||
Краткое описание

Якутская топливно-энергетическая компания построила комплексную систему учета и управления на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», а также специализированных решений на платформе «1С:Предприятие». В связи с тем, что подразделения ПАО «ЯТЭК» территориально распределены и работают в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, отсутствовала возможность остановить работу исторических систем на период переноса данных и других работ, связанных с переходом на новую систему. Поэтому был осуществлен последовательный запуск отдельных функциональных блоков в «1С:ERP», без отказа от использования исторических систем. В результате реализации проекта ускорилось получение управленческой и регламентированной отчетности на 10%, выросла оборачиваемость складских запасов на 5%, а дебиторская задолженность сократилась на 10%.

ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания»
Заказчик

ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) — советская и российская газодобывающая и топливная компания, единственное предприятие, снабжающее газом центральные районы Якутии и г. Якутск, а также единственной производитель бензинового и дизельного топлива в Якутии. Компания обладает уникальной экспертизой эффективного оперирования в экстремальных климатических условиях. Входит в состав системообразующих предприятий Якутии и Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса. 

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  1. Объединить и оптимизировать бизнес-процессы компании в интегрированной системе учета и управления.
  2. Обеспечить менеджмент компании достоверной оперативной статистической и аналитической информацией для принятия эффективных управленческих решений.
  3. Снизить трудоемкость и сократить время обработки данных работниками предприятия.
  4. Создать предпосылки для цифровой трансформации компании, в частности, для последующего внедрения системы типа промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things — IIoT).
  5. Минимизировать стоимость владения информационной системой.

Задачи проекта:

  1. Перейти на новую систему и упростить ИТ-ландшафт, сократив количество используемых систем.
  2. Перейти на оперативное отражение всех хозяйственных операций в системе.
  3. Обеспечить автоматический обмен системы с внешними системами в режиме времени близком к реальному.
  4. Сохранить обновляемость системы для поддержки дальнейшего развития компании.
2
Ситуация до старта проекта

До начала проекта в ПАО «ЯТЭК» для решения задач учета и управления использовалось около десятка различных систем с разной степенью интеграции между собой. Рост бизнеса и задачи цифровой трансформации, стоящие перед менеджментом компании, потребовали качественно иного уровня развития ИТ-составляющей инструментов управления. Дальнейшая модернизация уже использующихся систем исчерпала свой ресурс, стала экономически не целесообразной и не могла обеспечить автоматическое отражение хозяйственных операций в режиме времени близком к реальному, необходимое количество аналитических разрезов для автоматического формирования регламентированной и управленческой отчетности, надежность работы системы в целом в режиме 24/7/365.

В целях автоматизации учета и управления руководством компании было принято решение о внедрении системы на базе программного продукта «1С:ERP Управление предприятием». При этом для эффективной автоматизации специализированных блоков, таких как — «Управление автотранспортом», «Промышленная безопасность», «Кадровый учет и расчет заработной платы», «Управление деловыми процессами и совместной работой сотрудников», было принято решение использовать специализированные решения («лучшие в классе») на базе платформы «1С:Предприятие», предусмотрев интеграцию с программным продуктом «1С:ERP Управление предприятием» на основании современных концепций событийно-ориентированной архитектуры.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Комплексная система учета и управления построена на базе «1С:ERP Управление предприятием 2», «1С:Документооборот 8 КОРП», «1С:Зарплата и управление персоналом 8» и «1С:Производственная безопасность. Комплексная», «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP». Применяется клиент-серверная архитектура.

Интеграция с внешними системами на базе «1С:Предприятие 8» и с системами сторонних разработчиков:

  • «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP»,
  • «1С:Производственная безопасность. Комплексная»,
  • «1С:Документооборот 8 КОРП»,
  • MasterSCADA,
  • ГЛОСАВ,
  • Эвотор,
  • MS Power BI.

Внедренные подсистемы продукта:

  1. Управление продажами.
  2. Управление закупками.
  3. Склад и доставка.
  4. Производство.
  5. ТОИР.
  6. Казначейство;.
  7. Финансовый результат и контроллинг.
  8. Регламентированный учет.
  9. Бюджетирование.
  10. Управление НСИ.

