Якутская топливно-энергетическая компания построила комплексную систему учета и управления на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», а также специализированных решений на платформе «1С:Предприятие». В связи с тем, что подразделения ПАО «ЯТЭК» территориально распределены и работают в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, отсутствовала возможность остановить работу исторических систем на период переноса данных и других работ, связанных с переходом на новую систему. Поэтому был осуществлен последовательный запуск отдельных функциональных блоков в «1С:ERP», без отказа от использования исторических систем. В результате реализации проекта ускорилось получение управленческой и регламентированной отчетности на 10%, выросла оборачиваемость складских запасов на 5%, а дебиторская задолженность сократилась на 10%.
ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) — советская и российская газодобывающая и топливная компания, единственное предприятие, снабжающее газом центральные районы Якутии и г. Якутск, а также единственной производитель бензинового и дизельного топлива в Якутии. Компания обладает уникальной экспертизой эффективного оперирования в экстремальных климатических условиях. Входит в состав системообразующих предприятий Якутии и Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса.
Цели проекта:
- Объединить и оптимизировать бизнес-процессы компании в интегрированной системе учета и управления.
- Обеспечить менеджмент компании достоверной оперативной статистической и аналитической информацией для принятия эффективных управленческих решений.
- Снизить трудоемкость и сократить время обработки данных работниками предприятия.
- Создать предпосылки для цифровой трансформации компании, в частности, для последующего внедрения системы типа промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things — IIoT).
- Минимизировать стоимость владения информационной системой.
Задачи проекта:
- Перейти на новую систему и упростить ИТ-ландшафт, сократив количество используемых систем.
- Перейти на оперативное отражение всех хозяйственных операций в системе.
- Обеспечить автоматический обмен системы с внешними системами в режиме времени близком к реальному.
- Сохранить обновляемость системы для поддержки дальнейшего развития компании.
До начала проекта в ПАО «ЯТЭК» для решения задач учета и управления использовалось около десятка различных систем с разной степенью интеграции между собой. Рост бизнеса и задачи цифровой трансформации, стоящие перед менеджментом компании, потребовали качественно иного уровня развития ИТ-составляющей инструментов управления. Дальнейшая модернизация уже использующихся систем исчерпала свой ресурс, стала экономически не целесообразной и не могла обеспечить автоматическое отражение хозяйственных операций в режиме времени близком к реальному, необходимое количество аналитических разрезов для автоматического формирования регламентированной и управленческой отчетности, надежность работы системы в целом в режиме 24/7/365.
В целях автоматизации учета и управления руководством компании было принято решение о внедрении системы на базе программного продукта «1С:ERP Управление предприятием». При этом для эффективной автоматизации специализированных блоков, таких как — «Управление автотранспортом», «Промышленная безопасность», «Кадровый учет и расчет заработной платы», «Управление деловыми процессами и совместной работой сотрудников», было принято решение использовать специализированные решения («лучшие в классе») на базе платформы «1С:Предприятие», предусмотрев интеграцию с программным продуктом «1С:ERP Управление предприятием» на основании современных концепций событийно-ориентированной архитектуры.
Комплексная система учета и управления построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», «1С:Документооборот 8 КОРП», «1С:Зарплата и управление персоналом 8» и «1С:Производственная безопасность. Комплексная», «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP». Применяется клиент-серверная архитектура.
Интеграция с внешними системами на базе «1С:Предприятие 8» и с системами сторонних разработчиков:
- «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP»,
- «1С:Производственная безопасность. Комплексная»,
- «1С:Документооборот 8 КОРП»,
- MasterSCADA,
- ГЛОСАВ,
- Эвотор,
- MS Power BI.
Внедренные подсистемы продукта:
- Управление продажами.
- Управление закупками.
- Склад и доставка.
- Производство.
- ТОИР.
- Казначейство;.
- Финансовый результат и контроллинг.
- Регламентированный учет.
- Бюджетирование.
- Управление НСИ.
Архитектура системы (кликните, чтобы увеличить)
Масштаб проекта:
- общее количество сотрудников — 922;
- количество пользователей — 360 сотрудников в 3-х регионах РФ в различных часовых поясах с наибольшей разницей во времени между поясами в 6 часов.
- количество автоматизированных рабочих мест — 360.
В связи с тем, что подразделения ПАО «ЯТЭК» территориально распределены и работают в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, отсутствовала возможность остановить работу исторических систем на период переноса данных и других работ, связанных с переходом на новую систему. Поэтому был осуществлен последовательный запуск отдельных функциональных блоков в «1С:ERP», без отказа от использования исторических систем, за счет их интеграции с «1С:ERP». Упор на реальную автоматизацию и максимальное исключение «человеческого фактора» при отражении хозяйственных операций потребовал налаживания обменов с другими системами. Таким образом, успех проекта напрямую зависел от надежности и скорости обменов. Для организации отказоустойчивых асинхронных обменов на скоростях, близких к реальной, в большинстве случаев использовался брокер сообщений RabbitMQ, а для быстрой разработки интеграций использовался «БИТ.Адаптер» и формат EnterpriseData, разработанный фирмой «1С».
Учитывая территориальное рассредоточение подразделений компании, параллельно с реализацией проекта, ИТ-служба ПАО «ЯТЭК» решила инфраструктурные задачи, обеспечив надежность каналов связи в экстремальных природно-климатических условиях, не имеющих аналогов среди обжитых регионов планеты.
