Компания «Вкусвилл» обеспечила информационное взаимодействие с налоговым органом в рамках налогового мониторинга с помощью решения «1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО». Благодаря этому сократился документооборот между «Вкусвилл» и ФНС, обеспечена прозрачность данных, предоставляемых в налоговые органы, работа налоговых инспекторов с компанией стала более удобной и эффективной.
«ВкусВилл» — российская розничная сеть супермаркетов и собственная торговая марка продуктов для здорового питания. «ВкусВилл» занимает лидирующие позиции по темпам роста доставки продуктов в России и № 3 по объему онлайн-продаж после Х5 и «Сбермаркета».
Внедрение налогового мониторинга в компании «Вкусвилл» потребовалось для решения целого ряда задач:
- сократить количество камеральных и выездных налоговых проверок, тем самым освободить время сотрудников, как со стороны ФНС, так и со стороны организации;
- реализовать возможность получать мотивированное мнение налогового органа, для избежания ошибок в налоговых вопросах;
- сократить сроки налоговых проверок с 5 лет, до 1 года и 9 месяцев;
- получить возможность предупреждения штрафов по итогу проверок;
- сократить количество предоставляемых документов (расходовать меньше бумаги и сохранять природу, т.к. одно из направлений компании «Вкусвилл», помимо здорового питания, это экология и забота о нашей планете);
- снизить трудозатраты на сопровождение налогового контроля;
- вести открытый диалог с налоговым органом и ускорить взаимодействие и решение каких-либо вопросов.
До реализации проекта налоговый учет характеризовался:
- отсутствием прямой коммуникации в сдаче налоговой декларации с налоговыми органами;
- высокими трудозатратами на сопровождение налоговых проверок;
- большим количеством истребуемых при налоговой проверке документов.
Система налогового мониторинга построена на базе решения «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».
Основной корпоративной системой для ведения управленческого, складского и товарного учета является самописная информационная система «Финансы». В ней создается вся первичная документация. Бухгалтерский и налоговый учет учет ведется в системе на базе «1С:Бухгалтерия КОРП», редакция 2.0. Система налогового мониторинга интегрирована со следующими корпоративными системами компании:
- ИС Финансы.
- ИС Бухгалтерия 2.0.
Между данными корпоративными системами и системой «Налоговый мониторинг» обеспечен обмен данными, правила обмена реализованы через типовую конфигурацию «Конвертация данных».
Схема архитектуры
Для перехода на данную систему взаимодействия с ФНС сперва потребовалось узнать критерии, по которым организация может участвовать в данной системе. Ими оказались организации:
- заплатившие больше 100 млн руб. налогов (по итогам прошлого года);
- имеющие доходы более 3 млрд руб.;
- имеющие активы более 1 млрд руб..
- «Вкусвилл» подходил под данные требования.
Вторым этапом повестки стало формирование необходимой документации. Необходимо было подготовить пакет документов:
- Заявление (форма по КНД 1110301).
- Регламент информационного взаимодействия.
- Учетная политика по НУ.
- Сведения о взаимозависимых лицах.
- Документы о системе внутреннего контроля.
Данные вопросы были решены управлением по финансовому контролю и учету компании «Вкусвилл».
Параллельно с этапам подготовки документов шел третий этап: автоматизация и внедрение программного решения для обеспечения налогового мониторинга.
Так как решение «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» базируется на основе конфигурации «1С:Бухгалтерия 3.0», то было принято решение создать отдельную пустую базу и переносить данные туда из основной рабочей базы, работающей под управлением конфигурации «1С:Бухгалтерия 2.0№. Обмен было решено реализовать, используя типовую конфигурацию «Конвертация данных».
Правила обмена фактически были разработаны с нуля. За основу были взяты типовые правила между конфигурациями Бухгалтерия 2.0 — Бухгалтерия 3.0, но данные правила были переработаны на 90%. Доработка правил ведется до сих пор.
После доработки правил обмена был настроен автоматизированный обмен — выгрузка из рабочей базы бухгалтерии и загрузка в базу налогового мониторинга. Сама база была развернута на отдельном сервере для обеспечения высокого быстродействия и стабильности работы, чтобы у инспекторов, работающих с базой, всё работало устойчиво, быстро и без сбоев. IT-служба компании «Вкусвилл» развернула VPN-соединение с ФНС . После этого база была опубликована для работы в режиме Web-клиента.
Для работы сотрудники ФНС:
- подключают VPN-соединение с компанией «Вкусвилл»;
- открывают Web-браузер (Google Chrome, Mozilla etc);
- переходят по адресу, по которому опубликована база мониторинга;
- логинятся в базу и работают с ней.
Следующим этапом были реализованы отчеты для сверки прогруженных в базу мониторинга данных. Данные отчеты позволили аналитикам проводить сверку абсолютно по всем счетам и по всей аналитике между базами мониторинга и рабочей базой бухгалтерии. В случае «потерь» каких-либо объектов, данные сверки позволяют повторно перегрузить эти документы. В настоящее время разрабатывается механизм глобальной первичной авто-сверки (после закрытия месяца в рабочей базе), для того, чтобы освободить аналитиков от скрупулезной сверки и обеспечить быстроту проверки данных.
Снизились трудозатраты по предоставлению налоговому органу документов
Внедрение системы налогового мониторинга позволило решить следующие задачи:
- сократить документооборот между «Вкусвилл» и ФНС;
- обеспечить прозрачность данных, предоставляемых ФНС;
- сделать работу инспекторов ФНС с компанией «Вкусвилл» более удобной и эффективной;
- освободить рабочее время сотрудников управления по финансовому контролю и учету"
- сократить количество камеральных и выездных проверок со стороны ФНС;
- начать вести открытый диалог с сотрудниками ФНС, что опять-таки повысило эффективность взаимодействия.
В результате использования информационной системы удалось получить экономический эффект в части усиления контроля по выполнению требований налогового законодательства. На 30% снизились трудозатраты по предоставлению налоговому органу документов, подтверждающих факты хозяйственной деятельности в рамках налогового контроля в форме налогового мониторинга. У налогового органа появилась возможность постоянного доступа к первичным документам компании, что позволяет отказаться от бумажных копий.