Группа компаний «Брусника» автоматизировала планирование, обеспечение, диспетчирование производственных процессов и управленческий учет на базе «1C:ERP Управление строительной организацией 2». В результате снизилась доля ручного труда на 10% благодаря автоматизации критически важных процессов, что повысило эффективность работы сотрудников. Документооборот ускорился в 2 раза, а сроки формирования отчетности сократились на 30-50%, что позволило компании оперативнее реагировать на изменения и принимать управленческие решения. Сквозная интеграция данных между системами устранила дублирование и ошибки, связанные с ручным вводом информации. Повысилась точность планирования за счет внедрения оперативного уровня планирования и гибких алгоритмов, что особенно важно для строительной отрасли.

Группа компаний «Брусника» — один из ведущих девелоперов России, с 2010 года формирующий современную городскую среду. Включена в ТОП-10 застройщиков России по версии Forbes и РБК. Более 70 реализованных проектов в ключевых регионах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске и Казани, общая площадь построенных объектов превышает 5 млн кв. метров. Брусника использует передовые технологии строительства и экологичные материалы, обеспечивая долговечность и безопасность жилья.
Цель проекта: перейти с исторической финансовой системы учета на комплексную систему управления предприятиями на базе «1C:ERP Управление строительной организацией 2» в части:
- управления нормативно-справочной информацией,
- планирования и управления производством,
- планирования и управления закупками,
- управления складом,
- учета затрат и расчета себестоимости,
- учета денежных средств с поддержкой особенностей конкретных производственных предприятий.
Задачи проекта:
- В процессе перехода подготовить и согласовать модели управления закупочной деятельностью, обеспечения потребностей в материалах для производства, учета на складе и движения материалов, полуфабрикатов в производстве, учета производственных операций, учета затрат и распределения расходов.
- Автоматизировать получение данных регламентированного учета, необходимых для формирования отчетности по МСФО из «1C:ERP Управление строительной организацией» в системе финансового учета.
С 2023 года была начата самостоятельная автоматизация предприятий группы компаний на базе «1C:ERP Управление строительной организацией» при поддержке независимого консультанта. К началу 2024 года базовая автоматизация была выполнена, но остались нерешенными некоторые вопросы, связанные с корректным ведением нормативно-справочной информации (выполнялось большое количество ручных операций по исправлению данных в документах в части номенклатуры; интеграция с конструкторскими системами не позволяла получать полноценные ресурсные спецификации, не требующие дальнейшей корректировки), формирование заказов на закупку материалов осуществлялось из различных источников вручную; отсутствовала интеграция между системами оперативного и финансового учета (первичные документы для подготовки общей отчетности по МСФО вводились в систему финансового учета вручную, что замедляло подготовку отчетности);
Для дальнейшего развития проекта автоматизации потребовалась более глубокая экспертиза и значительные дополнительные ресурсы, поэтому в 2024 году в качестве партнера была выбрана Компания «ЕРП ЦЕНТР», рекомендованная коллегами, профессионально занимающаяся автоматизацией процессов холдинговых структур.

С января 2024 года по октябрь 2024 года в «1C:ERP Управление строительной организацией» итерационно были настроены и запущены функциональные блоки:
- Снабжение, взаиморасчеты с поставщиками, заказы поставщикам, контроль поступления/расходования.
- Складской учет, единая номенклатура, сквозная генерация документов.
- Производственный учет, фактический учет производственных операций.
- Отгрузка, взаиморасчеты с покупателями.
- Бухгалтерский и налоговый учет, документы формируются в местах возникновения, единый план счетов.
- Учет затрат и расчет себестоимости, списание затрат на уровне подразделений, формирование себестоимости.
- Интеграция с «1С:Зарплата и управление персоналом».
- Формирование плана производства.
- Учет производственных операций.
- Давальческая схема производства полуфабрикатов.
- Управление закупочной деятельностью.
- Формирование потребности в материалах на основании текущих остатков на складах.
- Формирование плана закупок.
- Учет движения материалов и полуфабрикатов на складе и в производстве.
- Интеграция с исторической финансовой системой для подготовки отчетности МСФО.

Схема архитектуры
Количество автоматизированных рабочих мест: 272.
