||
Краткое описание

Инвестиционное подразделение компании КОМУС автоматизировало управленческий учет, управление денежными средствами, казначейство, а также управление инвестиционными портфелями и регламентированный бухгалтерский и налоговый учет с помощью «1С:Управление холдингом 8». Информационная система позволила сократить сроки принятия инвестиционных решений подразделения, повысить прозрачность управления активами и обеспечить соответствие регуляторным требованиям. 

КОМУС
Заказчик

КОМУС — один из лидеров рынка по продажам товаров для офиса и бизнеса. Розничная сеть состоит из более чем 100 магазинов в 30 регионах. В группу также входят 7 фабрик , 9 логистических центров, полиграфический центр.

1
Цели и задачи

Основная цель проекта — создание единой автоматизированной системы учета хозяйственных и инвестиционных операций подразделения компании КОМУС, которая обеспечит прозрачность, точность и оперативность формирования финансовой отчетности в соответствии с различными учетными политиками (управленческий учет, бухгалтерский и налоговый учет) за счет:

  • консолидации данных в единый информационный контур вместо разрозненных систем; · автоматизации ключевых процессов учета и расчета;
  • внедрения строгих стандартов и правил учета для исключения ошибок и разночтений.
  • Бизнес-критерий успеха проекта — достижение такого уровня автоматизации учета операций с инвестиционными вложениями (ценные бумаги, недвижимость, драгметаллы), при котором все ключевые процессы (от первичного ввода данных до формирования отчетности) выполняются в режиме, близком к реальному времени, с минимальным ручным вмешательством. Это позволит минимизировать операционные и финансовые риски, повысить достоверность данных для принятия управленческих решений и обеспечить соответствие регуляторным требованиям.

Для реализации единой системы инвестиционного учета решаются следующие задачи:

  1. Ликвидировать разрозненность данных: полный отказ от дублирования операций в нескольких системах, что исключит ошибки ручного ввода и повысит целостность информации.
  2. Автоматизировать первичноый ввод: обеспечить однократный ввод ответственным сотрудником или автоматическую загрузку данных об операциях с ценными бумагами.
  3. Комплексный учет ценных бумаг: реализовать учет всех типов ценных бумаг (акции, облигации, ETF, деривативы и др.) с полным набором обязательной и дополнительной аналитики (ISIN, тикер, эмитент, рыночная стоимость и т.д.).
  4. Автоматизировать расчеты: внедрить автоматический расчет ключевых финансовых показателей: себестоимость списания ЦБ (по методам ФИФО и средней), накопленный купонный доход (НКД), курсовые разницы, переоценка по рыночной стоимости и оценка финансового результата.
  5. Интеграция с источниками данных: обеспечить автоматическую загрузку и обработку банковских выписок и отчетов брокеров для формирования проводок.
  6. Поддержка многовалютного учета: вести учет с базовой валютой USD с применением корректных курсов (OANDA, ЦБ РФ) на дату операции и автоматическим расчетом эквивалентов.
  7. Формирование регламентированной отчетности: обеспечить возможность построения полного комплекта отчетов по операциям с ЦБ, остаткам, доходам и формирование корректных выгрузок в XML для передачи в «1С:Бухгалтерию» (для российского юр.лица).
  8. Повысить прозрачность и управляемостиь: обеспечить сквозную прослеживаемость операций от первичного документа до отчетной формы, что повысит контроль и скорость принятия решений.
2
Ситуация до старта проекта

Ранее компания столкнулась с рядом критических проблем в учете, вызванных устаревшей и фрагментированной ИТ-инфраструктурой. Накопленные сложности в работе с разрозненными системами создавали операционные риски и препятствовали развитию бизнеса.

