||
Краткое описание

Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им.А.М.Мамонова перешел с устаревшей самописной системы на современную автоматизированную систему регламентированного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». Внедрение проходило по технологии быстрого результата 1С:ТБР, так как у проекта были довольно сжатые сроки (около 6 месяцев).  В результате на 50% снизились трудозатраты на ведение учета. Процедура закрытия месяца ускорилась в 4 раза: с 13 до 3-х часов. Оптимизировано быстродействие серверного оборудование и ускорена работа информационной системы с большим массивом информации. Автоматизировано распределение ГСМ сразу по автомобилям и подразделениям, что позволило в едином рабочем месте управлять затратами и выполнять распределение быстрее.

АО «СОАТЭ»
Заказчик

Акционерное общество «Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им.А.М.Мамонова» (СОАТЭ) — предприятие с 55-летней историей, входящее в пятерку лучших в России производителей компонентов и запасных частей для автомобильной промышленности. Предприятие производит более 300 наименований продукции. Более половины от объема продаж приходится на такие автогиганты как «АвтоВАЗ», «УАЗ», «ЗМЗ», «Волжские моторы», «КАМАЗ», «ЗАЗ», «МАЗ» и другие.

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  1. Снизить трудоемкость и сократить время обработки данных работниками предприятия.
  2. Повысить оперативность формирования и получения отчетности, а также процессов формирования управленческой и регламентированной отчетности и ее предоставления руководству предприятия.

Задачи проекта:

  1. Вести регламентированный учет подразделений компании АО «СОАТЭ» в единой информационной системе.
  2. Формировать управленческую и регламентированную отчетность по направлениям деятельности, подразделениям.
  3. Рассчитывать себестоимость производимых и оказываемых предприятием продуктов и услуг.
2
Ситуация до старта проекта

До начала проекта предприятие было автоматизировано на двух учетных системах. Регламентированный учет велся в системе стороннего вендора СЕ2, которая была разработана в 1992 году и очень устарела и в части интерфейса и в части внесения доработок.

Самостоятельно поддерживать систему, изменять и дорабатывать было невозможно. Разработчик системы очень долго выпускал обновления, даже под срочные и важные изменения. Возникло серьезное отставание по реализации законодательных изменений, например, отражение изменений в программе, связанное с требования по онлайн-кассам.

Чтобы полноценно вести оперативный и производственный учет, формировать заказы клиентам, заказы на производство и т.д., СОАТЭ разработали собственную систему оперативного учета. Чтобы вести регламентированный учет и сдавать отчетность программисты СОАТЭ настроили выгрузку из собственной системы оперативного учета в систему стороннего вендора.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система регламентированного учета построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». Автоматизированы следующие участки и бизнес-процессы:

  1. Финансы, управленческий учет, мониторинг показателей:
  • учет бухгалтерский, налоговый, бюджетный, включая регламентированную отчетность:
    • бухгалтерский учет,
    • банк и касса,
    • расчеты с контрагентами,
    • товарно-материальные ценности,
    • торговые операции,
    • производственные операции,
    • основные средства,
    • нематериальные активы,
    • завершение периода,
    • регламентированная отчетность (частично),
    • налоговый учет,
  • управление денежными средствами (казначейство). 
  1. Управление продажами, логистикой и транспортом, производством:
  • закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками:
    • учет прихода ТМЦ,
    • взаиморасчеты с поставщиками,
  • продажи (сбыт), сервис, маркетинг:
    • учет продаж ТМЦ,
    • взаиморасчеты с покупателями,
  • склад и логистика:
    • учет ТМЦ на складах,
    • учет ТМЦ в цеховых кладовых,
  • производство, услуги:
    • учет затрат на производство,
    • учет основных средств, расчет амортизации,
    • учет услуг производственного характера,
    • учет производственных заказов.  