- Перед командой партнера стояла задача эволюционного развития проекта автоматизации на базе уже функционирующего решения — на старте проекта система имела выстроенную архитектуру, настроенные бизнес-процессы, была наполнена нормативно-справочной информацией, имела устоявшиеся настройки интеграции со смежными системами. Поэтому первым шагом стал детальный анализ существующей системы с акцентом на процессах, требующих дальнейшей автоматизации, и на имеющихся сложностях.
- По требованию управляющей компании рабочей группе проекта, которая состояла из сотрудников партнера, сотрудников управляющей компании и сотрудников производственных площадок, необходимо было выстроить унифицированную методологию ведения учета, стандартизировать и унифицировать справочники, подход к отражению хозяйственных операций и расчету себестоимости в единой системе. Основным правилом стала концепция, что документы должны вводиться в систему в момент и месте возникновения, в то время как сотрудники управляющей компании и бухгалтерии должны выполнять контролирующую функцию. В рамках стратегии развития проекта необходимо было исключить конфликты с существующей архитектурой и обеспечить плавный переход к новым унифицированным процессам, учитывающим особенности каждой производственной площадки
- На этапе моделирования целевых бизнес-процессов были выявлены существенные отличия бизнес-процессов производства и закупок для разных видов выпускаемых изделий, что подлежало унификации в рамках проекта. Были разработаны гибкие схемы обеспечения для сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции для повышения управляемости процессов закупок и производства с учетом специфики производственных площадок.
- Для повышения эффективности позаказного производства на новосибирской площадке были установлены MES-терминалы, дающие доступ к системе прямо в цехах, что сократило бумажный документооборот и ускорило отражение выпуска продукции в системе.
- Настройка системы проводилась как удаленно, так и с непосредственным присутствием сотрудников партнера на производственных площадках, расположенных в нескольких городах: Екатеринбурге, Новосибирске, Тюмени.

Снизилась доля ручного труда
Ускорился документооборот
Общие результаты:
- Снижена доля ручного труда на 10% за счет более полного покрытия автоматизацией бизнес-процессов.
- Повышена точность планирования благодаря внедрению уровня оперативного планирования.
- Вдвое ускорен документооборот и ускорено формирование отчетности на 30-50%.
- Организована сквозная интеграция данных между информационными системами.
Планирование производства и закупок:
- Специалисты по планированию создают планы производства на основании договоров (заказов клиентов) в разрезе проектов (направлений деятельности).
- На основе производственных планов формируются планы закупок.
- Специалисты по планированию формируют оперативные планы производства (на день, неделю, декаду) на основе утверждённых планов производства по проекту.
- Контроль исполнения планов ведется в системе, в необходимых разрезах.
- Поскольку проект выполнялся до выхода динамической системы планирования, была разработана собственная модель оперативного планирования на основе дополнительного подуровня производственных планов — созданы специальные алгоритмы обработки документов, в новом цикле планирования нижнего уровня учитывается факт выполнения планов предыдущего цикла.
Управление закупками и управление складом:
- Коммерческий отдел формирует и контролирует унифицированный справочник номенклатуры.
- Специалисты по закупкам формируют заказы поставщикам через специализированное рабочее место по плану закупок.
- Сотрудники на местах самостоятельно создают документы по движению товарно-материальных ценностей в момент совершения хозяйственных операций (перемещение между складами, списание на расходы, передача в кладовую, передача в эксплуатацию, перемещение в эксплуатации, списание и возвраты из эксплуатации и т.д.).
- Справочники системы, механизмы ввода на основании, формы подбора, специальные проверки при создании документов упрощают работу всех участников закупочного процесса и складского учета, сокращают сроки выполнения, позволяют предотвратить возникновение ошибок и расхождений, повышают точность.
- Отчетность формируется автоматически с учетом прав доступа и с необходимой детализацией.
Управление производством:
- Диспетчеры производственных площадок формируют заказы на производство через специализированное рабочее место по плану производства.
- Диспетчеры производственных площадок формируют этапы производства.
- Разработано рабочее место по управлению этапами производства:
- обеспечивается доступ к сводной информации о выпущенной продукции и израсходованных материалах с возможностью фильтрации;
- возможна прямая корректировка данных в режиме реального времени;
- на основе созданных этапов производства выполняется контроль обеспечения сырьем и материалами цеховых кладовых;
- отражается объем фактического выпуска продукции, полуфабрикатов, рассчитывается фактический расход сырья и материалов, осуществляется автоматический пересчет норм расхода при отклонении фактического выпуска продукции от плана;
- при необходимости осуществляется замена материалов на аналоги в нужном этапе без остановки производства;
- завершаются этапы производства с автоматическим формированием документов перемещения продукции на склад.
