Судоходная компания «Волжское пароходство» автоматизировала процессы управления техническим обслуживанием и ремонтом судов на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». В результате проекта создана «берего-судовая» система управления техническим обслуживанием, ремонтами и обеспечением судов (на основе принципов PMS). Существенное развитие получил уникальный отраслевой продукт — «Судовой модуль». Вся информация о плановых работах с оборудованием, их выполнении и потребностях, все выявленные дефекты и история их устранения -теперь самостоятельно проводится экипажами в «Судовом модуле». Береговые службы по средствам берего-судового обмена информированы о состоянии дел на судах и, при необходимости, могут оказать руководящее влияние. Разработан новый отраслевой блок «Система управления безопасностью судоходства». В едином контуре обеспечен учет важнейших аспектов деятельности судоходной компании.
АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (АО «Волга-флот») — одна из крупнейших судоходных компаний РФ, выполняющая грузовые перевозки на внутренних водных путях, в сообщении «река-море» и международных морских направлениях. В навигацию работают более 250 судов сухогрузного и танкерного флота. География деятельности — территории Северо-Западного, Центрального, Волжского, Азово-Донского, Камского и Бельского бассейнов с выходом в прибрежные воды Балтийского, Черного, Каспийского морей. Основные грузопотоки включают морские порты Европы, Ближнего Востока, северной Африки, Каспия.
Цели проекта:
- Повысить качество взаимодействия береговых служб и экипажей судов.
- Обеспечить своевременный ремонт и обслуживание судового оборудования в соответствии с регламентами производителей и внутренними стандартами компании.
Задачи проекта:
- Подготовить инструменты оцифровки каталогов судового оборудования, регламентов их ремонта и обслуживания.
- Учитывать и анализировать состояние судового оборудования, накопить его техническую историю.
- Своевременно снабжать суда сменно-запасными частями и материалами для проведения ремонтов.
- Планировать и отражать фактическое техническое обслуживание и ремонты.
- Формировать в информационной системе потребности в закупках для обеспечения ремонтов и технического обслуживания судов.
До начала проекта в АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» начался процесс трансформации бизнес-процессов. Стартовал масштабный проект по созданию единой информационной среды оперативного учета (ЕИС) на базе «1С:ERP Управление предприятием» с уникальной отраслевой подсистемой на платформе «1С:Предприятие 8». После завершения первого этапа проекта встал вопрос о необходимости развития системы в части управления техническим обслуживанием и снабжения судов. Имеющиеся в компании системы нуждались в унификации и не отвечали современным требованиям технического менеджмента судов. Кроме того, появилась необходимость повышения эффективности взаимодействия экипажей и береговых служб.
Система управления техническим обслуживанием и снабжения судов построена на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования».
Главная особенность проекта — масштаб компании. Охват деятельности береговых подразделений и флота более чем в 200 судов, на каждом из которых развернут отдельный программный продукт — «Судовой модуль». Что обеспечивает эффективность взаимодействия экипажей и береговых служб.
Рисунок 1. Общая функциональная схема решения
«Судовой модуль» позволяет в автономном режиме регистрировать события на борту судна, вести учет ТМЦ, планировать и закрывать ремонтные работы. По мере инициации сеансов связи передавать информацию об этом в береговую систему. И, в свою очередь, получать от береговых служб циркуляры, распоряжения, сведения об исполнении своих заявок на снабжение и прочее. Судовой модуль разработан с участием плав.состава, имеет простой и понятный для экипажей интерфейс. Рассчитан на самостоятельную ежедневную работу членов экипажа.
В редких случаях отсутствия связи судном в заграничных плаваниях, в период зимнего судоремонта (и отсутствия на судне экипажа), все операции за судно могут быть проведены в информационной системе сотрудниками береговых служб. При первом же сеансе связи с судном выполняется синхронизация между береговой и судовой системами, где будет обеспечена вся полнота информации.
Рисунок 2. Ключевые потоки данных
- Регулирующие документы СУБ определяют случаи, обязывающие капитана и его помощников известить береговые службы о события и инцидентах на борту.
- Технический недостаток может быть выявлен как в ходе проверки внешними и внутренними контролирующими органами, так и зарегистрирован на основании доклада экипажа.
- Включение работ по устранению технического недостатка в план, определение потребности в запчастях, в помощи сервисных организаций.
- По потребности в запчастях, расходных материалах составляется заявка на снабжение.
- На основании нормативов ремонта и обслуживания оборудования формируется план-график ППР, который определяет: На каком судне? Когда? Для какого оборудования? Какие ремонты (с использованием каких запчастей) необходимо выполнить?
- При отсутствии запчастей, расходных материалов для плановых работ составляется заявка на снабжение. Оперативно заявки формируются в Судовом модуле.
- Технический бюджет учитывает потребности в запчастях, указанные в нормативах работ.
- В техническом бюджете расходы по запчастям распределены по периодам в соответствии с графиком ППР
- Согласованную заявку принимает к исполнению менеджер отдела закупок. После проведения конкурсных закупок, выбранный поставщик в согласованном порту передает ТМЦ на судно.
- В техническом бюджете отражает факт расходования средств и задолженность перед поставщиком.
- Заказы на ремонт или изготовление уникальных позиций размещаются на заводах-исполнителях. При необходимости проводится передача подлежащего оборудования и его возврат на судно в новом качестве.