Архитектура системы (кликните, чтобы увеличить)

Масштаб проекта:

  • общее количество сотрудников — 922;
  • количество пользователей — 360 сотрудников в 3-х регионах РФ в различных часовых поясах с наибольшей разницей во времени между поясами в 6 часов.
  • количество автоматизированных рабочих мест — 360.
4
Особенности и уникальность проекта

В связи с тем, что подразделения ПАО «ЯТЭК» территориально распределены и работают в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, отсутствовала возможность остановить работу исторических систем на период переноса данных и других работ, связанных с переходом на новую систему. Поэтому был осуществлен последовательный запуск отдельных функциональных блоков в «1С:ERP», без отказа от использования исторических систем, за счет их интеграции с «1С:ERP». Упор на реальную автоматизацию и максимальное исключение «человеческого фактора» при отражении хозяйственных операций потребовал налаживания обменов с другими системами. Таким образом, успех проекта напрямую зависел от надежности и скорости обменов. Для организации отказоустойчивых асинхронных обменов на скоростях, близких к реальной, в большинстве случаев использовался брокер сообщений RabbitMQ, а для быстрой разработки интеграций использовался «БИТ.Адаптер» и формат EnterpriseData, разработанный фирмой «1С».

Учитывая территориальное рассредоточение подразделений компании, параллельно с реализацией проекта, ИТ-служба ПАО «ЯТЭК» решила инфраструктурные задачи, обеспечив надежность каналов связи в экстремальных природно-климатических условиях, не имеющих аналогов среди обжитых регионов планеты.

Для быстрого перехода на новую систему, с целью скорейшего объединения различных подразделений ПАО «ЯТЭК», в едином информационном поле наилучшим подходом к организации внедрения стал итеративный инкрементальный подход на базе фреймворка Scrum, который обеспечил регулярный запуск (каждые две недели) разработанной функциональности в рабочей базе, и эффективный сбор обратной связи от пользователей для оперативного внесения изменений в проектные решения.

В ходе проекта было налажено тесное взаимодействие проектной команды с ключевыми пользователями и ИТ-службой ПАО «ЯТЭК», в полностью удаленном формате. Это стало возможным за счет использования современных инструментов командной работы и коммуникаций (best in class) таких как Slack, Zoom, Confluence, Jira, и др.

5
Результаты проекта

Ускорение получения отчетности

10%

Ускорение обработки заказов

10%

Сокращение дебиторской задолженности

10%

В результате внедрения интегрированной системы учета и управления автоматизированы следующие функциональные блоки и функции.

Продажи, в том числе:

  • автоматизация оптовых и розничных продаж газа природного;
  • оформление спецификаций по договорам продаж ГСМ;
  • отгрузки ГСМ по заказам покупателей;
  • оптовые и розничные продажи газа природного;
  • оптовые и розничные продажи электрической и тепловой энергии;
  • общепит;
  • продажа услуг подразделений компании (транспортные услуги, услуги химической лаборатории, услуги геологической службы);
  • взаиморасчеты с покупателями;
  • контроль дебиторской задолженности;,
  • интеграция с приложением для онлайн-касс «Эвотор».

Закупки, в том числе:

  • автоматизация годовой заявочной кампании;
  • управление внеплановыми и аварийными закупками ТМЦ;
  • объединение заявок на закупку ТМЦ в лоты;
  • обработка заказов поставщикам;
  • учет поступления ТМЦ и дополнительных расходов на закупку;
  • взаиморасчеты с поставщиками и контроль надежности поставщиков.

Склад и доставка, в том числе:

  • управление запасами и поддержание складских остатков;
  • обеспечение прозрачности исполнения заявок подразделений;
  • управление ордерными складами;
  • учет внутренних перемещений ТМЦ;
  • проведение и отражение результатов инвентаризации ТМЦ;
  • учет ТМЦ в эксплуатации;
  • интеграция с программным продуктом «1С:Производственная безопасность. Комплексная» в части обмена первичными документами для учета СИЗ и СиОС.

