Компания «Кристалл» повысила уровень автоматизации бизнес-процессов ремонтной службы с помощью «1С:ТОиР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП». Это первый в России (а возможно и мире) опыт внедрения системы класса EAM на предприятии, занимающемся огранкой бриллиантов. Проект реализован в кратчайшие сроки, система тиражирована на 3 предприятия ПО «Кристалл» в Смоленске, Москве и Барнауле. Собрана полная база данных оборудования и нормативов. В рамках процессов исполнения и контроля ремонтных работ выполнена настройка сквозного процесса — от регистрации дефектов до отражения факта работ.
АО «ПО «Кристалл» — один из мировых лидеров производства бриллиантов в России и Европе. Специализируется на производстве бриллиантов высшего качества и представляет собой высокотехнологичное алмазообрабатывающее предприятие, которое использует лучшие образцы отечественного и импортного оборудования. Численность персонала — 1209 человек.
Цель проекта: повысить уровень автоматизации бизнес-процессов ремонтной службы для унификации, стандартизации и роста операционной эффективности.
Задачи в рамках проекта:
- Перейти на электронный документооборот в рамках службы. Отказаться от бумажных журналов.
- Вести типовую базу оборудования и единого жизненного цикла, а также нормативов и показателей для всех площадок предприятия.
- Реализовать интеграцию со смежными бизнес-процессами.
Бизнес-выгоды:
- Прозрачность планирования и учета расхода МТР (запчасти, материалы) и трудозатрат на ремонтные работы.
- Создание условий для поддержания КТГ парка основного технологического оборудования на уровне не менее 0,95.
- Оптимизация и уменьшение сроков выполнения работ за счёт более точного календарного планирования.
- Нет единой информационной базы знаний об оборудовании. Минимальный набор данных есть только в справочнике «Основные средства» в «1С:Бухгалтерия», но он не нормализован. Технические записи ведутся разрозненно в MS Excel и бумажных журналах.
- Нет единых согласованных планов обслуживания оборудования. У каждой технической службы свои планы. Часто планов ТОиР нет.
- Три производственные площадки эксплуатируют однотипное оборудование, каждая по своим стратегиям, на свое усмотрение. Единых стратегий нет.
- Потребность в МТР для ремонтов основана на ретроспективных данных о фактическом потреблении, а не на планах обслуживания.
- Непонятно, что в данный момент работает, а что нет. Известной руководству становится информация только о критичных отказах и долговременных простоях, о которых невозможно умолчать.
- Непонятно, на каких объектах и по чьим заданиям работают ремонтники, работу какого приоритета они выполняют в данный момент времени.
- Показатели эффективности эксплуатации оборудования и работы ремонтной службы не сформулированы и не отслеживаются.
Система автоматизации ремонтной деятельности построенаина базе решения «1С:ТОиР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП».
Этапы проекта автоматизации ремонтной деятельности АО «ПО «Кристалл»
2024 — Базовая автоматизация:
- Создание базы критичного оборудования и основных ремонтных нормативов.
- Автоматизация базовых процессов ТОиР.
- Интеграция с «1С:Бухгалтерия».
- Учет трудозатрат и затрат МТР.
2025 — Продолжение автоматизации:
- Интеграция с ИС Закупки.
- Интеграция с ИС Кадры.
- Расчет стоимости ЖЦ оборудования.
- Диагностика и оценка состояния оборудования.
- Реализация аналитической отчетности.
2026... — Развитие системы
- Управление по ключевым показателям.
- Управление надежностью.
- Мобильные устройства.
- Оптимизация и повышение эффективности.
Схема архитектуры
Первый в России (а возможно и мире) опыт внедрения системы класса EAM (1С:ТОиР) на предприятии, занимающемся огранкой бриллиантов. Реализация проекта внедрения проведена в кратчайшие сроки, система тиражирована на 3 предприятия ПО «Кристалл» в Смоленске, Москве и Барнауле. Совместными силами заказчика и исполнителя была собрана полная база данных оборудования и нормативов.
В рамках основного этапа работ выполнена интеграция с учетной системой в части основных справочников, остатков ТМЦ и затрат на ремонты. Конфигурация полностью адаптирована под процессы организации и учитывает специфику производства. Пилотное внедрение «1С:ТОиР КОРП» в рамках группы ПАО «АЛРОСА», опыт «Кристалл» станет основой для программы проектов на остальные ДЗО.
Сократилась длительность простоев оборудования
Автоматизация охватила следующие ключевые бизнес-процессы:
- Ведение НСИ:
- ведение базы данных оборудования (БДО);
- ведение базы данных нормативов (БДН).
- Планирование:
- перспективное, долгосрочное планирование;
- оперативное планирование;
- ресурсное обеспечение ТОиР.
- Исполнение и контроль:
- мониторинг и оценка технического состояния оборудования;
- управление внеплановыми воздействиями ТОиР;
- управление аварийными воздействиями ТОиР критичного оборудования;
- регистрация ежесменного обслуживания;
- выполнение и фактический учет воздействий.
Помимо этого, «1С:ТОиР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» была встроена в существующий IT-ландшафт «ПО Кристалл», путем интеграции с существующей на предприятии ИС «1С:Бухгалтерия».
В рамках процессов ведения НСИ с активным участием специалистов «ПО Кристалл» было выполнено:
- Ведение базы данных оборудования (БДО):
- разработка шаблона для сбора данных технических объектов, включая классы;
- сбор и загрузка технических объектов в целевую систему;
- сбор и загрузка вспомогательных документов для объектов;
- связь объекта ремонта с основным средством или малоценным оборудованием, объекта ремонта с МВЗ.
- Ведение базы данных нормативов (БДН):
- ведение справочников дефектов (с разбивкой по моделям объектов ремонта);
- ведение справочников мероприятий (с разбивкой по моделям объектов ремонта);
- ведение справочников причин дефектов (с разбивкой по моделям объектов ремонта);
- ведение рабочих групп.
- ведение регламентированных работ.
В рамках процессов годового планирования реализовано ведение в системе мероприятий ТОиР с плановыми датами и необходимыми ресурсами на год с разбивкой по месяцам. Также реализовано оперативное планирование с ведением в системе мероприятий ТОиР с плановыми датами и необходимыми ресурсами на неделю.
В рамках процессов исполнения и контроля ремонтных работ выполнена настройка сквозного процесса — от регистрации дефектов до отражения факта работ, настроены маршруты согласования и ролевая модель.
Экономический эффект:
- сокращение трудозатрат в подразделениях: 10%;
- ускорение получения управленческой отчетности: 50%;
- сокращение длительности простоев оборудования: 10%;
- снижение зависимости от зарубежного ПО: 100%.