Компания «Слата» успешно перевела корпоративную информационную систему предприятия с платформы западного производителя на платформу «1С», сохранив при этом функциональность ERP-системы и обеспечив интеграцию с большим количеством внешних систем. Новая корпоративная система построена на платформе «1С:ERP Управление предприятием 2». Через неё проходит более 3000 реализаций в день, это 100 тыс. реализаций в месяц и более 1 млн. реализаций в год. Новая ERP-система позволила снизить стоимость владения информационной системой, перевести её на более современный уровень и обеспечила соответствие стандартам российского бухгалтерского и налогового учёта.
Компания «Слата» — крупнейший региональный дистрибьютор табачной, чайно-кофейной, бакалейной, кондитерской продукции на территории Иркутской области и республики Бурятия, работающий на рынке Восточной Сибири более 20 лет. Компания имеет динамично развивающуюся розничную сеть, а также занимается логистикой. Общая численность сотрудников компании достигает 1900 человек.
Основная цель проекта — снижение затрат компании за счёт перехода на ERP-систему с более низкой стоимостью владения. На ежегодное продление лицензий западного вендора тратилась большая часть ИТ бюджета компании. По плану проект должен будет окупиться с учётом стоимости владения западной информационной системой за 3 года, что подтверждает его экономическую целесообразность.
Не менее важной целью компании был переход существующей системы на более современный уровень. Работавшая ранее ERP-система была развёрнута на основе Microsoft Windows Server 2003 и не могла быть перенесена на сервера более позднего поколения, что серьёзно тормозило развитие информационной инфраструктуры компании. Наконец, финансовой службой компании была поставлена цель обеспечения соответствия требованиям и реалиям бухгалтерского и налогового законодательства РФ.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
- разработка центрального звена корпоративной информационной системы на базе тиражной системы «1С:ERP Управление предприятием 2» с сохранением сложившейся функциональности системы и интеграционного контура с внешними системами;
- миграция с устаревшей системы на «1С:ERP Управление предприятием 2», обеспечение плавного перехода на новую систему и адаптации пользователей работе с ней.
На момент принятия решения о запуске проекта в компании «Слата» работала автоматизированная информационная система, которая состояла из нескольких отдельных систем. В качестве центрального звена использовалась ERP-система на платформе западного вендора. В центральной системе на платформе западного производителя осуществлялся сбор всех данных и вёлся единый финансовый управленческий учёт, на базе аккумулированных данных осуществлялись финансовый анализ и формировалась управленческая отчётность. ERP-система была взаимосвязана с большим количеством периферийных систем, среди которых около 30 систем мобильной торговли, система бухгалтерского учёта, кроме того была обеспечена интеграция со множеством внешних систем (системы поставщиков, складские системы, геоинформационная система и т. д.).
К моменту запуска проекта информационная система компании «Слата» на базе программного продукта западного вендора развивалась более 10 лет. В её основе находились сервера западного производителя ERP-систем 2003—2004 года выпуска. Устаревшие сервера не позволяли осуществить переход на новые технологические платформы Microsoft Windows Server 2012—2014, что снижало безопасность системы и препятствовало развитию IT-инфраструктуры компании.
Динамичное развитие бизнеса заказчика привело к тому, что функциональные возможности компьютерной информационной системы на старой платформе перестали соответствовать запросам пользователей. Кроме того, будучи иностранной, старая ERP-система не отражала все процессы и нюансы по ведению бизнеса в России. Большинство запросов пользователей требовало существенных доработок в системе, что, как следствие, влекло за собой высокую потребность в ресурсах ИТ-отдела.
Руководство компании «Слата» приняло решение осуществить перевод своей корпоративной информационной системы с платформы иностранного вендора на «1С» с максимальным сохранением действующих интеграционных контуров с внешними системами.
В качестве платформы для осуществления проекта была выбрана ERP-система «1С:ERP Управление предприятием 2». В рамках проекта было внедрено и существенно доработано большинство модулей программного продукта «1С:ERP Управление предприятием 2»:
- управление продажами и ценообразованием;
- управление запасами и складом;
- управление закупками;
- управление доставкой;
- казначейство;
- регламентированный учёт;
- управленческий учёт затрат и финансовый результат.
