Страховая компания «НАСКО» перешла на новые отраслевые стандарты бухгалтерского учёта и единый план счетов, уже с 2017 года отчётность в страховой компании формируется в соответствии с новыми требованиями. Переход на новый план счетов проходил вместе с централизацией финансовой системы для 120 филиалов и представительств компании. Система построена на базе решения «1С:Страховая компания 8 КОРП». Автоматизировано имущественное страхование, комплексное ипотечное страхование, страхование грузов и сельскохозяйственное страхование. В результате удалось существенно сократить время получения регламентированной отчётности (до 70%), при этом трудозатраты на ведение учёта уменьшились на 15%.
«Национальная страховая компания ТАТАРСТАН» («НАСКО») успешно работает на рынке страховых услуг с 1996 года. Компания имеет широкую филиальную сеть, насчитывающую более 120 филиалов и представительств. Компания имеет крупный уставный капитал (900 миллионов рублей), рейтинговое агентство России «Эксперт РА» присвоило компании рейтинг «А». Количество сотрудников — около 1,3 тыс. человек.
Основной целью проекта стал переход на новый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учёта, обусловленный требованиями Центрального Банка РФ для всех нефинансовых организаций, в том числе страховых компаний. Кроме того, в ходе проекта необходимо было обеспечить достижение следующих целей:
- объединить разрозненные базы филиалов и представительств в единую информационную систему, чтобы сократить время подготовки регламентированной и управленческой отчётности;
- автоматизировать новые виды страхования для сокращения трудозатрат на решение рутинных учётных задач.
В связи с тем, что компания «НАСКО» давно работает на рынке страховых услуг (с 1996 года), в компании много лет существовала система автоматизации. Изначально для учётных задач использовались самостоятельно написанные решения на платформе «1С:Предприятие 7.7» и системы других производителей ПО. Затем была попытка создать единую систему с использованием программных продуктов «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Управление страховой компанией 8». Предшествующая система не соответствовала современному законодательству по организации учёта в некредитных финансовых организациях, а также требовалось найти более производительное, универсальное и функциональное решение.
Кроме того, до старта проекта в страховой компании «НАСКО», обладающей обширной филиальной сетью, в которую входит более 120 филиалов и представительств на территории Республики Татарстан и за её пределами, существовало 19 отдельных информационных баз. Консолидация данных для составления отчётности по всей компании в целом занимала много времени. Такое положение дел не могло устраивать крупную, динамично развивающуюся компанию, имеющую высокий кредит доверия партнёров и клиентов.
Единая финансовая система страховой компании «НАСКО» построена на базе решения «1С:Страховая компания 8 КОРП», которое обеспечивает комплексную автоматизацию деятельности страховой компании в соответствии с новыми стандартами бухгалтерского учёта. Внедрены следующие модули:
- бухгалтерский учёт (нематериальные активы, основные средства, учёт банковских и кассовых операций, расчёты с контрагентами, регламентированная отчётность, учёт в обособленных подразделениях, налоговый учёт, завершение периода, регламентные операции, учёт страховых премий);
- управленческий учёт;
- регламентированная отчётность;
- учёт финансовых вложений и ценных бумаг.
Реализованы механизмы перестрахования и распределения платежей. На рисунке представлены виды деятельности страховой компании, автоматизированные в рамках проекта.
В результате выполнения проекта, на реализацию которого потребовалось 8 месяцев и более 2700 человеко-часов, было автоматизировано 200 рабочих мест.
Особенность проекта — масштаб и территориальный охват страховой компании «НАСКО», в которую входит более 120 филиалов и представительств, расположенных на территории Республики Татарстан и за её пределами, включая такие города, как Ижевск, Йошкар-Ола, Магнитогорск, Саранск, Чебоксары, Тольятти, Уфа, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург и т. д.
Дополнительную сложность создавали жёсткие временные рамки проекта — проект необходимо было завершить до 1 января 2017 года (дата, с которой вступали в действие требования Банка России о переходе на новые стандарты учёта). Следует также отметить, что страховая компания «НАСКО» вошла в фокус-группу Центрального Банка РФ по новым отраслевым стандартам бухгалтерского учёта, это потребовало сдачи отчётности по новым правилам уже в сентябре 2016 года.
В результате проекта компания «НАСКО» получила информационную систему, соответствующую требованиям Банка России по бухгалтерскому учёту и составлению бухгалтерской (финансовой) отчётности в страховых организациях, которая обеспечивает автоматизацию большинства учётных задач и задач управления бизнесом страховой компании.
Важным результатом является объединение 19 разрозненных информационных баз в единую централизованную финансовую систему. Это позволило существенно сократить время получения регламентированной отчётности (до 70%). При этом трудозатраты на ведение учёта в новой системе, по оценкам компании «НАСКО», уменьшились в среднем на 15%, что в масштабах компании дало ощутимый экономический эффект.