Агрокомбинат «Горьковский» создал интегрированную систему учета и управления на базе современного отраслевого решения «1С:Предприятие 8. ERP Агропромышленный комплекс». В рамках проекта внедрены подсистемы типового и отраслевого функционала. Это позволило вести учет для целей ЕСХН. Была организована схема работы с заказами на производстве без спецификаций, что позволило учесть особенность накопления и распределения затрат при производстве овощей в закрытом грунте. Все это привело к сбалансированному распределения затрат на протяжении срока выращивания и сбора готовой продукции.
Агрокомбинат «Горьковский» — это крупное тепличное хозяйство в Нижегородской области, производящее круглый год овощную продукцию. Численность работников более 300 человек. Из 30 га теплиц в регионе агрокомбинату принадлежит 19,5 га. Предприятие ежегодно поставляет в торговые сети Нижнего Новгорода 5000 т огурцов, 1 000 т томатов, 1,2 млн шт. салата и 1,3 млн шт. срезки тюльпанов, роз, лилий.
Цель проекта: реализовать комплексное решение для создания и автоматизации системы управления в агрокомбинате «Горьковский».
Задачи проекта:
- автоматизация процессов производственного учёта и планирования в растениеводстве;
- учет работ и готовой продукции, управление затратами и расчет себестоимости;
- учет работы автотранспорта и ГСМ;
- автоматизация управления складом и запасами;
- автоматизация управления продажами и взаимоотношениями с клиентами;
- автоматизация управления персоналом и расчета заработной платы;
- автоматизация управление финансами, бюджетирование, казначейство;
- отражение сельхоздеятельности в учете, подготовка и сдача отчетность агропромышленного комплекса;
- автоматизация регламентированного учета.
Управление и учет в агрокомбинате «Горьковский» до внедрения осуществлялось на устаревшем решении «1С:Предприятие 8. Управление сельскохозяйственным предприятием». В связи с тем, что данное решение было снято вендором с продаж и поддержка осуществляется в ограниченном объеме, то в 2020 году возникла необходимость перехода на новую информационную систему. Руководство агрокомбината рассмотрело вариант перехода на современное отраслевое решение «1С:Предприятие 8. ERP Агропромышленный комплекс».
Интегрированная система учета и управления построена на базе современного отраслевого решения «1С:Предприятие 8. ERP Агропромышленный комплекс».
Схема архитектуры
Всего автоматизировано 50 рабочих мест в рамках 1 информационной базы. Обмен с ГИСМ и сторонними системами отсутствует (достаточного функционала решения).
Агрокомбинат «Горьковский» занимается выращивание овощной и цветочной продукции в закрытом грунте, применяя при этом ЕСХН. Выбирая между «1С:ERP Агропромышленный комплекс» и «1С:ERP Управление предприятием», было принято решение в пользу отраслевого решения из-за наличия функционала, необходимого для учета для целей ЕСХН.
На момент старта проекта, информации об аналогах данному проекту в «1С:ERP Агропромышленный комплекс» в открытом доступе обнаружено не было (встречались проекты по автоматизации выращивания в открытом грунте).
Все работы проводились в удаленном формате, с применением средств видеоконференцсвязи. Учитывая особенность накопления и распределения затрат при производстве овощей в закрытом грунте, была организована схема работы с заказами на производстве без спецификаций и использование базы распределения «Количество с учетом будущих выпусков». Тем самым удалось добиться сбалансированного распределения затрат на протяжении срока выращивания и сбора готовой продукции.
Для эффективной, прозрачной и бесперебойной работы продаж и склада процесс отгрузки был полностью автоматизирован, используя заказы клиентов и реализаций товаров и услуг, задания на перевозку, расходного ордера на товары, разработанное рабочее место по взвешиванию транспорта на въезде и выезде с применением промышленных весов, разработанное рабочее место для быстрой отгрузки со склада с применением промышленных весов, разработанное рабочее место по оперативной корректировке цепочки документов (заказы, реализации и расходные ордера на товары). В результате каждый шаг отгрузки контролируется. Учтена особенность распределения затрат в теплицах между готовой продукцией с учетом коэффициентов метро-дней.
