Компания «АЛРОСА» разработала единый учетный шаблон для дочерних обществ на базе решения «1С:Управление холдингом». Автоматизирован учет по РСБУ, налоговый учет, причем процесс учета организован с выделением ОЦО, что позволило централизовать учетную функцию, снизить затраты на организацию учета, повысить управляемость процесса учета и скорость подготовки отчетности для предоставления в государственные органы и различные инстанции. Проект практически полностью реализован удаленно.
«АЛРОСА» — лидер алмазодобывающей отрасли мира, российская группа горнорудных компаний с гос. участием. Занимается разведкой месторождений, добычей, обработкой и продажей алмазного сырья. «АЛРОСА» добывает 95% всех алмазов России, ее доля в мировом объеме добычи алмазов составляет 27%.
Цели проекта:
- унифицировать и централизовать процессы;
- сократить издержки по составлению корпоративной отчетности;
- повысить управляемость и прозрачность учетных процессов;
- обеспечить переход дочерних обществ (ДЗО) на централизованную модель обслуживания по ведению учета.
Задачи проекта — разработать единый учетный шаблон для автоматизации бизнес-процессов:
- бухгалтерского и налогового учета,
- учета по МСФО,
- казначейства,
- формирования управленческой отчетности и бюджетного контроля дочерних обществ (9 ДЗО — в части казначейства, остальные блоки — 6 ДЗО).
Перевод дочерних обществ (ДЗО) АЛРОСА на централизованную модель обслуживания по ведению регламентированного, налогового учета и казначейства в общий центр обслуживания (ОЦО) обусловил потребность в разработке единого учетного шаблона, для чего было выбрано программное решение «1С:Управление холдингом».
Объявленный тендер выиграла компания «1С:Первый Бит», ставшая генеральным подрядчиком м приступившая к реализации проекта в марте 2020 года.
Методологическим партнером выступила компания Deloitte.
За управленческий учет и бюджетный контроль в части разработки методологии и автоматизации отвечала компания NFP.
Корпоративная учетная система построена на базе «1С:Управление холдингом». Автоматизированы:
- Бухгалтерский учет.
- Налоговый учет.
- Казначейство.
- Бюджетный контроль.
- МСФО.
- Управленческая отчетность.
Реализована интеграция с внешней системой документооборота, с ERP-системой в части НСИ, с производственными системами ДЗО, настроен обмен данными с внешними ситсемами и вебсервисами.
Количество одновременно активных пользователей — до 300.
- Перевод всех ДЗО в ОЦО выполнен в короткие сроки
- Проект выполнялся 3 командами со стороны исполнителя: командой методологов по блоку БУ/НУ, МСФО и казначейству, командой технических специалистов и командой по блоку бюджетного контроля и управленческой отчетности. Со стороны заказчика были следующие команды: команда проектного офиса «АЛРОСА», команда методологов «АЛРОСА», команда ОЦО, команда ключевых пользователей от бизнеса. Максимальная численность специалистов со стороны «Первого Бита» составила 56 человек, а со стороны «АЛРОСЫ» — 70-80 человек. Уникальность проекта — сложность координации совместной работы большого числа специалистов как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
- Проект практически полностью реализован удаленно — специалисты «Первого Бита» не выезжали на обследование, проектирование и разработку.
- Работа велась в 3 часовых поясах. Разница во времени между исполнителем и заказчиком составляла 6 часов.
В организационный периметр проекта по блокам РСБУ/НУ, МСФО, бюджетный контроль, казначейство и кправленческая отчетность вошли 6 юридических лиц:
- ООО «АЛРОСА-Спецбурение».
- ООО «ПТВС».
- ООО «Якутская генерирующая компания».
- АО «Вилюйская ГЭС-3».
- ООО «Якутская электросетевая компания».
- ООО «АЛРОСА Бизнес-сервис».
По блоку Казначейство — 3 юридических лица:
- ПАО «Севералмаз».
- АО «Алмазы Анабара».
- ООО «Буревестник».
Функциональный объем проекта составляют:
- РСБУ.
- Налоговый учет.
- МСФО.
- Казначейство.
- Управленческая отчетность.
- Бюджетный контроль.
- Внутренний контроль.
- Разделенный финансовый учет («на местах», с отражением проводок в ОЦО).
Решены следующие сложные задачи:
- Удалось обеспечить консолидацию и унификацию разрозненных процессов ДЗО, несмотря на то, что ДЗО имели различную специализацию и исторически работали в различных учетных системах.
- Реализован переход c ERP зарубежного вендора на «1С» для одного из ДЗО (это было само ОЦО — компания «АЛРОСА Бизнес-сервис»).
- Решена проблема изменения методологии, ранее в значительной мере заимствованной из зарубежных систем ERP.