Для быстрого перехода на новую систему, с целью скорейшего объединения различных подразделений ПАО «ЯТЭК», в едином информационном поле наилучшим подходом к организации внедрения стал итеративный инкрементальный подход на базе фреймворка Scrum, который обеспечил регулярный запуск (каждые две недели) разработанной функциональности в рабочей базе, и эффективный сбор обратной связи от пользователей для оперативного внесения изменений в проектные решения.
В ходе проекта было налажено тесное взаимодействие проектной команды с ключевыми пользователями и ИТ-службой ПАО «ЯТЭК», в полностью удаленном формате. Это стало возможным за счет использования современных инструментов командной работы и коммуникаций (best in class) таких как Slack, Zoom, Confluence, Jira, и др.
Ускорение получения отчетности
Ускорение обработки заказов
Сокращение дебиторской задолженности
В результате внедрения интегрированной системы учета и управления автоматизированы следующие функциональные блоки и функции.
Продажи, в том числе:
- автоматизация оптовых и розничных продаж газа природного;
- оформление спецификаций по договорам продаж ГСМ;
- отгрузки ГСМ по заказам покупателей;
- оптовые и розничные продажи газа природного;
- оптовые и розничные продажи электрической и тепловой энергии;
- общепит;
- продажа услуг подразделений компании (транспортные услуги, услуги химической лаборатории, услуги геологической службы);
- взаиморасчеты с покупателями;
- контроль дебиторской задолженности;,
- интеграция с приложением для онлайн-касс «Эвотор».
Закупки, в том числе:
- автоматизация годовой заявочной кампании;
- управление внеплановыми и аварийными закупками ТМЦ;
- объединение заявок на закупку ТМЦ в лоты;
- обработка заказов поставщикам;
- учет поступления ТМЦ и дополнительных расходов на закупку;
- взаиморасчеты с поставщиками и контроль надежности поставщиков.
Склад и доставка, в том числе:
- управление запасами и поддержание складских остатков;
- обеспечение прозрачности исполнения заявок подразделений;
- управление ордерными складами;
- учет внутренних перемещений ТМЦ;
- проведение и отражение результатов инвентаризации ТМЦ;
- учет ТМЦ в эксплуатации;
- интеграция с программным продуктом «1С:Производственная безопасность. Комплексная» в части обмена первичными документами для учета СИЗ и СиОС.
Производство, в том числе:
- оперативное отражение выпуска готовой продукции в режиме времени, близком к реальному за счет интеграции с системой MasterSCADA;
- учет встречного выпуска водно-метанольного раствора, электрической и тепловой энергии;
- отражение естественной убыли выпускаемой продукции;
- отражение операций регламентированного учета на основании данных оперативного учета.
Техническое обслуживание и ремонты, в том числе:
- отказ от бумажного документооборота в транспортных подразделениях, службе главного механика и службе главного энергетика;
- ведение видов ремонтов и спецификаций на плановые ремонты и обслуживание;
- формирование и обработка заявок на ремонты;
- отражение наработки объектов эксплуатации и узлов, ведение журналов дефектов в электронном виде.
Управление автотранспортом, в том числе:
- учет транспортных средств;
- ведение, согласование и контроль заявок на автотранспорт;
- учет затрат на автотранспорт;
- учет ГСМ;
- учет рабочего времени водителей;
- интеграция с системой спутникового мониторинга для контроля маршрутов движения транспортных средств, их пробега и контроля за расходом топлива;
- автоматическая загрузка данных по водителям из «1С:ЗУП 8».
Казначейство, в том числе:
- управление лимитами расходования денежных средств;
- оформление и согласование заявок на расходование денежных средств;
- ведение и согласование реестров платежей;
- учет финансовых инструментов;
- DirectBank;
- автоматическое разнесение входящих платежей;
- интеграция с «1С:ЗУП 8» в части формирования заявок на расходование денежных средств для выплаты заработной платы и налогов с ФОТ.
Финансовый результат и контроллинг, в том числе:
- расчет себестоимости готовой продукции, работ, учет затрат при встречном выпуске электрической и тепловой энергии;
- учет затрат на регенерацию метанола;
- переход с методики списания технологических потерь и расходов на собственные нужды по себестоимости прошлого периода на типовые методики «1С:ERP»;
- учет сезонной остановки котельной;
- интеграция с «1С:ЗУП 8» в части отражения расходов на оплату труда, учет прочих доходов и расходов, отчет по капитализации, управленческий баланс.
Регламентированный учет, в том числе:
- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете;
- учет внеоборотных активов;
- автоматический расчет и отражение в учете НДПИ, регулярных платежей за пользование недрами, платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
- платежи за пользование водными объектами, водный налог, акцизов на ГСМ и природный газ;
- ЭДО с контрагентами, интеграция с исторической системой для обеспечения в ней полноты данных на время запуска отдельных функциональных блоков «1С:ERP».
Бюджетирование, в том числе:
- формирование бюджетов движения денежных средств и доходов и расходов;
- сбор фактических данных по бюджетам, интеграция с MS Power BI.
Экономический эффект от внедрения:
- ускорение получения управленческой отчетности: 10%
- ускорение получения регламентированной отчетности: 10%
- ускорение обработки заказов: 10%
- рост оборачиваемости складских запасов: 5%
- сокращение дебиторской задолженности: 10%.