Схема архитектуры системы

Количество автоматизированных рабочих мест: 50

4
Особенности и уникальность проекта

Переход с устаревшей системы регучета и самописной программы

АО «СОТАЭ» — очень масштабное предприятие, с большим объемом операций и информации. Например, справочников и документов за один месяц проходит более 200 тыс. Чтобы сделать переход в «1С:ERP Управление предприятием» наименее болезненным для всех служб и подразделений, было решено начать с регламентированного учета. В ходе моделирования обнаружилось, что большая часть информации дублировалась в программе стороннего вендора СЕ2 и в самописной программе оперативного учета, а некоторые данные вносились только в СЕ2. В ходе моделирования были выделены следующие особенности параллельной работы в СЕ2 и программе оперативного учета:

  • движения по банку и кассе ведутся только в системе СЕ2. Движения по банку могут быть загружены из клиент-банка, после чего требуется их ручная переработка;
  • документы по основным средствам и нематериальным активам ведутся только в программе регламентированного учета СЕ2;
  • ввод статей расходов и все процессы, касающиеся работы планово-экономического отдела ведутся только в самописной СЕ2;
  • расчет себестоимости, анализ результатов, закрытие периода только в системе регламетированного учета СЕ2;
  • документы поступления и реализации услуг также ведутся только в системе регламентированного учета СЕ2. 

Из самописной программы оперативного учета информация с помощью обработки переносились в СЕ2, дополнялась данными, которые вели только в регучете. После этого проходил окончательный расчет себестоимости, закрытие периода. Бухгалтерский и налоговый учет тоже велся отдельно в СЕ2. На момент старта проекта количество документов в период более 200 тыс. в месяц.

Было принято решение внедрять «1С:ERP Управление предприятием» по технологии быстрого результата 1С:ТБР, так как у проекта были довольно сжатые сроки (около 6 месяцев) и не было необходимости отдельно прописывать ТЗ — проект стартовал с переноса регламентированного учета в «1С:ERP Управление предприятием», который сам по себе стандартизирован и унифицирован. Руководство АО «СОАТЭ» хотело перейти в новую систему с минимальными доработками, в типовом функционале.

Все обмены и перенос НСИ (остатков и т.д.) выполнялись сотрудниками заказчика под контролем специалистов «Первого Бита». Это было обусловлено тем, что сотрудники АО «СОАТЭ» лучше знали используемую систему СЕ2 и собственную программу оперативного учета, и позволило значительно сократить бюджет клиента. Для переноса данных была подготовлена подробная модель финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для каждого блока раскладывались стандарты ведения учета и данные из текущей системы СЕ2.

Учет в «1С:ERP Управление предприятием», дополнен аналитикой, которой не существовало в СЕ2. В целом система СЕ2 представляла собой транзакционную систему, в которой ведется учет на плане счетов. В «1С:ERP Управление предприятием»  есть учет на базе регистров, который позволяет при расчете себестоимости и закрытии периода формировать такие аналитики, как финансовый результат деятельности. Такие отчеты стали новинкой для АО «СОАТЭ» и позволили получить полноценную картину финансового результата предприятия и подразделений. Руководство может видеть финансовый результат и состояние каждого из видов бизнеса, каждого направления.

Перенос незавершенного производства и большой объем документов в учете

В АО «СОАТЭ» большое количество подразделений и этапов производства. Есть собственные сталелитейные цеха, участки изготовления изделий из пластмассы, гальванические цеха и т.д., что позволяет вести полный цикл производства с нуля. Изделие проходит большое количество участков до момента сборки. Это создает большое количество операций перехода из участка в участок, в результате получается отдельный полуфабрикат (передел), который нужно учитывать. За месяц таких переделов образуется порядка 7 тысяч номенклатур. Фактически — это около 32 тысяч наименований изделий в месяц, которые проходят определенные этапы производства, находясь в состоянии передела. Это влияет на конечный расчет себестоимости и было учтено при переносе данных.

В ходе моделирования стало понятно, что перенос такого количества операций создаст проблемы со скоростью работы системы. Нужно было провести тестовое закрытие месяца и квартала, чтобы определить корректность и скорость расчета. Для улучшения и ускорения работы в «1С» были созданы отдельные доработки:

  • отражение транспортно-заготовительных работ (доработка для улучшения системы, связанная с подбором документов, для ускорения отражения ТЗР и затрат на доставку);
  • распределение горюче-смазочных материалов из авансового отчета по автомобилям и разнесение затрат ГСМ по подразделениям;
  • выгрузка из самописной системы оперативного учета производственных документов (около 11 тыс документов). В доработке используется схема работы с заказами и этапами производства, т.к. у предприятия много переделов и незавершенного производства. Чтобы корректно формировать затраты на незавершенную продукцию и хранить НЗП с помощью доработки затраты привязываются к каждому заказу;
  • еще порядка 20 выгрузок и доработок АО «СОАТЭ» разработали самостоятельно, основываясь на созданной «Первым Битом» модели. Таким образом получилось сократить стоимость, сроки и сформировать команду у заказчика, которая в дальнейшем будет сопровождать систему.