Также были разработаны новые подсистемы:
- подсистема интеграции с внешней системой управления складом и геоинформационной системой «ГИС Оптимум»;
- подсистема автоматического обмена данными в части закупок, продаж и отчётности с системами контрагентов;
- подсистема интеграции с системами мобильной торговли;
- подсистема фондов и бонусов.
Архитектура информационной системы компании «Слата»
Система обеспечивает работу более 250 пользователей, поддерживая 500—700 одновременно открытых сеансов. Через систему проходит более 1 млн. реализаций в год (100 тыс. реализаций в месяц, 3000 — в день).
В ходе проекта были выполнены следующие доработки программного продукта «1С:ERP Управление предприятием 2»:
- На базе типового модуля разработана подсистема ценообразования и управления взаимоотношениями с клиентами под существующую финансовую политику компании.
- На базе типового модуля разработана подсистема продаж и казначейства в соответствии с существующими бизнес-правилами компании. Также расширен функционал кредитного менеджмента. «Слата» сотрудничает с 30 производителями по разным товарным направлениям и осуществляет более 3000 реализаций в сутки. При таком объёме суточных продаж контролировать кредитный менеджмент в ручном режиме не представляется возможным. Новая система позволила осуществлять контроль этой информации автоматически, с учётом того, что контрагент может быть заблокирован по одному направлению (товарным группам одного производителя), но продолжать работать по другим направлениям.
- На базе типового модуля «1С:ERP Управление предприятием 2» разработана подсистема фондов и бонусов для обеспечения трансляции акционных мероприятий поставщиков до дилеров.
Уникальность проекта состоит во встраивании центрального звена КИС на платформе «1С:ERP Управление предприятием 2» в сложный ландшафт прикладного программного обеспечения компании «Слата». Для этого выполнено следующее:
- Разработана подсистема интеграции с внешней системой управления складом и геоинформационной системой «ГИС Оптимум» в рамках единого контура. Обеспечен непрерывный обмен данными между системами.
- Разработана подсистема автоматического обмена данными в части закупок, продаж и отчётности с системами контрагентов при помощи файлов различного формата (xml, xls, txt, dbf и пр.) с возможностью последующего расширения без изменения конфигурации.
- Разработана подсистема интеграции с системами мобильной торговли с использованием различных моделей обмена данными (файлы, вызов хранимых процедур внешней базы, web-сервисы). Подсистема позволила осуществить обмен данными между 30 системами мобильной торговли на базе программных продуктов «CDC ОПТИМУМ», «ST-Чикаго», «КУБ» и др. и центральной системой «1С:ERP Управление предприятием 2».
Были разработаны инструменты переноса нормативно-справочной информации (НСИ) и начальных остатков из предыдущей КИС с предварительной разработкой модели учёта НСИ в новой корпоративной системе. Кроме того, стоит отметить миграцию на новую систему в режиме реального времени. ERP-система западного вендора — масштабная система, и осуществить переход со старой системы на новую в один момент практически нереально, в том числе и из-за необходимой адаптации пользователей к новой системе. Поэтому на этапе опытной эксплуатации был реализован промежуточный переход, во время которого часть данных велась и вводилась ещё в старой системе, а часть — уже в «1С:ERP Управление предприятием 2». Была осуществлена односторонняя интеграция по передаче данных из старой системы в новую систему на 1С, т. е. задача по интеграции (выгрузке) документов/информации в новую систему расширилась с переноса НСИ на первичные документы: в новой системе была реализована трансляция первичных документов, заводимых в старой системе.
Постепенно пользователи переводились на внесение первичных данных только в «1С:ERP Управление предприятием 2». Некоторые документы, например, такие как поступление ТМЦ, после переноса данных получали новую аналитику в «1С:ERP Управление предприятием 2» путём создания локальных обработок.
Корпоративная информационная система компании «Слата» была полностью переведена с платформы западного вендора на новую современную платформу «1С:ERP Управление предприятием 2», позволившую снизить совокупную стоимость владения корпоративной информационной системой. При этом была сохранена сложная архитектура ранее существовавшего приклвадного ландшафта и интеграция ERP-системы со множеством внешних систем.
Новая информационная система полностью соответствует требованиям бухгалтерского и налогового законодательства РФ и отвечает потребностям пользователей по ведению учёта.