Производственная компания «Лимак» модернизировала систему управления производством, управления закупками, складского учёта на одном из хлебозаводов, который стал пилотной площадкой. Комплексная система управления заводом создана на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». В результате на пилотной площадке удалось добиться сокращения недостач на 10%, повышения скорости выполнения складских операций на 15%, ускорения оборачиваемости материальных запасов на 10%. Следующий этап предусматривает расширение функциональности в пилотной зоне и постепенное внедрение функциональных блоков системы «1С:ERP Управление предприятием 2» на всех производственных площадках компании.
«Лимак» — одно из ведущих предприятий пищевой промышленности России и включает 9 хлебозаводов, макаронную фабрику и мукомольный комплекс. Под торговыми марками «Лимак» и «Дивный сказ» в 2015 году произведено 68000 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 58000 тонн макаронных изделий, 180000 тонн мукомольной продукции, 4000 тонн кондитерских изделий, 235 тонн кукурузных палочек, 4000 тонн сухарно-бараночной продукции.
Цель проекта — повышение рентабельности предприятия путём оптимизации процессов управления закупками, производством, складскими операциями в рамках одного из заводов продовольственной компании «ЛИМАК».
Задачи проекта:
- оптимизация процесса управления закупками — снижение затрат в процессе закупок, обеспечение непрерывности производственного процесса;
- оптимизация процесса управления производством — снижение производственных потерь в процессе выпуска продукции, выполнение заданной программы выпуска;
- оптимизация процесса управления складом — повышение оборачиваемости товаров, сырья и материалов на складах, сокращение пересортицы.
В компании «ЛИМАК» для целей автоматизации функций предприятия использовалась корпоративная информационная система управления ресурсами предприятия стороннего производителя, которая перестала отвечать требованиям руководства компании и возрастающим требованиям рынка. Поэтому возникла необходимость замены устаревшей системы управления ресурсами предприятия на современную систему.
На первоначальном этапе было решено автоматизировать бизнес-процессы управления производством, закупками, складом и запасами на одном из пилотных хлебозаводов. В дальнейшем планируется продолжить автоматизацию таких функциональных областей как управление продажами, управление взаимоотношениями с клиентами, регламентированный учёт, управление финансами, а также масштабирование опыта пилотной зоны на все производственные площадки предприятия.
Комплексная система управления хлебозаводами продовольственной компании «Лимак» основана на решении «1С:ERP Управление предприятием 2». Автоматизация компании началась с запуска пилотного проекта, — на одном из хлебозаводов поэтапно автоматизированы несколько функциональных областей:
- управление производством — управление производственным процессом, начиная с ввода ресурсных спецификаций и заканчивая выпуском готовой продукции;
- управление закупками (МТО) — обеспечение потребностей производства в материалах;
- управление логистикой и складом — ведение складского учёта, управление складскими запасами и контроль остатков товаров на складах.
Система «1С:ERP Управление предприятием 2» используется для автоматизации процессов производства готовой продукции. В системе автоматизирован учёт товародвижения материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, брака, возвратов продукции от покупателей, а также учёт и движение вспомогательных материалов (спецодежды, ТМЦ у материально-ответственных лиц). Учёт продукции производится с помощью документа «Производство без заказа» автоматически, исходя из норм потребления основного и вспомогательного сырья, установленного в спецификациях. Объём производства в документе «Производство без заказа» определяется ежедневно по заявкам, которые формируются документами по перемещению готовой продукции с цеховых кладовых на склад готовой продукции. Таким образом, движение сырья, материалов, готовой продукции в производственном процессе полностью автоматизировано.
В рамках проекта автоматизирован процесс управления закупками и складскими запасами, а именно, для номенклатуры настроены схемы обеспечения потребностей, установлены минимальные остатки на складах организации, формирование заказов поставщикам осуществляется автоматически путём формирования заказов по потребностям. В результате произведённых настроек автоматизировано оформление заказов поставщикам по потребностям и контроль их исполнения, что позволило обеспечить постоянное наличие нужных запасов на складе, сократить время на оформление заказов, снизить вероятность ошибок, контролировать цены поставщиков.
