Завершена комплексная автоматизация компании ООО «Остров Аквакультура» – крупного рыбоперерабатывающего предприятия. Новая система на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» помогает качественно планировать производство, организовать оперативный учет сырья и готовой продукции на складе, ускорить обработку заказов покупателей. На новый уровень вышло планирование потребностей в корме и ресурсах, усилен контроль расходов, повысилась точность расчета себестоимости. Использование новой системы позволило компании контролировать производственные затраты.
Группа компаний «Остров» ведет свою историю с 2004 года. Компания поставляет широкий ассортимент свежемороженой рыбы и морепродуктов высшего качества от ведущих международных и отечественных компаний. С 2017 года компания развивает собственные производственные мощности, через выделенное юридическое лицо ООО «Остров Аквакультура».
Цели проекта:
- Сократить издержки на передачу информации между участниками процессов (рыбоводы, менеджеры, бухгалтера) и предотвращение дублирующего ввода одной и той же информации в разные информационные системы.
- Сократить время на расчет кормления и повысить его точность.
Задача проекта — внедрить единый контур оперативного учета и управления процессами на предприятии на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», который обеспечит возможность:
- оперативно получать актуальную информацию о состоянии производства (общая биомасса, наличие рыбы по весовым категориям);
- формровать аналитические отчеты по результатам производственного процесса для оценки качества закупаемого сырья и дальнейшей оптимизации этого процесса.
В 2019 году компания начала реализацию крупного инвестиционного проекта по развитию собственного производства — выращивание и переработка рыбы. В компании появился новый процесс, включающий закупку икры и мелкой рыбы, передача их на доращивание, закупку кормов, непосредственное содержание рыбы, закупку взрослой рыбы, переработку и реализацию. Существующая в компании система автоматизации на базе «1С:Бухгалтерия предприятия», «1С:Управление торговлей», «1С:Зарплата и управление персоналом» не давала возможности вести такой процесс, поскольку:
- не было единой архитектуры и методологии ведения НСИ;
- отсутствовал оперативный учет производства и движения ТМЦ;
- отсутствовал партионный учет, а также не было выстроено непрерывной цепочки управления производственного процесса (заказ на производство, серийный учет);
- отсутствовал учет оборудования и ремонтов;
- управленческий учет затрат и расчет себестоимости был затруднен;
- отсутствовали инструменты для планирования;
- имело место трудозатратное обновление сильнодоработанной базы оперативного учета.
Контур оперативного учета и управления процессами построен на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». На ее базе автоматизированы следующие бизнес-процессы:
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками, взаиморасчеты и оформление заказов поставщикам, планирование закупок, учет неотфактурованных поставок и прихода ТМЦ, формирование графика оплаты поставщикам.
- В части производства автоматизирована переработка давальческого сырья, расчет нормативной и фактической себестоимости, учет затрат на производство, основных средств и расчет амортизации, учет спецодежды и спецоснастки.
- Кадровый учет и расчет зарплаты планирование занятости сотрудников: отпусков и/или других мероприятий, применение различных мотивационных схем, регламентированная кадровая отчетность и учет рабочего времени.
- В части продаж автоматизированы комиссионная и оптовая торговля, оформление заказов покупателей и взаиморасчеты, планирование и учет продаж, формирование графика поступления оплат, ценообразование, прайс-листы, расчет нормативной себестоимости заказов.
- На складах автоматизированы процессы управления складскими запасами, комплектации, разукомплектации и резервирования ТМЦ, контроля и учета серийных номеров, сроков годности и сертификатов, а также налажена диспетчеризация грузоперевозок.
- В части финансового учета автоматизированы казначейство и мониторинг целевых показателей, а в части бухгалтерского и налогового учета налажен учет в обособленных подразделениях, банк и касса, завершение периода, нематериальные активы, основные средства, учет производственных операций, ведутся расчеты с контрагентами и торговые операции, оптимизирован сбор данных для регламентированной отчетности.
