Фирма «1С» представляет Вашему вниманию практическое руководство для специалистов в области управления бизнес-процессами и, прежде всего, аналитиков. Книга посвящена построению эффективной и конкурентоспособной организации на основе процессного подхода — совершенствования её бизнес-процессов и организационной структуры.
В книге представлен комплексный и системный подход к описанию процессов «как есть» и оптимизации «как надо». При этом авторы акцентируют внимание не на том, что такое процессный подход, а на том, как планомерно, шаг за шагом и эффективно применять его на практике. В книгу включены:
Книга написана просто и ясно, содержит более 200 пояснительных рисунков и диаграмм, что делает ее доступной для широкого круга аналитиков, как начинающих, так и совершенствующих свои навыки.
Надеемся, что книга станет полезным и эффективным инструментом для тех аналитиков и специалистов, которые участвуют в проектах оптимизации и автоматизации деятельности организации.
Предисловие
Глава 1. Классика построения организации
1.1. От стратегии к организационной структуре
1.2. Функции и бизнес-процессы
1.3. Способы распределения ответственности и соответствующие организационные структуры
1.4. Четыре типа взаимодействий и базовые варианты организационных структур
1.5. Пять этапов оптимизации организации
1.6. Инструменты организационного проектирования
Глава 2. Разработка модели организации «как есть». Технология структуризации и описания компании
2.1. Четыре шага описания компании
2.2. Шаг 1. Описание бизнес-направлений компании
2.2.1. Декомпозиция и ее критерии
2.2.2. Уровень выделения бизнес-направлений
2.3. Шаг 2. Описание бизнес-процессов
2.3.1. Построение дерева бизнес-процессов
2.3.2. Классификация бизнес-процессов
2.3.3. Основные бизнес-процессы
2.3.4. Обеспечивающие бизнес-процессы
2.3.5. Бизнес-процессы управления
2.3.6. Формы представления бизнес-процессов верхнего уровня — дерево и сеть
2.3.7. Уровень декомпозиции бизнес-процессов
2.3.8. Другие способы классификации бизнес-процессов
2.4. Шаг 3. Описание организационной структуры
2.5. Шаг 4. Описание распределения ответственности
Глава 3. Описание бизнес-процессов
3.1. Способы описания бизнес-процессов
3.2. Классическая методология описания бизнес-процессов
3.2.1. Описание окружения бизнес-процесса
3.2.2. Классификация входов и выходов бизнес-процесса
3.2.3. Описание внутренней структуры процесса
3.2.4. Методология диаграмм потоков объектов (DFD)
3.2.5. Декомпозиция бизнес-процесса
3.2.6. Методология диаграмм потоков работ (WFD)
3.3. Современные стандарты и методы описания бизнес-процессов
3.3.1. Стандарт IDEF0
3.3.2. Нотации Гейна — Сарсона и Йордона — Де Марко для диаграмм потоков объектов
3.3.3. Метод цепочек добавленной стоимости (VAD)
3.3.4. Стандарт IDEF3
3.3.5. Метод цепочки процессов, управляемой событиями (EPС)
3.3.6. Метод Swimmer Lanes
3.3.7. Метод и нотация BPMN
3.4. Технология быстрого описания процессов
3.5. Семь золотых правил описания бизнес-процессов
3.6. Методы сбора информации при описании бизнес-процессов
Глава 4. Технологии анализа и оптимизации бизнес-процессов. Приоритеты, показатели, типы изменений процессов
4.1. Методика выбора приоритетных для оптимизации бизнес-процессов
4.1.1. Критерии выбора приоритетных бизнес-процессов
4.1.2. Оценка важности бизнес-процессов
4.1.3. Оценка степени проблемности бизнес-процессов
4.1.4. Матрица ранжирования бизнес-процессов
4.1.5. Оценка возможности проведения изменений процесса
4.1.6. Выбор приоритетных бизнес-процессов
4.2. Разработка целей и ключевых показателей улучшения бизнес-процессов
4.2.1. Ключевые показатели бизнес-процессов
4.2.2. Внешние показатели бизнес-процессов
4.2.3. Внутренние показатели бизнес-процессов
4.2.4. Комплексные показатели бизнес-процессов
4.3. Два подхода к изменениям в организации — реинжиниринг и постоянное совершенствование
4.3.1. Эволюционные и революционные изменения в организации
4.3.2. Различия между реинжинирингом и постоянным совершенствованием
4.3.3. Реинжиниринг бизнес-процессов
4.3.4. Постоянное совершенствование процессов
Глава 5. Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов
5.1. Классификация методов анализа и оптимизации бизнес-процессов
5.1.1. Инструменты улучшения показателей процессов
5.1.2. Бенчмаркинг
5.1.3. Базовые и продвинутые методы анализа и оптимизации процессов
5.2. Базовые методы анализа бизнес-процессов
5.2.1. Метод пяти вопросов
5.2.2. Метод организации точек контроля в бизнес-процессе
5.2.3. Семь простых инструментов качества (7QC)
5.2.4. Метод причинно-следственного анализа проблем
5.2.5. Типовые причины несоответствия результатов процесса и требований к нему
5.3. Базовые методы оптимизации бизнес-процессов
5.3.1. Метод 5S
5.3.2. Метод минимизации устной информации и улучшения форм сбора и передачи информации
5.3.3. Метод параллельного выполнения бизнес-процессов
