В 2018 году Московская областная Дума приняла решение о внедрении автоматизированной информационной системы «Цифровой парламент». В качестве платформы для создания системы выбран продукт «РИЦ:Правотворчество», созданный на базе «1С:Документооборот государственного учреждения». В результате проекта создана единая автоматизированная система обеспечения деятельности всего законодательного (представительного) органа Московской области, в которой работают депутаты, помощники депутатов, сотрудники аппаратов фракций, комитетов, иных структурных подразделений аппарата Думы.
Московская областная Дума – постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Московской области. Дума состоит из 50 депутатов, избираемых на 5 лет. 25 депутатов избираются по единому избирательному округу и еще 25 – по одномандатным избирательным округам. Среди них могут быть как члены политических партий, так и самовыдвиженцы.
Основной целью проекта стала автоматизация деятельности депутатов Московской областной Думы, комитетов Думы, фракций в Думе, структурных подразделений аппарата Думы в сферах законотворческой деятельности Думы, планирования работы Думы, подготовки и проведения мероприятий Думы, контроля за выполнением поручений руководства Думы, организации текущей деятельности структурных подразделений аппарата Думы.
Задачи проекта:
- повышение оперативности и достоверности информации для принятия управленческих решений;
- повышение эффективности и информативности в сфере обеспечения законодательной деятельности Думы;
- повышение эффективности работы при подготовке и проведении мероприятий Думы;
- улучшение организации контроля за своевременным выполнением поручений руководства Думы;
- организация эффективного планирования работы Думы;
- автоматизация учета наград Московской областной Думы, использования залов в административном здании Думы, управления служебными транспортными средствами.
До внедрения системы «Цифровой парламент» в Московской областной Думе использовалась межведомственная система электронного документооборота (далее — МСЭД). Являясь системой делопроизводства и документооборота, МСЭД не решает задачи по контролю исполнения планов работы Думы, систематизации информации о ходе подготовки мероприятий, не дает возможности готовить отчеты об исполнении поручений руководства Думы. Чрезвычайно актуальным оставался и вопрос систематизации информации о законодательной деятельности Думы, а также учета правоприменительной практики законов Московской области. Кроме того, автоматизации требовали и некоторые аспекты текущей деятельности структурных подразделений аппарата Думы (наградная деятельность, учет помещений для проведения мероприятий, использование служебного автотранспорта).
В целях систематизации и повышения эффективности работы Думы в указанных направлениях в 2018 году Московская областная Дума решила внедрить автоматизированную информационную систему на базе программного продукта «1С:Документооборот государственного учреждения».
Автоматизированная информационная система Московской областной думы «Цифровой парламент» построена на базе решений «РИЦ:Правотворчество» и «1С:Документооборот государственного учреждения».
В ходе реализации проекта были разработаны и внедрены дополнительные модули: «ПЛАНИРОВАНИЕ», «МЕРОПРИЯТИЯ», «КОНТРОЛЬ ПОРУЧЕНИЙ», «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», а также подсистемы «ЗАЛЫ», «АВТОТРАНСПОРТ», «НАГРАДЫ».
Модуль «ПЛАНИРОВАНИЕ»:
- подготовка и ведение планов работы Московской областной думы (планов работы Думы на очередной квартал, планов подготовки мероприятий по празднованию знаменательных дат, планов проведения контрольных мероприятий и др.);
- формирование электронных шаблонов документов, фиксирующих предложения субъектов права законодательной инициативы в план работы Думы на очередной квартал (с возможностью указания содержания, сроков и ответственных исполнителей);
- формирование аналитических отчетов по исполнению планов работы Московской областной думы на очередной квартал.
Модуль «МЕРОПРИЯТИЯ»:
- организация работы по подготовке мероприятий в электронном виде. Карточка мероприятия «Паспорт мероприятия» должна содержать информацию по организации, обеспечению и проведению мероприятий Московской областной думы;
- обеспечение рабочего места планирования мероприятий в виде календаря с визуальным отображением планируемых мероприятий по датам, с возможностью открытия электронной регистрационной контрольной карточки (ЭРКК) выбранного мероприятия из календаря, с отбором по имеющимся реквизитам;
-
организация служебной переписки по вопросом организации и обеспечения мероприятий (формирование электронных шаблонов документов, возможность подписания документов электронными подписями, а также создания поручений (проектов поручений) по документам с указанием текста поручения, информации по срокам исполнения поручения, лицам, давшим поручение, и лицам, ответственным за исполнение поручения);
- формирование и печать «Паспорта мероприятия» с текущим статусом исполнения задач подготовки мероприятия;
- формирование аналитических отчетов по подготовке, проведению мероприятий в различных срезах учета;
- обеспечение привязки «Паспорта мероприятия» к соответствующему пункту плана работы Думы на очередной квартал.