Внедрение нового решения направлено на устранение следующих ключевых проблем существующей системы:

  1. Разрозненность систем: учет ведется в нескольких несвязанных программных продуктах (1С, MS Excel и пр.), что приводит к многократному ручному вводу одних и тех же данных.
  2. Несогласованность правил учета: разные подразделения работают в разных системах по разным учетным правилам (управленческом, бухгалтерском и налоговом учетах), что приводит к расхождениям в данных и значительно затрудняет поиск и исправление ошибок.
  3. Высокие операционные риски: значительная зависимость от ручного труда и сложных Excel-моделей при высоких стоимостях активов создает прямую угрозу финансовым потерям из-за человеческого фактора.
  4. Отсутствие единой отчетности: формирование отчетности требует ручной агрегации данных из разных источников, что является трудоемким процессом и снижает оперативность и достоверность информации для управления.
  5. Ограниченная функциональность: текущие системы не поддерживают в полном объеме все необходимые методы расчетов (доходность MWRR/TWRR), аналитики и требования к учету различных видов ценных бумаг.
3
Архитектура решения и масштаб проекта

Для эффективного управления новым направлением было принято решение о внедрении комплексной системы на базе решения «1С:Управление холдингом 8». Проект реализован ГК «Хомнет».

Ключевые особенности реализации проекта:

  1. Полная автоматизация управленческих и учетных процессов подразделения.
  2. Интеграция с существующей ИТ-инфраструктурой компании.
  3. Единое информационное пространство для управления активами.
  4. Сквозная аналитика по инвестиционным проектам.

Специалисты ГК «Хомнет» внедрили «1С:Управление холдингом 8», адаптировали подсистемы «Казначейство», «Бухгалтерский и налоговый учет», «Управленческий учет» в соответствии с бизнес-процессами подразделения компании. Встроили в систему модули решения «Хомнет:НФО»: «Финансовые инструменты» и «Интеграция с Cbonds», которые учитывают особенности ведения учета ценных бумаг.

Настроили интеграцию с используемыми программными продуктами «1С:Зарплата и управление персоналом 8» и «1С:Бухгалтерия КОРП».

Благодаря внедрению «1С:Управление холдингом 8» был автоматизирован следующий функционал:

  1. Консолидированный учет по группе компаний:
  • централизованный ввод/загрузка первичных документов и НСИ;
  • отражение операций по методикам управленческого учета;
  • централизованное казначейство;
  • управленческая отчетность (баланс, P&L, ОДДС).
  1. Для учета и управления инвестиционными портфелями:
  • загрузка отчетов брокеров;
  • загрузка справочных и рыночных данных по ценным бумагам из сервиса Cbonds (справочник ценных бумаг и эмитентов, денежные потоки по долговым инструментам, котировки и финансовые показатели);
  • учет ценных бумаг (первоначальные признание, переоценка по рыночной цене, валютная переоценка, расчет процентных доходов, оценка себестоимости выбытия) для целей управленческого, регламентированного бухгалтерского и налогового учета;
  • учет депозитов, в том числе расчет процентного дохода, формирование оперативной и финансовой отчетности по портфелям ценных бумаг (оценка портфелей, анализ доходности, контроль рисков).
  1. Для управления денежными средствами, бизнес-процессами казначейства:
  • проверка реквизитов платежей;
  • учет расходования денежных средств по статьям и центрам финансовой ответственности;
  • согласование заявок на оплату и реестров платежей по маршрутам согласования;
  • платежный календарь;
  • исполнение платежей;
  • обмен с системами клиент-банк.
  1. Регламентированный бухгалтерский и налоговый учет:
  • отражение операций по методикам регламентированного бухгалтерского и налогового учета, в том числе, в разных валютах отчетности;
  • формирование проводок и их выгрузка в систему регламентированной отчетности;
  • подготовка отчетности для аудиторов.

В рамках проекта был выполнен следующий состав работ:

  1. Выработка решений по целевой архитектуре со сравнительным анализом нескольких альтернативных вариантов.
  2. Сбор требований, формализация функционально-технических требований.
  3. Разработка целевой функциональности на базе выбранных программных продуктов.
  4. Подготовка проектной документации, инструктаж пользователей системы.
  5. Сопровождение в рамках опытно-промышленной эксплуатации.

Komus_Shema.jpg

Схема архитектуры

4
Особенности и уникальность проекта

Уникальность проекта заключается в комплексном сочетании трех ключевых факторов, которые в совокупности формируют беспрецедентный для рынка кейс:

  1. Синхронизация разнородных учетных систем — параллельное ведение управленческого, бухгалтерского и налогового учета в едином контуре с соблюдением нормативных требований. 
  2. Мультиюрисдикционный контекст — необходимость учета особенностей финансовых рынков, банковских практик и законодательных норм, что исключает применение типовых решений. 
  3. Горизонтальная интеграция функциональных блоков — координация интересов казначейства, финансового департамента и бухгалтерии в условиях расходящихся процессов и KPI, требующая глубокой кастомизации платформы.