- Стандартные регламентированные отчеты «1С» существенно переработаны командой методологов в части бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
- Были разработаны несколько интеграционных механизмов:
- интеграция с электронным хранилищем документов, где хранятся сканы первичных документов, и через эту систему работает передача документов из ДЗО в ОЦО (ДЗО посредством потокового сканирования сканирует на местах документы и эти документы передаются в бухгалтерию ОЦО, где проверяются и отражаются в системе, либо отклоняются и передаются обратно в ДЗО для доработки);
- интеграция по договорному блоку с системой СЭД (система электронного документооборота);
- интеграция с зарплатной системой (в типовом функционале «1С» нет механизмов интеграции с этим решением), включавшая регулярный обмен справочниками, выгрузку данных для расчета зарплаты в зарплатную систему, загрузку проводок и зарплатных реестров из зарплатной системы;
- интеграция с решением ERP, включая загрузку из него НСИ (заявки на создание номенклатуры и контрагентов инициируются в «1С», выгружаются в зарубежное решение, обрабатываются в службе НСИ и передаются обратно).
- Разработаны новые механизмы, не заложенные в типовой функционал «1С»:
- Совместно с методологами компании «АЛРОСА» разработан функционал для автоматизации новых стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 «Запасы»). Для выбора оптимальной схемы автоматизации были проведены встречи с разработчиками типовых решений «1С» для совместного обсуждения нюансов и возможных путей автоматизации.
- Разработан функционал начисления резервов по обесцениванию материальных ценностей, начисления резервов по сомнительным долгам, с учетом того, что резервы по-разному отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
- В системе «1С:Управление холдингом» были реализованы учетные принципы, применяемые компанией «АЛРОСА», ориентированные на сближение РСБУ с МСФО (начисление расходов и доходов без первичных документов, механизмы быстрого закрытия и пр.), не использующиеся в массовом порядке.
Достигнуты следующие результаты:
- Автоматизирован учет по РСБУ, налоговый учет, причем процесс учета организован с выделением ОЦО (т.е. первичные документы в систему «1C:УХ» вносятся ответственными сотрудниками «из бизнеса», а затем через систему электронного хранилища и потокового сканирования передаются в ОЦО для дальнейшего отражения в бухгалтерском / налоговом учете), что позволило централизовать учетную функцию, снизить затраты на организацию учета, повысить управляемость процесса учета и скорость подготовки бухгалтерской, статистической, налоговой и аналитической отчетности для предоставления в гос. органы и различные инстанции.
- Централизована функция казначейского управления — все потребности на оплату в системе теперь формируются автоматически, на основании условий платежей, что позволило исключить негативное влияние человеческого фактора при осуществлении платежей и планировании денежных потоков.
- Реализована функция автоматизированного контроля корректности и легитимности осуществляемых платежей.
- Разработан и автоматизирован единый регламент исполнения платежей ДЗО «АЛРОСА», что позволило консолидировать казначейские процессы в едином расчетном центре, снизив издержки и повысив управляемость казначейских процессов.
- Подготовка отчетности, калькуляция себестоимости, формирование управленческих данных (отчетов) также выполняются в единой аналитической системе, что позволило существенно снизить трудоемкость их подготовки, повысило точность данных и удобство использования.
- Автоматизирован процесс подготовки данных ДЗО по МСФО и выгрузка их в корпоративную систему для формирования консолидированной отчетности группы «АЛРОСА» по МСФО, что позволило снизить трудоемкость процедуры.
Количественные результаты:
- Повысилось качество и аудируемось данных в БУ отчетности за счет автоматического формирования отчетности: менее 20% количества показателей в стандартных формах бухгалтерской отчетности, сформированных из системы, подвергается ручным корректировкам.
- Повысилась надежность данных в налоговом учете, отчетности за счет автоматического формирования и снижение налоговых рисков (избыточных начислений) за счет единых учетных принципов: менее 20% кол-ва показателей в формах отчетности по налогам, сформированных из системы, подвергается ручным корректировкам.
- Снизилась трудоемкость подготовки отчетности по МСФО за счет автоматизации формирования пакетов сбора данных и параллельного учета основных средств: не превышает 1 рабочий день после закрытия в оценке РСБУ.
- Уменьшилась трудоемкость выверки ВГО между юридическими лицами в контуре автоматизациисуммовой процент разницы ВГО от оборота между юридическими лицами внутри периметра автоматизации: не более 1%.
- Выросло качество управления ликвидностью за счет усиленной автоматизацией контрольной среды в части следования единым правилам условий оплаты и согласования платежей:0 просроченных платежей.
- Повысилось качество контроля за процессом заключения договоров, снижение риска необоснованных расходов в связи с заключением договоров без необходимых согласований:исключено заключенных договоров закупки и реализации без согласования в СЭД уполномоченным лицом службы внутреннего контроля.
- Повысилась степень достоверности данных за счет автоматизированного формирования и соблюдения единой методологии расчетов.
- Улучшилось качество планирования и расходования средств за счет автоматизированной контрольной среды: обеспечение соответствия заявки на потребность и договора: исключено заключение договоров с превышением утвержденных КЛН без согласованных заявок на потребность (без согласования уполномоченным лицом).
- Повысилась прозрачность и прослеживаемость процессов согласования заявок на потребность, корректировок КЛН:0% корректировок.
- Вырос уровень доступности информационной среды: не менее 95% (за исключением согласованных технологических окон).
- Повысился уроввень мониторинга ИТ-безопасности:не менее 100% инцидентов ИБ фиксируются в журнале регистрации событий системы.