Модуль «КОНТРОЛЬ ПОРУЧЕНИЙ»:
формирование базы поручений, содержащихся в протоколах заседания Московской областной Думы, Совета Думы, оперативных совещаниях, а также поручений, выявленных в результате проведения анализа стенограмм заседаний Думы, содержащихся в итоговых документах мероприятий Думы, с возможностью поиска по различным критериям;
рассылка ответственным исполнителям с помощью шаблонов писем выписок из протоколов совещаний и стенограмм заседаний Думы;
обеспечение контроля сроков исполнения поручений;
направление ответственному исполнителю уведомления об истечении срока, установленного для выполнения поручения;
формирование информации о неисполненных к установленному сроку поручениях.
Модуль «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
- поиск законов Московской области по информационной базе;
- ведение паспортов законов Московской области:
- обеспечение «жизненного цикла» закона Московской области по стадиям его рассмотрения во времени, с фиксацией даты изменения стадии: «Внесение», «Предварительное рассмотрение», «Первое чтение», «Второе чтение», «Третье чтение», «Повторное рассмотрение закона МО, отклоненного Губернатором МО», «Подписание закона Губернатором Московской области», «Регистрация закона», «Обнародование закона»;
- на каждой стадии рассмотрения проекта закона Московской области система обеспечивает хранение документов, фиксирующих ключевые события «жизненного цикла» закона Московской области, а также позволяет формировать электронные шаблоны таких документов, создавать аналитические отчеты по состоянию работы с законопроектами, находящимися на рассмотрении Думы;
- разделы «Мониторинг», «Прокуратура», «Минюст», «Независимая антикоррупционная экспертиза», «База судебных дел», «Обращения граждан» обеспечивают учет и хранение документов, связанных с некоторыми аспектами реализации законов Московской области (рассмотрением (обжалованием) в различных инстанциях, предложениями (жалобами) граждан и т.д.).
Подсистема «ЗАЛЫ»
- учет залов законодательного органа;
- обеспечение хранения технических характеристик: вместимость зала, время уборки между мероприятиями, техническую оснащенность и т.п.;
- обеспечение бронирования залов с привязкой к подсистеме «МЕРОПРИЯТИЯ»;
- бронирование залов сторонними организациями;
- формирования календаря и расписания занятости залов;
- формирование статистических и аналитических отчетов.
Подсистема «НАГРАДЫ»:
- создание и ведение личных карточек лиц, представленных к наградам Московской областной Думы;
- создание проектов распоряжений Председателя Думы и проектов постановлений Думы о награждении;
- создание протоколов заседаний Комиссии Думы по награждению;
- контроль за расходованием установленных годовых квот на награды инициаторами награждений;
- создание отчетов для списания выданной наградной продукции;
- формирование печатных форм: Почетная грамота, Благодарственное письмо, Диплом.
Подсистема «АВТОТРАНСПОРТ»:
- учет собственных транспортных средств учреждения, управление служебными транспортными средствами;
- обеспечение бронирования служебных транспортных средств;
- формирования календаря и расписания занятости служебных транспортных средств во времени;
- формирование статистических и аналитических отчетов по использованию служебного автотранспорта.
Таким образом, с помощью перечисленных модулей создается единая автоматизированная система обеспечения деятельности Московской областной думы, в которой единовременно работают 100 пользователей.
Основой деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ является законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. С учетом того, что законы Московской области регулируют общественные отношения в разных сферах деятельности и напрямую влияют на жизнь граждан, требования к подготовке законопроектов крайне высоки. Поэтому система автоматизации деятельности законодательного органа, с одной стороны, должна быть высокотехнологичной и высокопроизводительной, с другой – должна учитывать все нюансы деятельности законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, быть удобной и простой в использовании. Указанные требования к автоматизированной системе Московской областной Думы, в первую очередь, и учитывались в ходе реализации проекта.
Ускорилось формирование проектов планов работы Думы
Ускорилось получение информации по разным срезам данных
Сократились трудозатраты в структурных подразделениях аппарата
Результатами внедрения проекта можно считать:
- повышение оперативности и достоверности информации для принятия управленческих решений;
- повышение эффективности и информативности в сфере обеспечения законодательной деятельности Думы;
- повышение эффективности работы по подготовке мероприятий Думы;
- улучшение организации контроля за своевременным выполнением поручений руководства Думы;
- организацию эффективного планирования работы Думы;
- автоматизацию учета наград Думы, использования залов в административном здании Думы, управления служебными транспортными средствами.
Совокупный эффект от внедрения АИС МОД «Цифровой парламент»:
- на 50% улучшилась информативность в сфере законотворческой деятельности Думы;
- на 30% ускорилось формирование проектов планов работы Думы;
- на 30% ускорилось получение информации по разным срезам данных;
- на 10% сократились трудозатраты в структурных подразделениях аппарата Думы.