География проекта данный момент:
- производственный участок выращивания форели «Ардон», расположенный в Ардонском районе РСО-Алания;
- производственный участок «Дарг-Кох», расположенный по Кировскому району РСО-Алания с. Дарг-Кох;
- производственный участок «Карджин», расположенный по Кировскому району РСО-Алания с. Дарг-Кох;
- офис в г. Санкт-Петербург — руководство предприятия и частично финансовый отдел;
- склад готовой продукции и распределительный центр в Московской области г. Подольск.
Схема архитектуры системы
Уникальность проекта заключается в том, что был полностью обследован и автоматизирован весь процесс выращивания рыбы от помещения в бассейн до выемки для разделки/переработки. В связи с этим были проведены следующие работы:
- Выполнены работы по миграции данных из исторических систем заказчика «1С:Бухгалтерия предприятия», «1С:Управление торговлей», «1С:Зарплата и управление персоналом» с переносом документов с начала года в единое информационное поле на базе «1С:ERP Управление предприятием».
- Проведена нормализация НСИ.
- Автоматизированы процессы учета затрат, расчета себестоимости выращивания и переработки рыбы.
- Заявка на склад, РМК работника склада, блок управления доставкой был перенесен и адаптирован под «1С:ERP управление предприятием» из исторической системы «1С:Управление торговлей».
- Небольшие доработки коснулись склада, закупок и продаж.
- Доработан блок производства согласно специфики Заказчика, автоматизированы следующие процессы:
-
- планирования производства;
- процесс выращивания рыбы.
Сократились материальные запасы
Выросла производительность труда
Система, охватившая 50 рабочих мест, объединила работу всех ключевых подразделений компании «Остров»: производства, склада, отдела закупок и отдела продаж, бухгалтерии.
- Новая система помогает контролировать технологию производства. Появилась возможность в рассчитывать потребность в сырье и кормах. Согласование и передача заказов на производство ускорились. Оптимизирована загрузка производственных мощностей, исключены простои оборудования. Налажен контроль производства продукции на разных этапах технологического цикла.
- Усилен контроль затрат предприятия. Руководство имеет четкое представление о количестве израсходованных материалов на каждом отдельном этапе производства, может анализировать структуру затрат и выявлять резервы для их снижения. Фактическая себестоимость выпущенной продукции рассчитывается автоматически, при этом учитываются не только расходы на сырье, но и все прочие затраты, связанные с выпуском продукции. В результате компания четко контролирует производственные затраты.
- Организован оперативный складской учет. Менеджеры, ответственные за снабжение, теперь всегда располагают точной информацией об остатках на сладе и своевременно планируют заказы поставщикам.
- Сотрудники отдела продаж быстрее обрабатывают заказы, что, в свою очередь, способствовало росту объемов продаж.
- Значительно упростилась работа бухгалтерии. Сокращено количество ручных операций, время на подготовку регламентированной отчетности сократилось в разы.
Экономический эффект от внедрения:
- Система дает возможность увидеть все затраты в структуре себестоимости (материалы, трудозатраты, амортизация, электроэнергия, техобслуживание, аренда и т.д.), понять, где нужно убавить, где прибавить. На каждом этапе производства видно сколько тратится трудозатрат, материалов, прочих расходов. Иначе говоря, получен инструмент для влияния на себестоимость.
- Сократились материальные запасы на 20%, увеличилась их оборачиваемость.
- Сократились трудозатраты, выросла производительности труда более чем на 50% за счет единого информационного пространства.
- За счет фиксации всех фактов в единой информационной системе смогли более точно планировать и отвечать на вопросы «Что будет если?».
- Повысилась согласованность работы подразделений при создании планов закупок, продаж и производства.
- Получили общую, консолидированную информацию по всем направлениям.
- Сократилось время получения управленческой отчетности более чем в 3 раза, и уменьшение количества ошибок в 2 раза.
- ERP легко масштабируется под нужды компании. Если руководство решит заняться глубокой переработкой продукции или даже сменить направление деятельности, то систему будет просто адаптировать под эти нужды.