В «ТБанке» импортозаместили модули АБС системы и построили автоматизированную систему административно-хозяйственной деятельности банка на базе решения «1С:Административно-хозяйственная деятельность банка». В рамках проекта осуществлена сложная миграция данных. Сложность заключалась в том, что учет ранее велся в разных системах, в том числе и внесистемно, требовалось мигрировать большой объем данных с разных ресурсов в ограниченное время. Кроме того, в системе в спроектированы и реализованы различные АРМ для удобства работы пользователей, что позволило сократить время для сбора и обработки информации.

АО «ТБанк» – один из ведущих финансовых институтов России, реализующий бизнес-модель универсального банка и предоставляющий широкий спектр услуг корпоративным, розничным клиентам и малому бизнесу. Банк входит в число системно значимых кредитных организаций, определенных Банком России.
Цели проекта:
- импортозаместить модули автоматизированной банковской системы;
- создать единую автоматизированную систему, обеспечивающую поддержку бизнес-процессов в административно-хозяйственной деятельности банка.
Задачи проекта: автоматизировать учет функциональных блоков и подсистем:
- Учет договоров.
- Учет расходов и доходов.
- Учет операций по СПОД.
- Учет взаиморасчетов с контрагентами.
- Учет резервов на возможные потери.
- Регламентные процедуры бухгалтерского учета.
- Налоговый учет, учет НДС.
- Учет аренды (МСФО-16).
- Учет ТМЦ (МЦ).
- Внесистемный учет материальных ценностей.
- Учет внеоборотных активов (ОС/НМА).
- Интеграция с внешними системами.
- Миграция данных.
Предпосылками для старта проекта стала необходимость импортозамещения модулей АБС-системы по учету административно-хозяйственной деятельности банка на решение на технологической платформе «1С:Предприятие». Совместно с заказчиком требовалось реализовать централизованный процесс учета в единой системе, которая могла бы гибко адаптироваться под методологию, используемую в АО «ТБанк», а также оптимизировать бизнес-процессы и в новой системе обеспечить прозрачность ведения учета.
В качестве платформы для создания единой автоматизированной системы, обеспечивающей поддержку бизнес-процессов в административно-хозяйственной деятельности банк, выбрано отраслевое решение фирмы 1С для банков «1С:Административно-хозяйственная деятельность банка» (1С:АХДБ).
Функциональные рамки проекта содержали и охватывали следующие блоки и подсистемы:
- Учет договоров.
- Учет расходов и доходов.
- Учет операций по СПОД.
- Учет взаиморасчетов с контрагентами.
- Учет резервов на возможные потери.
- Регламентные процедуры бухгалтерского учета.
- Налоговый учет, учет НДС.
- Учет аренды (МСФО-16).
- Учет ТМЦ (МЦ).
- Внесистемный учет материальных ценностей.
- Учет внеоборотных активов (ОС/НМА).
- Интеграция с внешними системами.
- Миграция данных.
Реализованы интеграционные взаимодействия с различными системами, входящими в ИТ-инфраструктуру Банка с помощью технологий REST и брокера сообщений Kafka.
Функциональная архитектура системы
Масштаб проекта
- От 85 000 документов в кв.
- Справочники: более 750
- Документы: более 448
- Регистры: от 1 314
- Плановый объем информационной базы за первый год 4 ГБ
Уникальность и инновационность проекта:
- Обеспечение работы на импортозамещенном ПО.
- Осуществлена сложная миграция данных. Сложность заключалась в том, что учет ранее велся в разных системах, в том числе и внесистемно, требовалось мигрировать большой объем данных с разных ресурсов в ограниченное время.
- В типовую систему внутрихозяйственного учета «1С:АХДБ» были спроектированы и реализованы различные АРМ для удобства работы пользователей, что в свою очередь позволило сократить время для сбора и обработки информации в одном АРМе.
- Сверка с ЕГРН — позволяет сверить информацию об объектах налогообложения в базе ФНС с данными налогоплательщика, отраженными в системе, по транспортным средствам, земельным участком и объектам недвижимого имущества.
- Реализовано интеграционное взаимодействие с внешними 7-ю модулями АБС, входящими в ИТ-инфраструктуру банка.
- Автоматизирован учет входящей финансовой аренды:
- доработана карточка договора по хранению сведений по параметрам аренды, реализован быстрый доступ по отражению актуальных сведений оценки и состояния;
- реализован функционал хранения сведений и отражения операций по авансовым и обеспечительным платежам по договорам аренды;
- реализовано автоматическое формирование карточек объектов;
- реализовано автоматическое формирование операций по признанию арендных обязательств, формированию стоимости капительных вложений и вводу в эксплуатацию активов в форме права пользования;
- отражение операций в связи с изменениями параметров оценки в соответствии со стандартами аренды;
- реализована отдельная операция начисления амортизации по активам права пользования;
- реализовано начисление процентов по договорам аренды;
- реализованы операции смены собственника по договору аренды;
- спроектированы и реализованы отчеты по раскрытию хозяйственных операций и сведений по договорам аренды;
- адаптация алгоритмов расчета дисконтированной стоимости и стоимости АФПП в связи с изменениями параметров оценки в соответствии с методикой банка;
- реализован АРМ для массового формирования операций по договорам аренды.
В рамках проекта были выполнены следующие работы:
- Автоматизирован учет функциональных блоков.
- Персонал заказчика проинструктирован основным операциям по настройке и эксплуатации системы.
- Система запущена на промышленном контуре.
- Автоматизированы налоговые регистры в количестве 14 шт.
- Спроектирована и реализована сверка ЕГРН.
- Автоматизирован расчет ОНА/ОНО (отложенные налоговые активы и обязательства).
- Реализованы уведомления о фактах хозяйственной деятельности, требующих внимания. налоговых специалистов.
- Спроектированы и реализованы различные АРМы для работы пользователей.
- Доработан функционал для отражения операций по входящей финансовой аренде.
В ходе внедрения удалось достичь высокого уровня автоматизации и уменьшить количество ручных операций, что существенно ускорило обработку данных.
Система прошла проверку во время промышленной эксплуатации и показала, что способна решать задачи банка. Система продолжает развиваться. Запланировано дальнейшее развитие внедренного автоматизированного решения. В настоящее время планируется переход на поддержку системы «1С:АХДБ». Первую и вторую линию банк планирует выполнять самостоятельно, третью – компания «АйТи Капитал».