Вертикально интегрированный холдинг «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва» построил комплексную информационную систему учёта. Система построена на базе решений «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия», «1С:Управление торговлей» и «1С:Зарплата и управление персоналом», а также ряда отраслевых решений. Особенности проекта: географическая разбросанность рабочих мест и информационных баз, а также специфичность решаемых отраслевых задач. Система позволила сохранить управляемость предприятием и обеспечила менеджмент актуальной учётной, планово-экономической и финансовой информацией, в условиях роста оборота предприятия более чем в 3 раза.
«Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва» — одно из крупнейших сельскохозяйственных производственных предприятий в России. Холдинг вертикально интегрированный: деятельность включает в себя процессы от производства с/х продукции до её переработки и реализации через собственную сеть розничных магазинов. Агрохолдинг включает в себя более 60 производственных и сельскохозяйственных подразделений, более 600 торговых точек. В компании работает около 26 тысяч человек.
Основная цель проекта — построение комплексной учётной информационной системы сельскохозяйственного вертикально интегрированного холдинга.
Задачи:
- обеспечение бухгалтерского и налогового учёта, получение регламентированной отчётности;
- получение консолидированной управленческой отчётности в рамках холдинга;
- разработка единой методики учёта затрат и расчёта себестоимости сельхозпродукции;
- обеспечение контроля за движением денежных средств;
- формирование сводной отчётности по всем предприятиям холдинга.
До старта проекта на некоторых предприятиях агрохолдинга были частично автоматизированы отдельные учётные функции с помощью программных продуктов фирмы «1С» и других производителей. При этом единые стандарты учёта отсутствовали даже на предприятиях схожего профиля дейтельности. Единого управленческого баланса не было. Также на порядок в учёте отрицательно влияло постоянное присоединение новых хозяйств, со своими устоявшимися принципами и нормами ведения учёта.
Основу информационной системы составляют программные продукты: «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия 8», «1С:Управление торговлей 8» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Кроме них ИТ-ландшафт холдинга формируют следующие отраслевые решения: «1С:Управление автотранспортом», «1С:Мясокомбинат», «1С-Логистика:Управление складом 3», «1С:Отчетность АПК».
На базе системы «1С:Управление производственным предприятием» реализованы основные функции управления и консолидации информации холдинга:
- управление нормативно-справочной информацией;
- бюджетное управление (формирование годового, помесячных бюджетов, анализ исполнения плана);
- управление инвестициями (сводный сметный расчёт на открываемую стройку, накопление информации по заключённым договорам с поставщиками и подрядчиками, фактическим оплатам и понесённым затратам в разрезе строек и объектов капитальных вложений);
- централизованное казначейство (автоматизированный сбор, согласование, исполнение платежей, используется для платежей основного юр. лица холдинга, так и для платежей порядка 80 дочерних организаций, платежи которых контролируются центральным офисом);
- управление кредитным портфелем, учёт залогового имущества;
- расчёт себестоимости предприятий переработки сельхозпродукции по уникальной методике, совместно разработанной проектной командой;
- формирование сводной бухгалтерской и управленческой отчётности;
- консолидация РСБУ по более чем 80 самостоятельным юридическим лицам, включая трансляцию, элиминацию данных, подготовку сводной отчётности и расшифровок к ней;
- подготовка отчётности по МСФО.
На базе продукта «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия 8» реализован детальный учёт затрат растениеводства, садоводства и животноводства в разрезе культур, полей, возрастных групп животных с учётом специфики расчёта себестоимости продукции в сельском хозяйстве.
Для реализации задач проекта выполнены необходимые доработки типового функционала и разработка новых подсистем, доработаны и созданы необходимые механизмы обмена данными. Схема обмена данными между информационными системами показана на рисунке. Подробности обмена данными приведены в таблице.