- Факт поступления ТМЦ на судно проводится в учете, увеличивает складские запасы судна и учитывается для инвентаризации.
- В момент отражения выполнения работ автоматически проводится списание фактически использованных запчасти и расходных материалов.
- По заявкам на ремонт формируются акты, регистрирующие факт выполнения работ. Является одной из основных оперативных процедур в Судовом модуле.
Масштаб проекта:
- длительность проекта — 18 месяцев;
- команда проекта (со стороны исполнителя) — до 30 человек одновременно;
- более 250 удаленных подразделений (теплоходов);
- автоматизировано — 700 рабочих мест (АРМ);
- 10 справочников загруженных в систему;
- 170 обучающих видео-уроков общей длительностью более 15 часов;
- трудозатраты проекта 28 594 человеко-часов.
Развитие отраслевого решения «Судовой модуль»
Существенное развитие в ходе проекта получило оригинальное решение на платформе «1С» — «Судовой модуль». Решение позволяет поддерживать постоянную связь между судами и береговыми службами даже с учетом недосягаемости наземных сетей связи во время рейсов. Экипаж судна может в автономном режиме регистрировать события на борту, передавать информацию, вести учет ТМЦ, планировать ремонтные работы, а также получать от береговых служб распоряжения, сведения об исполнении заявок на снабжение и другое.
Новый отраслевой блок управления судовой безопасностью (СУБ)
Соблюдение национальных и международных стандартов безопасности важная часть работы судоходной компании. Решение помогает обеспечить безопасность для экипажей, безаварийной эксплуатации судов и окружающей среды.
Для усиления контроля за исполнением СУБ, для повышения качества и оперативности обмена информацией (между судами и береговыми службами) был разработан одноименный блок функционала, который позволяет:
- вести учет и контролировать сроки действия судовых документов (сертификатов и свидетельств);
- составлять и контролировать план-графики мероприятий системы управления безопасностью (учений, тревог, проверок);
- регистрировать результаты проведения внутренних и внешних аудитов (проверок);
- совместно с береговыми службами контролировать исполнение выявленных несоответствий (замечаний),
- вести доклад с судна по установленной форме о выявленных технических недостатках, о состоянии безопасности, об инцидентах на борту;
- вести электронный архив документации СУБ и обеспечивать доступ к их актуальным редакциям на судах, контролировать своевременное получение судами выпущенных корректур;
- вести обмен приказами, циркулярами и другими сообщениями с береговыми службами.
Инфо-окна (дашборд)
Реализован удобный инструмент для визуализации показателей одновременно и в судовом, и в береговом модуле индивидуально под задачи каждого сотрудника. Данный инструмент выполняет роль стартовой страницы: в максимально доступном виде привлекает внимание к поручениям, событиям и показателям, по которым необходима реакция экипажей, либо сотрудников береговых служб. В наглядном виде на одном экране обобщают важные задачи (поручения), события и показатели о жизнедеятельности судна. При необходимости позволяет открыть расшифровку каждого показателя, сэкономив время на поиске и настройке соответствующего отчета.
Рисунок 3. Пример инфо-окна пользователя
Масштаб организационный изменений
В период проекта произошли 3 серьезных организационных изменения:
- Завершилась трансформация организационной структуры управления и переход к целевой модели бизнес-процессов.
- Проведено объединение судоходных активов внутри Транспортного холдинга. Это привело к необходимости объединить учетные системы.
- Передача функций бухгалтерского учета, налогового учёта, кадрового администрирования и расчёт заработной платы на аутсорсинг.
Вышеприведенные изменения учитывались в ходе реализации проекта и поддерживались на уровне программного продукта.
Проект охватил цифровизацию трех крупных процессов управления:
- Техническое обслуживание и ремонт судового оборудования,
- Судовое снабжение ТМЦ и услугами подрядчиков,
- Управление безопасностью судовождения.
Ключевые результаты проекта:
- Минимизирован риск заказа неликвида за счет формирования заявок с привязкой к конкретному оборудованию.
- Снижен риск заказа некомплекта оборудования для проведение ремонтных работ за счет формирования заявок на поставку ТМЦ из технологической карты оборудования.
- Сокращено время на уточнение статуса заявки, благодаря разработанному инфо-окну пользователя.
- Ремонтные работы и планирование поставок ТМЦ проводятся по графикам планово-предупредительных работ с учетом текущих наработок и проведенных ранее ремонтов. Исключено невыполнение сроков работ или их срывов, а также снижен риск потери информации при смене экипажей.
- Повышено качество выполнения ремонтных работ за счет создания технических карт и инструкций по ремонту.
- Информация по судовым документам централизована и систематизирована, что гарантирует быстрый доступ.
- Отчеты о прошедших внутренних или внешних проверках, а также несоответствия и замечания фиксируются в системе. Усилен контроль за сроками на их устранение.
- Настроены оповещения о необходимости проведения освидетельствований и проверок.
- Автоматизирована загрузка актуальных данных из Российского морского регистра судоходства.
Новая система прошла промышленную эксплуатацию на 4-х пилотных судах. Ведется тираж решения на весь флот компании.
Ожидаемые результаты проекта после окончания тиражирования:
- Сокращение непроизводительных простоев флота: в 2022 году — не выше 281 суток, 2023 году — не выше 187 суток, в 2024 году — не выше 94 суток.
- Сокращение затрат на сменно-запасные части в размере 103,4 млн руб за период 2022 года по 2026 год.