Автоматизирована работа собственного розничного магазина, а также собственного садового павильона со специализированными интерфейсами для касс самообслуживания.
Из-за необходимости проведения отгрузок с 02.01.2022 г. продуктивная миграция данных, выверка и донастройка данных в части НСИ была проведена в первой половине ноября 2021 года. После закрытия и сдачи годовой отчетности в конце января выполнялась загрузка начальных остатков по регламентированному учету и дозагрузка НСИ. С целью исключения дублей в НСИ, типовой загрузчик остатков был доработан. Таким образом, удалось плавно начать работу с системой, подготовив систему к старту работ.
По итогам внедрения отраслевого решения «1С:ERP Агропромышленный комплекс» агрокомбинат «Горьковский» получил комплексное решение по автоматизации системы управления, которое соответствует поставленным задачам. В единой базе взаимодействуют сотрудники подразделений:
- отдела продаж;
- розничного магазина;
- садового павильона;
- центрального склада и склада материалов;
- производственных теплиц;
- экономического отдела;
- ремонтно-технологической службы;
- машино-тракторного парка;
- автогаража;
- службы микроклимата;
- бухгалтерии;
- отдела кадров.
Благодаря отраслевому функционалу программного продукта «1С:ERP Агропромышленный комплекс», в рамках проекта удалось организовать учет работ, выполняемых сотрудниками в теплицах по сдельным нарядам, а также учет работ машино-тракторного парка и автотранспорта, путем формирования путевых листов, что в дальнейшем позволило начислять заработную плату по сдельной оплате труда.
По итогам внедрения новой информационной системы на базе программного продукта «1С:ERP Агропромышленный комплекс» и ее эксплуатации в течение полугода компания может отметить ряд результатов, а именно:
- процессы стандартизированы и регламентированы, работа сотрудников стала упорядочена;
- все операции, совершаемые пользователями, прозрачны и прослеживаются;
- консолидированная информация позволяет оперировать сразу несколькими показателями и повышать качество принимаемых решений;
- централизация и упорядочивание производственных процессов позволили получить корректную себестоимость, оценить рентабельность продаж и скорректировать свою стратегию;
- ролевая модель доступа позволила разграничить права между пользователями, тем самым обеспечить безопасность данных и сконцентрировать сотрудника на выполнение своих должностных обязанностей;
- отдел продаж быстрее оформляет заказы и отгрузочные документы, полностью сосредоточив учет в системе, отказавшись от параллельного учета в Microsoft Excel;
- доработанный функционал ускорил работу склада при приемке и отгрузке, сосредоточив все функции в едином месте, значительно увеличив пропускную способность на этапе отгрузки;
- заместитель генерального директора по экономике и финансам организовл процессы согласования заявок на расходование ДС и планирования оплат;
- производственная служба организовала процесс планирования объемов производства на год;
- централизованное планирование и отражение финансовых операций позволяет руководству оперативно собирать необходимую для анализа информацию и принимать управленческие решения.
Экономический эффект от внедрения:
- трудозатраты в подразделениях сократились на 10%;
- управленческая отчетность формируется на 10% быстрее;
- регламентированная отчетность формируется на 10% быстрее;
- объемы материальных запасов снизились на 1%;
- расходы на материальные ресурсы сократились на 2%;
- производственные издержки уменьшились на 2%;
- операционные и административные расходы снизились на 4%;
- оборачиваемость складских запасов выросла на 1%;
- сроки исполнения заказов / оказания услуг сократились на 5%;
- себестоимость продукции снизилась на 1%;
- объем выпускаемой продукции вырос на 3%;
- прибыль увеличилась на 10%;
- заказы обрабатываются на 30% быстрее;
- производительность труда в производстве выросла на 4%;
- длительность простоев оборудования сократилась на 3%;
- дебиторская задолженность снизилась на 5%.
Роман Катаев, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО Агрокомбинат «Горьковский»
Процесс перехода на новую систему был достаточно комфортным, так как переходили по основным бизнес-процессам, а отраслевая составляющая нового продукта позволила снизить затраты на внедрение. В перспективе развитие системы для производства, расширение функциональности в рамках процессов контроля качества на производстве и управленческой отчетности.