- Автоматизировано формирование документов по отражению переработки давальческих материалов на основании данных, введенных вручную.
Учет затрат и расчет себестоимости:
- Разработан и успешно применяется новый структурированный справочник статей расходов.
- Отчеты в системе позволяют детально, не опускаясь до бухгалтерских проводок понять, из чего сложилась себестоимость готовой продукции, а также понять какие статьи расходов включены в затраты каждого подразделения, куда распределены затраты.
- Реализована сквозная аналитика учета затрат в разрезе объектов строительства.
Управление денежными средствами:
- Формируется отчетность по движению денежных средств в разрезе актуальной аналитики.
- Осуществляется предварительная проверка документов через процесс утверждения заявок на расходование денежных средств.
- Создание документов по наличным и безналичным платежам выполняется автоматически на основании утвержденных заявок на расходование денежных средств с необходимым набором реквизитов.
- Выполнена интеграция с клиент-банками для выгрузки и загрузки платежных документов.
Регламентированный учет (бухгалтерский учет, налоговый учет):
- Большинство хозяйственных операций вводятся в моменты и местах возникновения, формируются на основании других оперативных документов.
- Реализована автоматическая нумерация счетов-фактур, выставленных в зависимости от типа реализации в системе.
- Выполняется автоматический расчет себестоимости в бухгалтерском и налоговом учете без блокировки работы других пользователей системы.
- Автоматизирован расчет НДС, в том числе по авансам.
- Автоматизирован расчет транспортного и земельного налога.
- Автоматизирован расчет налога на прибыль, имущественных налогов.
- Регламентированная отчетность формируется на основании данных в системе.
Международный финансовый учет (посредством межсистемной интеграции):
- В исторической финансовой системе учета был сохранен настроенный функционал по подготовке отчетности по МСФО на основании бухгалтерских проводок. Для поддержания действующих процессов было принято решение из системы «1С:ERP Управление строительной организацией» ежемесячно/произвольно переносить только данные регламентированного учета в виде сводных проводок с необходимым набором аналитической информации:
- были определены и сопоставлены необходимые аналитические разрезы, включая планы счетов;
- разработано специализированное рабочее место по настройке соответствий, позволяющее гибко управлять всеми сопоставлениями нормативно-справочной информации в едином окне;
- исключено дублирование работ по настройке соответствий в исторической финансовой системе учета;
- встроен многоуровневый контроль данных, включающий контроль заполнения обязательных реквизитов документов, проверку полноты сопоставлений по всем требуемым аналитическим разрезам;
- разработан сервис выгрузки сводных проводок без создания документов в исторической финансовой системе учета для предварительной проверки корректности сопоставлений перед фактической передачей данных регламентированного учета;
- обеспечивается хранение истории промежуточных результатов выгрузки сводных проводок в системе «1С:ERP Управление строительной организацией».
Владислав Овчаров, руководитель по планированиюВнедрение «1С:ERP УСО» создало единую цифровую среду для планирования производства и закупок. Теперь мы отслеживаем полный цикл по каждому объекту и оперативно корректируем процессы. Специалисты «ЕРП Центр» блестяще решили ключевые задачи: организовали поэтапный выпуск продукции, разработали инструкции и автоматизированные рабочие места. Работали глубоко вникая в процессы, оперативно реагировали (часто в день обращения) и всегда добивались нужного нам результата. Профессионализм, корректность и слаженность команды оставили исключительно положительные впечатления.
Зинфира Асхатова, руководитель финансово-экономической службыС технической стороны внедрение потребовало гибкой и не всегда простой настройки системы под наши процессы. Но результат того стоил: сейчас мы получаем более точные данные в нужных разрезах. Особенно ценна автоматизация учёта затрат по объектам — это сократило ручную работу и снизило ошибки. В итоге достигнуты ключевые результаты: устранены «разрывы» в учете, повышена прозрачность данных, автоматизирован контроль затрат по объектам. Это уже приносит реальную экономию времени и ресурсов.