5.3.4. Метод устранения временных разрывов в бизнес-процессе
5.3.5. Метод разработки нескольких вариантов бизнес-процесса
5.3.6. Метод уменьшения количества входов и выходов бизнес-процесса
5.3.7. Метод согласования результатов процесса с требованиями клиентов
5.3.8. Метод интеграции процессов компании с процессами клиентов и поставщиков
5.4. Продвинутые методы анализа и оптимизации бизнес-процессов
5.4.1. Метод функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов (ФСА)
5.4.2. Метод пооперационной калькуляции себестоимости (Activity Based Costing, ABC)
Глава 6. Анализ и оптимизация оргструктуры. Построение горизонтальных взаимодействий
6.1. Базовые варианты оргструктур
6.1.1. Способы распределения ответственности в оргструктуре
6.1.2. Функциональные оргструктуры
6.1.3. Дивизиональные оргструктуры
6.1.4. Процессные оргструктуры
6.1.5. Проектные оргструктуры
6.1.6. Матричные оргструктуры и их типы
6.1.7. Линейные оргструктуры
6.1.8. Смешанные оргструктуры
6.2. Динамика и конструирование оргструктур
6.2.1. Эволюция оргструктур
6.2.2. Переход от старой, индустриальной, к новой модели бизнеса
6.2.3. Выбор типа специализации и конструирование оргструктур
6.3. Методы оптимизации горизонтальных взаимодействий в оргструктуре
6.3.1. Метод устранения провисания ответственности в оргструктуре
6.3.2. Метод разграничения ответственности в оргструктуре
6.3.3. Метод эффективного выполнения процессов в оргструктуре
6.3.4. Метод единственной точки контакта, или одного окна
6.3.5. Метод повышения ценности и измеримости результатов работы подразделений
6.3.6. Метод приведения в соответствие полномочий и ответственности в оргструктуре
6.3.7. Метод уменьшения организационной фрагментарности
Глава 7. Анализ и оптимизация оргструктуры. Построение вертикальных взаимодействий
7.1. Методы оптимизации вертикальных взаимодействий
7.1.1. Метод единоначалия
7.1.2. Метод оптимизации масштаба управляемости и стандартная норма управляемости
7.1.3. Классификация оргструктур по масштабу управляемости
7.2. Централизованные и децентрализованные структуры
7.2.1. Степень централизации
7.2.2. Метод сочетания централизации и децентрализации
Глава 8. Анализ и оптимизация оргструктуры. Построение взаимоотношений с человеком и внешней средой
8.1. Оптимизация взаимодействий с человеком
8.1.1. Корпоративные и индивидуалистические организации
8.1.2. Разработка ключевых показателей работы подразделений
8.1.3. Разработка системы мотивации и оплаты труда на основе KPI 8.1.4. Анализ и оптимизация численности персонала
8.2. Построение взаимодействий с внешней средой
8.2.1. Бюрократические и адаптивные организации
8.2.2. Регламентация деятельности в бюрократической организации
8.2.3. Регламентация деятельности в адаптивной организации
Глава 9. Регламентация бизнес-процессов и оргструктуры. Контроль и повышение их эффективности
9.1. Роль и назначение регламентирующих документов
9.2. Процессные и структурные регламенты
9.3. Процессные регламенты
9.3.1. Положение о процессной системе управления компании
9.3.2. Положения о бизнес-процессах
9.4. Структурные регламенты
9.4.1. Положение об организационной структуре компании
9.4.2. Положения о структурных подразделениях
9.4.3. Должностные инструкции персонала
9.5. Построение эффективной системы регламентации в организации
9.5.1. Структура системы регламентации
9.5.2. Типовые проблемы регламентации в российских компаниях и способы их решения
9.5.3. Применение технологий и программных продуктов бизнес-моделирования для разработки и актуализации регламентов
Глава 10. Организация работ по оптимизации и описанию бизнес-процессов и оргструктуры для последующей автоматизации
10.1. Критические факторы успеха оптимизации бизнес-процессов и оргструктуры
10.2. Связь работ по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов
10.3. Работы по оптимизации бизнес-процессов и оргструктуры в рамках проекта автоматизации
10.3.1. Работы по оптимизации бизнес-процессов и оргструктуры и их место в проекте автоматизации
10.3.2. Фаза 1. Инициация
10.3.3. Фаза 2. Формирование (уточнение) требований к информационной системе
10.3.4. Выбор процессов и показателей для улучшения
10.3.5. Фаза 4. Разработка информационной системы
10.3.6. Фаза 6. Опытная эксплуатация
10.4. Сроки проекта по оптимизации бизнес-процессов и оргструктуры
10.5. Управление сопротивлением в ходе проекта по оптимизации бизнес-процессов и их автоматизации
10.5.1. Технология управления сопротивлением
10.5.2. Типовые мероприятия по уменьшению сопротивления
10.5.3. Внутренний маркетинг и PR проекта изменений
10.6. Организация постоянных улучшений и изменений бизнес-процессов
10.6.1. Ролевая структура команды управления бизнес-процессами
10.6.2 Служба по управлению бизнес-процессами
Приложение. «1С:Система проектирования прикладных решений» как инструмент для описания и проектирования бизнес-процессов
Литература