Схема обмена данными между информационными системами холдинга
Направление передачи информации | Передаваемая информация | Способ обмена |
---|---|---|
Из «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях — в сводную «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» | Все объекты | Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp |
Из «1С:Зарплата и управление персоналом» в автономных структурных подразделениях — в сводную «1С:Зарплата и управление персоналом» | Все объекты | Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp |
Из сводной «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» — в системы автономных структурных подразделений | Основная НСИ (план счетов, статьи затрат и пр.) | Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp |
Из сводной «1С:Зарплата и управление персоналом» — в системы автономных структурных подразделений | НСИ (хозрасчётный план счетов, страховые взносы, резервы и пр.) | Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp |
Из «1С:Управление производственным предприятием» — в сводную «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» | НСИ (статьи затрат, номенклатуру и пр.) | Автоматически каждые 3 часа типовыми средствами обмена по протоколу ftp |
РСВ проводки | Каждые 3 часа через COM-соединение | |
Договоры залога, кредитные договоры | Вручную в «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» через COM-соединение | |
Из сводной «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» — в «1С:Управление производственным предприятием» | Сверка сальдо и оборотов (только сопоставление данных) | Через COM-соединение |
Авансовые отчёты (по каждому подразделению создаётся сводный отчёт за интервал) | Вручную через COM-соединение | |
Из «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях — в «1С:Управление производственным предприятием» | Выгрузка реализаций | Через текстовый файл, отправляемый по эл. почте |
Выгрузка проводок (сводные проводки подразделений для отражения в главной книге) | Через текстовый файл, отправляемый по эл. почте | |
Из «1С:Управление производственным предприятием» — в «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях | Выгрузка перемещений ТМЦ | Через веб-сервис |
Сверка сальдо и оборотов (только сопоставление данных, для сверки данных по остаткам) | Через веб-сервис | |
Из «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» — в «1С:Зарплата и управление персоналом» (между автономными структурными подразделениями) | Первичные документы учёта сельскохозяйственных работ (учётные листы траксториста, труда и выполненных работ, путевые листы) | Обмен xml-файлами |
Из «1С:Зарплата и управление персоналом» — в «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях | Проводки по отражению зарплаты и взносов | Обмен xml-файлами |
Из «1С:Зарплата и управление персоналом» в автономных структурных подразделениях (центральный офис) — в «1С:Управление производственным предприятием» | Проводки по зарплате | Обмен текстовыми файлами |
Информация о лицевых счетах для выплаты подотчётных сумм через банк | Через COM-соединение |
Некоторые системы, разработанные ранее заказчиком, было решено оставить и интегрировать в новую информационную систему (настроен обмен данными между этими системами и «1С:Управление производственным предприятием»):
- для учёта товародвижений в распределительных центрах и взаиморасчётов отделов дистрибуции используется «1С:Управление торговлей»;
- из системы «Астор» выгружаются расходные накладные (реализации), номенклатура и цены;
- из системы «Управление автотранспортом» выгружаются сведения о путевых листах;
- из «1С:Управление производственным предприятием» на молокозаводе выгружаются данные об основных средствах для формирования сводного отчёта по основным средствам;
- из «1С:Бухгалтерия предприятия» выгружаются данные о выручке, инкассации, излишках по каждому магазину за каждый день, а также данные о внесённых дополнительных средствах в кассы магазинов оптовыми покупателями.
Данный проект обладает двумя уникальными чертами:
- географическая разбросанность автоматизированных рабочих мест и информационных баз, (агрохолдинг включает в себя более 60 производственных и сельскохозяйственных подразделений);
- специфичность решаемых отраслевых задач.
Несмотря на территориальную разбросанность подразделений агрохолдинга (30 распределённых информационных баз: часть подразделений (комбикормовый завод, мельница, кондитерский цех, пекарня и др.) не имеют свой обособленной базы и работают в «1С:Управление производственным предприятием») в центральном офисе удалось реализовать вывод подробной аналитической информации по каждому полю, ежедневный привес, приплод животных, остатки материалов на складах и т. д.
В «Агрокомплексе им. Н. И. Ткачёва» построена единая комплексная многоотраслевая информационная система учёта, анализа и управления экономической средой предприятия. Благодаря внедрению информационной системы руководство предприятия получило возможность управлять активами и обязательствами, затратами, получать детальную информацию о структуре себестоимости благодаря тому, что удалось разработать и внедрить единые стандарты учёта на всех предприятиях холдинга.
Найденные решения позволили формировать консолидированную отчётность по холдингу, включающему в себя около сотни самостоятельных юридических лиц. Система позволила сохранить управляемость предприятием и обеспечила менеджмент актуальной учётной, планово-экономической и финансовой информацией, в условиях роста оборота предприятия более чем в 3 раза.
Процессы управления кредитным портфелем, расчёта субсидий, бюджетирования, казначейства, автоматизация процессов хлебофуражного баланса, автоматизированные в рамках реализации проекта, позволили эффективно управлять запасами зерна, планировать продажи и внутреннее потребление.