Производство, в том числе:

  • оперативное отражение выпуска готовой продукции в режиме времени, близком к реальному за счет интеграции с системой MasterSCADA;
  • учет встречного выпуска водно-метанольного раствора, электрической и тепловой энергии;
  • отражение естественной убыли выпускаемой продукции;
  • отражение операций регламентированного учета на основании данных оперативного учета.

Техническое обслуживание и ремонты, в том числе:

  • отказ от бумажного документооборота в транспортных подразделениях, службе главного механика и службе главного энергетика;
  • ведение видов ремонтов и спецификаций на плановые ремонты и обслуживание;
  • формирование и обработка заявок на ремонты;
  • отражение наработки объектов эксплуатации и узлов, ведение журналов дефектов в электронном виде.

Управление автотранспортом, в том числе:

  • учет транспортных средств;
  • ведение, согласование и контроль заявок на автотранспорт;
  • учет затрат на автотранспорт;
  • учет ГСМ;
  • учет рабочего времени водителей;
  • интеграция с системой спутникового мониторинга для контроля маршрутов движения транспортных средств, их пробега и контроля за расходом топлива;
  • автоматическая загрузка данных по водителям из «1С:ЗУП 8».

Казначейство, в том числе:

  • управление лимитами расходования денежных средств;
  • оформление и согласование заявок на расходование денежных средств;
  • ведение и согласование реестров платежей;
  • учет финансовых инструментов;
  • DirectBank;
  • автоматическое разнесение входящих платежей;
  • интеграция с «1С:ЗУП 8» в части формирования заявок на расходование денежных средств для выплаты заработной платы и налогов с ФОТ.

Финансовый результат и контроллинг, в том числе:

  • расчет себестоимости готовой продукции, работ, учет затрат при встречном выпуске электрической и тепловой энергии;
  • учет затрат на регенерацию метанола;
  • переход с методики списания технологических потерь и расходов на собственные нужды по себестоимости прошлого периода на типовые методики «1С:ERP»;
  • учет сезонной остановки котельной;
  • интеграция с «1С:ЗУП 8» в части отражения расходов на оплату труда, учет прочих доходов и расходов, отчет по капитализации, управленческий баланс.

Регламентированный учет, в том числе:

  • отражение хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете;
  • учет внеоборотных активов;
  • автоматический расчет и отражение в учете НДПИ, регулярных платежей за пользование недрами, платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платежи за пользование водными объектами, водный налог, акцизов на ГСМ и природный газ;
  • ЭДО с контрагентами, интеграция с исторической системой для обеспечения в ней полноты данных на время запуска отдельных функциональных блоков «1С:ERP».

Бюджетирование, в том числе:

  • формирование бюджетов движения денежных средств и доходов и расходов;
  • сбор фактических данных по бюджетам, интеграция с MS Power BI.

Экономический эффект от внедрения:

  • ускорение получения управленческой отчетности: 10%
  • ускорение получения регламентированной отчетности: 10%
  • ускорение обработки заказов: 10%
  • рост оборачиваемости складских запасов: 5%
  • сокращение дебиторской задолженности: 10%.
Версия для печати
Вход для
партнеров
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Директор по информационным технологиям
Сингур Александр
Отзыв
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
27 февраля 2024
Начало продаж доступа через Интернет к программно-методической системе «1С:Оценка качества образования. Муниципалитет»

Система позволяет муниципальным органам управления образованием проводить оценку качества образовательной деятельности образовательных учреждений, входящих в состав данного управления образованием. Оценка может быть проведена для различных форм обучения – традиционного очного, дистанционного и смешанного обучения.

20 февраля 2024
Изменение названия и состава продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО». Выпуск модулей «Налоговый мониторинг»

Функциональность налогового мониторинга автоматизирована в конфигурациях «Управление холдингом», «ERP. Управление холдингом», «Налоговый мониторинг. БП КОРП МСФО».