«РН-Бурение» построила корпоративную информационную систему регламентированного учёта в головном офисе компании и 10 территориально удалённых подразделениях (филиалах), выделенных на отдельный баланс. В качестве основы системы было выбрано типовое прикладное решение «1С:Бухгалтерия КОРП», функциональность которого была доработана в соответствии с отраслевой спецификой и требованиями компании. Благодаря реализации проекта руководство компании получило возможность оперативно получать достоверную и непротиворечивую информацию о хозяйственной деятельности компании на основе сводной и консолидированной отчётности, формируемой по данным регламентированного учёта.
«РН-Бурение» создана в марте 2006 года в результате консолидации сервисных активов НК «Роснефть». Является одной из ведущих сервисных компаний, предоставляющих услуги для предприятий нефтегазодобывающей промышленности России. Обладает одной из самых разветвлённых филиальных сетей в РФ среди буровых компаний (11 филиалов). Парк буровых установок составляет 218 единиц, а количество буровых бригад — 202 (на 1.7.2017).
Цели проекта:
- снижение трудоёмкости ведения учёта, сокращение сроков подготовки и повышение качества всех видов отчётов;
- оперативное получение своевременной и достоверной учётной информации по каждому подразделению и по организации в целом;
- возможность оперативного и регулярного контроля правильности ведения учёта в удалённых подразделениях компании.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- упорядочить процесс внесения изменений в базу единой нормативно-справочной информации;
- разработать дополнительные документы и печатные формы, отражающие отраслевую специфику работы компании;
- разработать механизмы сбора и выгрузки данных по основным средствам для упрощённого учёта по МСФО;
- разработать механизмы сбора и выгрузки данных для внутригрупповой и консолидированной отчётности;
- обеспечить формирование регламентированной и консолидированной отчётности в целом по организации, без формирования и последующего слияния отчётов по отдельным подразделениям;
- настроить обмен данными с прикладными решениями по расчёту заработной платы и учёту персонала и системой бюджетирования.
Регламентированный учёт во всех десяти филиалах «РН-Бурение» вёлся в локальных информационных системах на базе платформы «1С:Предприятие 7.7». Такая архитектура не позволяла соформировать и использовать единую нормативно-справочную информацию по номенклатуре и контрагентам. В силу большой территориальной распределённости структуры компании разница во времени работы подразделений составляет до семи часов. А из-за технических особенностей корпоративной ИТ-инфраструктуры не было возможности организовать полноценную работу сотрудников головной организации в информационных системах филиалов.
Эти факторы приводили к значительным трудностям в формировании достоверной сводной корпоративной отчётности. Поэтому в конце 2012 года руководством компании было принято решение о переводе компании «РН-Бурение» на новую информационную систему бухгалтерского и налогового учёта.
Корпоративная информационная система регламентированного учёта построена на основе типового прикладного решения «1С:Бухгалтерия КОРП».
Техническая архитектура системы изображена на рис. 1. Центральная база данных расположена в Иркутском филиале. Центральный аппарат управления и все филиалы, кроме Иркутского, получают доступ к информационной системе через терминальные серверы по протоколу RDP (Remote Desktop Protocol).
Рис. 1. Техническая архитектура информационной системы компании «РН-Бурение».
Прикладная архитектура информационной системы, перечень систем и подсистем изображены на рис. 2. Для получения консолидированной отчётности по обществу, используются единые справочники, принятые в компании «Роснефть». В системе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» справочники недоступны для редактирования, они обновляются автоматически, в соответствии с регламентом, принятым в НК «Роснефть». Ежемесячно, после закрытия периода, происходит выгрузка в систему консолидированной отчётности «Роснефти». Разработаны отчёты для проверки и контроля правильности выгружаемых данных. Настроены обмены данными с прикладными решениями по расчёту заработной платы и учёту персонала и системой бюджетирования.
Рис. 2. Прикладная архитектура компании «РН-Бурение», перечень систем и подсистем.
Общее число автоматизированных рабочих мест — 600. В системе могут одновременно работать 150 пользователей. Параметры функционирования информационной системы:
- количество используемых справочников — 211;
- количество видов документов — 198, отчётов — 200;
- общее количество вводимых документов в день — 950;
- объём информационной базы — около 20 Гб.
- Упорядочен процесс внесения изменений в НСИ и объекты конфигурации, разработана и реализована методика перехода на корпоративные справочники «КСМ» (материалы) и «КСК» (контрагенты).
- Разработаны дополнительные документы и печатные формы, учитывающие отраслевую специфику работы компании (например, документы по расчёту незавершённого производства в бухгалтерском и налоговом учёте, документ по распределению резервов по отпускам и на вознаграждение по итогам года, документы по учёту основных средств, дополнительные документы по учёту спецодежды и т. д.).
- Выявлены основные расхождения в методологии учёта и даны рекомендации по их устранению, достигнута сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учёта, разработаны дополнительные проверочные отчёты, необходимые заказчику («Таблица разниц», «Расчёт временных разниц по НЗП», «Контрольные процедуры при ведении учёта»).
- Разработана методология ведения налогового учёта, скорректированы алгоритмы учёта затрат и закрытия периода по налоговому учёту, настроен учёт по ПБУ 18/02, разработан и внедрён расчёт незавершённого производства в бухгалтерском и налоговом учёте с учётом ПБУ 2/2008 «Учёт договоров строительного подряда», достигнута сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учёта.
- Созданы дополнительные отчёты по основным средствам, разработаны механизмы сбора и выгрузки данных по основным средствам для упрощённого учёта по МСФО.
- Разработаны механизмы сбора и выгрузки данных для внутригрупповой и консолидированной отчётности, предусмотрена возможность оперативной настройки механизмов при добавлении новых отчётных форм или изменении имеющихся.
В ходе реализации проекта все филиалы «РН-Бурение» были переведены на работу в единой информационной системе, что обеспечило сокращение сроков подготовки и достоверность корпоративной отчётности. Кроме того, возможность работы сотрудников головного офиса в одной информационной базе предоставляет возможность оперативного и регулярного контроля правильности ведения учёта в удалённых подразделениях компании. Унификация методологии учёта значительно повысила качество ведения учёта и привела к снижению его трудоёмкости. Реализована возможность формирования регламентированной и консолидированной отчётности в целом по организации, без формирования и последующего слияния отчётов по отдельным подразделениям.
В результате реализации проекта достигнута сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учёта, предприятие получило возможность оперативного получения информации, как по отдельным филиалам, так и в целом по обществу, что повысило качество и достоверность выходных отчётных форм. Предприятием успешно проведены закрытие года и сдача всей необходимой отчётности.
Благодаря реализации проекта руководство компании получило возможность оперативно получать достоверную и непротиворечивую информацию о хозяйственной деятельности компании на основе сводной и консолидированной отчётности, формируемой по данным регламентрованного учёта.