После доработок повторили выгрузку всех документов за один квартал предыдущего периода и повторили реальное закрытие месяцев и квартала. Тестирование позволило убедиться, что система считает правильно и перейти к промышленной эксплуатации.

Проблема быстродействия серверного оборудования и ускорение системы

Для ускорения работы в связи с большим объемом данных подобрали новое серверное оборудование. Провели анализ загрузки работы оборудования и выявили узкие места в скорости работы системы.

По результатам анализа и тестирования производительности системы направлена информация о проблемных участках в системе регламнтированного учета, после чего  выполнена оптимизация кода в «1С:ERP Управление предприятием». В новом релизе  переписаны механизмы расширенной аналитики учета затрат, перенесен расчет аналитик, себестоимости и закрытие периода на платформу. Благодаря оперативному реагированию «1С», обновлению платформы и релиза, повысилась скорость расчета себестоимости в 11 раз, а срок расчета себестоимости и закрытия периода с 13 до 3-х часов.

В 2021 году компания планирует перенести блоки закупок, склада, кадрового учета и расчета зарплаты из самописной системы учета в «1С:ERP Управление предприятием».

5
Результаты проекта

Ускорилась процедура закрытия месяца

х4

Сократились трудозатраты на ведение учета

50%
  1. В единое информационное поле «1С:ERP Управление предприятием» из устаревшей программы регламентированного учета и самописной системы оперативного учета перенесены бизнес-процессы компании с большим объемом операций, более чем 188 тыс. проводок ежемесячно.
  2. Управленческая и регламентированная отчетность формируется в разрезе направлений деятельности и подразделений, ведется аналитика и полноценный финансовый результат.
  3. Трудозатраты по ведению учета сократились на 50% за счет централизации ввода информации, исключения дублирования информации в различные системы учета.
  4. Процедура закрытия месяца ускорилась в 4 раза: с 13 часов до 3-х часов.
  5. Оптимизировано быстродействие серверного оборудование и ускорена работа информационной системы с большим массивом информации.
  6. Автоматизировано распределение ГСМ сразу по автомобилям и подразделениям, что позволило в едином рабочем месте управлять затратами и выполнять распределение быстрее.
  7. Доработано формирование и распределение затрат на НЗП.
  8. Повысилась оперативность формирования и получения регламентированной и управленческой отчетности.
  9. Автоматизировано ведение давальческой схемы учета и схемы учета брака, которые на предприятии в автоматизированной системе не велись. Данный учет позволил выделить объемы давальческой продукции из общего числа, автоматизировать предоставление отчетных форм и сократить время на ведение учета. Автоматизация ведения учета брака позволило проводить анализ количества бракованных изделий и причин его возникновения.
Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Публикации,
связанные
с проектом
Новости
05 апреля 2024
На Едином онлайн-семинаре 1С более 51 500 слушателей узнали о новшествах учета, налогообложения и автоматизации

3 апреля состоялся Единый онлайн-семинар 1С. К интернет-трансляции подключились более 51 500 бухгалтеров, руководителей и ИТ-специалистов по всей стране. В каждом из 10 часовых поясов Единый семинар стартовал в 10:00 по местному времени. Разработчики и методисты фирмы «1С» рассказали об актуальных изменениях законодательства, о новых возможностях программ и сервисов 1С. В ходе мероприятия слушателей в онлайн-режиме консультировали специалисты 329 партнеров – 1С:Франчайзи.

03 апреля 2024
Профкейс: создан чек-лист проверки качества составления плана-графика проекта

Чек-лист размещен в базе знаний «Методические материалы для РП и аналитиков» раздел «Бюджет проекта и тендеры»