Плавный и последовательный переход на новую информационную систему обеспечила интеграция ERP-систем: «1С:ERP Управление предприятием 2» и предыдущей системы управления ресурсами предприятия. Реализованы механизмы выгрузки НСИ из текущей системы управления ресурсами в «1С:ERP Управление предприятием 2». Разработаны средства переноса данных о фактически произведённых хозяйственных операциях из «1С:ERP Управление предприятием 2» в систему управления ресурсами стороннего производителя. Далее в работу в новой ERP-системе включались другие предприятия компании.
Архитектура решения представлена на рисунке. Так же была произведена интеграция между системамой «1С:ERP Управление предприятием 2» и «1С:Документоборот 8». Из системы «1С:Документоборот 8» в «1С:ERP Управление предприятием 2» выгружаются данные по договорам компании. Интеграционные механизмы реализованы с применением технологии веб-сервисов.
Архитектура решения компании «Лимак»
Особенностью проекта является применение итеративной технологии последовательного внедрения и ввода в опытную и промышленную эксплуатацию функциональных блоков системы «1С:ERP Управление предприятием 2». Это потребовало тесной интеграции используемой на предприятии системы и внедряемой «1С:ERP Управление предприятием 2». По результатам произведённой диагностики последовательно производится моделирование функциональных блоков, демонстрация пользователям настроенной модели, обсуждение и определение необходимых доработок, доработка системы под требования предприятия, демонстрация нового функционала, согласование функционального блока с пользователями, оформление пользовательских инструкций, запуск функционального блока в опытную и промышленную эксплуатацию.
В ходе проекта были произведены доработки функциональных блоков «Управление производством» и «Управление логистикой и складом» системы «1С:ERP Управление предприятием 2», исходя из специфики производственного процесса компании:
- доработка пересчёта норм потребления вспомогательного сырья в зависимости от фактической влажности основного сырья (муки) в документе «Производство без заказа»;
- разработаны механизмы автоматической разборки необходимого количества вспомогательного сырья, использованного в производственном процессе;
- разработаны механизмы автоматической сборки номенклатуры сырья, возникшей в ходе производственного процесса;
- создано АРМ по утилизации брака и возвратной продукции;
- добавлен дополнительный аналитический разрез учёта для фиксации движения ТМЦ в производстве в разрезе смен;
- настроена возможность сравнения фактического потребления сырья с нормативным;
- автоматическое заполнение по FEFO серий (партий) сырья в документе «Производство без заказа» (при списании сырья на выпуск).
cокращены недостачи
повысилась скорость проведения складских операций
ускорилась оборачиваемость материальных запасов
Компания «Лимак» сделала первый шаг к созданию и развёртке нового единого информационного пространства предприятия на информационной системе «1С:ERP Управление предприятием 2». Новая комплексная система управления хлебозаводами постепенно становится инструментом для поддержки управленческих решений и технологий.
Эффект от внедрения системы «1С:ERP Управление предприятием 2» связан, прежде всего, с использованием заложенных в программе современных методик учёта и управления, которые позволяют повысить качественный уровень ведения учёта. В результате проекта компания получает достоверную оперативную информации о движении ТМЦ в производстве и на складах, управляет данными о составе и структуре готовой продукции через рецептуры. Оптимизация складских запасов, позволила обеспечить непрерывный производственный процесс при минимальных запасах на складе. Сокращены недостачи в результате улучшения контрольной среды на 10%, повысилась скорость складских операций на 15%, оборачиваемость материальных запасов ускорилась на 10%.
Несмотря на 120 рабочих мест, уже введённых в промышленную эксплуатацию, завершён только пилотный проект. В ближайшие несколько лет планируется автоматизация других заводов, входящих в продовольственную компанию «Лимак», увеличение функциональности автоматизированной системы «1С:ERP Управление предприятием 2» и исключение системы управления ресурсами предприятия стороннего производителя из контура учёта.