Торговая сеть «Командор» при поддержке компании «1С:Первый Бит» ускорила приемку товаров в магазинах на 34% помощью единого мобильного рабочего места на базе «1С». В результате создания единого мобильного рабочего места и автоматизации процессов, прием товара стал осуществляться в среднем на 34% быстрее,что сэкономило сети более 6 500 человеко-часов в месяц. Операционные и административные расходы за счет этого сократились на 10%, длительность простоя оборудования — на 20%. Оборачиваемость складских запасов повысилась на 5%.
Красноярский холдинг «Командор» — это крупнейшая сеть продовольственных магазинов в Восточной Сибири и одна из крупнейших в России. Объединяет супермаркеты «Командор», гипермаркеты «Аллея» и дискаунтеры «Хороший». Компания производит продукты питания под собственными торговыми марками. В состав холдинга входит более 290 магазинов и 170 цехов.
Цель проекта: сократить время приемки товаров в магазинах.
Задачи проекта:
- создать единое мобильное рабочее место;
- сосредоточить все функции приемки в одном устройстве в руках приемщика;
- разработать систему метрик для дальнейшего анализа и регулярного улучшения процесса приемки;
- обеспечить интеграцию с учетной системой компании.
Ранее процесс приема товаров был реализован на базе автономных мобильных терминалов сбора данных на Windows CE и Windows Mobile и отдельного ПО на базе «1С» на стационарном рабочем месте приемщика. Обмен информацией между ТСД и ПК осуществлялся вручную.
Ситуацию осложняло то, что платформы, на которых были сделаны терминалы, устарели: Microsoft прекратила их поддержку в 2011-м году, «1C» — в 2015-м. Из-за этого дорабатывать решение до современных стандартов было сложно и долго, и это не всегда делалось. Например, не было поддержки ЕГАИС, весь акцизный алкоголь вводили в систему поштучно. В процессе работы также регулярно возникали сбои, одни и те же товары приходилось принимать по несколько раз, иногда работа совсем останавливалась. В результате на выгрузку и загрузку данных, ручной ввод дополнительных параметров и ожидание ответа от системы уходило около трети всего рабочего времени приемщиков. Плюс приходилось периодически подключать других сотрудников — в помощь, либо для устранения возникавших проблем.
Из-за технических сложностей не только время персонала тратилось неэффективно, но и были проблемы с поставками. Каждому магазину «Командора» нужно принимать от 30 до 50 поставок в день, и при такой скорости работы приемщики просто не успевали обрабатывать необходимый объем. Из поставщиков выстраивались очереди, и в конце дня экспедиторы, чьи машины не успели разгрузить, либо оставляли неучтенный товар «под честное слово», либо уезжали вместе с ним. Второе приводило к недопоставкам и снижению товарооборота в итоге.
Программно-аппаратное решение «Мобильное рабочее место приемщика» (МРМ), включает:
- программное обеспечение,
- инструкцию пользователя,
- документацию по настройке и сопровождению,
- документацию по администрированию,
- аналитические инструменты для дальнейшего развития.
Основные функции:
- Приемка обычного товара.
- Приемка подконтрольного товара (Меркурий).
- Приемка подконтрольного товара (ЕГАИС).
- Приемка маркированной табачной продукции.
Улучшение основных функций:
- Работа с акцизным алкоголем: 1 «пик» на бутылку, возможность вычеркнуть конкретную марку или перепринять одну SKU.
- Доверительная приемка.
Расширенные возможности:
- Автоматизация поиска поставщика и документа за счет специального QR-кода на документе.
- Покоробочная приемка.
- Оформление возвратных накладных в МРМ.
- Оформление документов списания в МРМ.
«Командору» было важно не только решить сегодняшние проблемы, но и получить систему, которая уже соответствует планируемым изменениям в законодательстве и которую легко будет дорабатывать в дальнейшем.
Розничная торговля продуктами питания — отрасль с высокой степенью государственного регулирования, в ней часто ужесточаются требования и вводятся новые правила. Игрокам рынка нужно иметь возможность оперативно вносить изменения в бизнес-процессы и их техническое обеспечение. Доработка текущей программы для ТСД занимала 2-3 месяца для каждой группы товаров, на обновление до новой версии по сети также уходило много времени — это не соответствовало потребностям компании.
Поэтому, одним из главных условий проекта со стороны клиента было создание решения на «1С». Такой выбор платформы позволял легко интегрировать новый элемент в текущие учетные системы предприятия и дорабатывать продукт в случае введения новых маркировок силами штатных специалистов.
Также была необходима автоматизация отчетности подразделения. Для быстрорастущей компании важно регулярно анализировать и улучшать процессы, поэтому команде проекта нужно было разработать систему метрик для получения информации о времени, затраченном на каждый тип операции, осуществляемой каждым сотрудником.
Ускорился прием товара
Сократились расходы
Снизились простои оборудования
В результате создания единого мобильного рабочего места и автоматизации процессов, прием товара стал осуществляться в среднем на 34% быстрее,что сэкономило сети более 6 500 человеко-часов в месяц. Операционные и административные расходы за счет этого сократились на 10%, длительность простоя оборудования — на 20%. Оборачиваемость складских запасов повысилась на 5%.
Василий Королев, руководитель направления проектов «Командора»
Этот проект — важная веха в развитии ИТ-инфраструктуры нашей компании. Кроме непосредственного сокращения длительности операций и трудозатрат, мы получили решение, которое в принципе меняет философию выстраивания процессов внутри магазина, делает их более мобильными.
В «Первом Бите» отмечают, что платформа «1С» до сих пор недооценена для мобильной разработки.
Александр Подборский, руководитель проектного центра «Первый Бит»
«Мы видим, что продуктовые сети уже поняли, что приложение на той же платформе, что и остальные учетные системы предприятия — один из самых удобных вариантов для бизнеса. Думаю, скоро и организации из других отраслей начнут все чаще делать такой же выбор».