчику, но направления поставки в процессе было изменено.
- Создан механизм, позволяющий в любой момент определить ход выполнения заявки на закупку в разрезе каждой позиции.
- Автоматизирована замена и резервирование необходимых позиций из аналогов на этапе списания ТМЦ на основании заявки на закупку.
- Реализована интеграция с ERP-системой стороннего вендора.
Снижение операционных и административных расходов
Сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг
В ноябре 2023 года был успешно завершен проект по внедрению системы «1С:Корпорация» в АО «Минудобрения», в промышленную эксплуатацию были запущены следующие функциональные блоки:
- Ведение нормативно-справочной информации (НСИ).
- Управление закупками.
- Управление запасами.
- Контроль качества.
- Продажи.
Кроме того, была выполнена интеграция с рядом внешних систем, что позволило обеспечить бесперебойную работу и обмен данными между различными подсистемами:
- ERP-система;
- ЖД—весовая;
- АСУ Весовая.
В рамках проекта был успешно осуществлен переход с устаревшей иностранной системы на систему «1С:Корпорация». Удалось добиться следующих целей:
- Выросла оборачиваемость товарно-материальных ценностей на складах и был снижен объем объем неликвидных запасов.
- Ускорены процессы приемки, обработки и передачи ТМЦ цехам-заказчикам.
- Было создано единое информационное пространство для оперативного управленческого учета, оптимизации, повышения качества и оперативности принимаемых решений.
- Повысилась эффективность управления ТМЦ за счет централизации данных об остатках, свободных остатках, резервах, товарообороте и других важных показателях в единой базе, что в свою очередь позволит снизить объем закупаемых ТМЦ при наличии свободных остатков или их аналогов на складах предприятия.
- Оперативно формиурется актуальная информация о планах поступления ТМЦ, статусе обработки заявок и других важных аспектах.
- Повысилась прозрачность и обоснованность процессов закупок ТМЦ.
- Оптимизирован документооборот за счет снижения издержек на печать, обработку и учет бумажных документов.
Все это позволило не только оптимизировать управление ресурсами предприятия, но и повысить точность и оперативность обработки данных, что является ключевым аспектом в управлении современным производственным предприятием.
Экономический эффект:
- Снижение трудозатрат в различных подразделениях — 10%.
- Сокращение операционных и административных расходов — 10%.
- Ускорение получения управленческой отчетности — 60%.
- Уменьшение сроков исполнения заказов / оказания услуг — 15%.