5
Результаты проекта

Сокращение трудозатрат в подразделениях

20%

Внедренная в рамках проекта информационная система полностью соответствует операционным и стратегическим потребностям компании-заказчика. Все поставленные задачи были успешно решены, что подтверждается комплексным тестированием функциональности и интеграционных механизмов. Система демонстрирует высокую надежность и точность обработки данных, обеспечивая полное соответствие требованиям бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Внедренное решение обеспечило выполнение следующих требований:

  1. Корректная обработка входящих данных: данные из отчетов брокеров и банковских выписок заявленных форматов успешно распознаются, обрабатываются, и по ним формируются корректные бухгалтерские проводки (тестируется на примере контрольного периода).
  2. Автоматизация расчетов: процедуры расчета себестоимости ЦБ при выбытии, переоценки на конец периода, расчета финансового результата и курсовых разниц выполняются автоматически и без ошибок, совпадая с контрольными расчетами.
  3. Формирование отчетности: все предусмотренные отчеты (по операциям, остаткам ЦБ, начислению НКД, доходности) формируются корректно, данные совпадают с утвержденными контрольными отчетами.
  4. Обеспечение соответствия НУ: требования налогового учета (особенности учета комиссий, методы списания для разных юрлиц) выполняются в полном объеме.
  5. Корректность интеграции: XML-файлы для передачи данных в контур бухгалтерского учета (1С) формируются в требуемом формате, с полным и корректным набором данных.

Внедрение автоматизированной учетной системы позволило улучшить качество управления подразделением компании КОМУС за счет оперативности получения информации для принятия решений. Сотрудники оперативно формируют управленческие и бухгалтерские отчеты, аналитические отчеты по состоянию финансового портфеля. Создана единая база для хранения бюджетов инвестиционных проектов с инструментами подготовки управленческой отчетности по инвестиционным портфелям.

Сергей Барбашов Владимирович, куратор проекта

Мы получили современную информационную систему, которая позволила: сократить сроки принятия инвестиционных решений, повысить прозрачность управления активами, обеспечить соответствие регуляторным требованиям, оптимизировать трудозатраты на сопровождение операций.

Экономический эффект от внедрения системы:

  1. Сокращение трудозатрат в подразделениях — на 20%.
  2. Ускорение получения управленческой отчетности — на 40%.
  3. Ускорение формирования регламентированной отчетности — на 30%.
Версия для печати
РАБОЧИХ МЕСТ
20
Отрасль
Торговля
ХК ГРУПП
Платформа
1С:Предприятие 8 ПРОФ
Май 2024 —
Центральный федеральный округ РФ

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Куратор проекта КомпаниИ «КОМУС»
Сергей Барбашов
Мы получили современную информационную систему на базе «1С:Управление холдингом 8», которая позволила сократить сроки принятия инвестиционных решений, повысить прозрачность управления активами, обеспечить соответствие регуляторным требованиям, оптимизировать трудозатраты на сопровождение операций.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
06 октября 2025
1С:ERP+PM Управление проектной организацией – новая архитектура и функциональные возможности

Программный продукт предназначен для комплексной автоматизации научных, исследовательских, проектно-изыскательских институтов, инжиниринговых компаний, конструкторских бюро, ИТ-компаний, управляющих и инвестиционных компаний, а также любых других проектно-ориентированных предприятий и организаций.

25 сентября 2025
Как выстроить эффективное бюджетирование и автоматизировать его — старт курса уже 7 октября!

Если вы участвуете в разработке или автоматизации процессов бюджетирования, этот курс — именно то, что вам нужно.

Приглашаем на онлайн-курс «Архитектура и автоматизация бюджетного процесса», который проведут в прямом эфире эксперты «1С ПРО Консалтинг» — практики с опытом внедрения ERP и финансового управления в крупнейших компаниях, включая проекты уровня Big4.