||
Краткое описание

Атомтрубопроводмонтаж построил комплексную систему управления на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». Внедрение позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления, который охватывает большинство служб и отделов. Оперативное управление компанией стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.

АО «Атомтрубопроводмонтаж»
Заказчик

АО «АТМ» («Атомтрубопроводмонтаж») занимается производством и поставкой деталей, сборочных единиц трубопроводов высокого и низкого давлений для атомных и тепловых станций, а также для объектов газонефтехимического комплекса. На предприятии работает более 400 человек. Входит в ГК «Росатом».

1
Цели и задачи

Цель проекта: повысить управляемость и прозрачность бизнеса при увеличении масштабов деятельности предприятия, обеспечить менеджмент данными для принятия управленческих решений.

Задачи проекта:

  1. Своевременно исполнять обязательства перед клиентами.
  2. Повысить эффективность операционной деятельности (продажи, закупки, производство, логистика, финансы, учет).
  3. Обеспечить менеджмент компании прозрачной (достоверной) оперативной информацией для принятия управленческих решений.
2
Ситуация до старта проекта

Предпосылки проекта

Выход «АТМ» на поставки для зарубежных станций и инвестирование в создание нового производства привело к значительному увеличению масштабов деятельности предприятия — это потребовало развития инструментов информатизации управления. Ключевая проблема: отсутствовал инструментарий для целостного управления деятельностью компании, что повышало риск не достичь поставленных целей по масштабированию бизнеса, не позволило бы исполнять заказы в срок и обеспечить возврат вложенных акционерами средств. Старая ИТ—структура не позволяла работать с новыми стандартами, диктующими иностранными заказчиками. Ввиду этого было принято решение о внедрении системы ERP-класса, которая позволила бы повысить управляемость, прозрачность и эффективность предприятия при масштабировании бизнеса.


Проблематика до старта проекта:

  1. Прежняя IT-система не отвечала требованиям быстрорастущего бизнеса.
  2. Ведение оперативного учета было очень трудоемко: разрозненность информации, низкое качество НСИ, несколько систем (перенос данных вручную), файлы Excel, ошибки, многократный ручной ввод данных, отсутствие требуемых данных.
  3. Низкий уровень взаимодействия подразделений: разные инструменты учета, данные одного подразделения часто не соответствовали данным другого подразделения.
  4. Отсутствовала прослеживаемость ТМЦ на производстве: невозможность оперативного получения точной информации о заказе и материалах, рост неликвидных запасов, простой мощностей.

Руководство компании приняло решение о создании единой информационной системы управления на базе «1C:ERP Управление предприятием».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

В октябре 2017 года в «АТМ» стартовал проект комплексной автоматизации на базе информационной системы «1С:ERP Управление предприятием».

Проект начался с разработки «Дорожной карты проекта автоматизации на базе 1С:ERP», т.е. был проведен «нулевой» цикл проекта. В результате был согласован план внедрения 1С:ERP (очередность, объемы, результаты внедрения по очередям) с учетом альтернативных путей и минимизации потенциальных узких мест. Компания получила стратегически важный документ, который дал пошаговое представление процесса внедрения и помог сформировать единое согласованное видение проекта у руководства компании и ключевых пользователей проекта, что и послужило основанием к принятию решения о реализации проекта.

К апрелю 2019 года были реализованы 1-я и 2-я очереди проекта — контуры «Операционная деятельность» и «Учет».

В ходе внедрения были выполнены следующие этапы:

  1. Моделирование процессов: разработаны модели бизнес-процессов «Как есть» и «Как будет».
  2. Функциональное моделирование.
  3. Проектирование и разработка технических заданий.
  4. Конфигурирование 1С:ERP в соответствии с техническими заданиями.
  5. Подготовка системы к запуску.
  6. Опытно-промышленная эксплуатация.

В первую очередь запущены логические блоки из контура «Операционная деятельность. К августу 2018 года была полностью автоматизирована цепочка: Продажа — Производство — Закупка — Склад.

Функциональный объем 1-й очереди:

  1. Нормативно-справочная информация.
  2. Управление продажами.
  3. Управление производством.
  4. Управление закупками и складами.

В рамках пилотного проекта «Внедрение системы штрихкодирования на участке по производству отводов методом гиба труб» реализован следующий функционал:

  1. Обеспечение прослеживаемости движения ТМЦ по этапам производства.
  2. Раскрытие фактического состава изделия в маршрутных картах.
  3. Отслеживание выполнения технологических операций и учет трудозатрат.
  4. Планирование и мониторинг загрузки оборудования.

В декабре 2018 года стартовала вторая очередь автоматизации — внедрение функционального модуля «Бухгалтерский и налоговый учет».

Функциональный объем 2-й очереди:

  1. Учет ОС, НМА, учет амортизации ОС в разрезе заказов.
  2. Учет в бухгалтерском учете спецодежды и МПЗ стоимостью до 40 000 руб. (с возможностью распределения на заказы).
  3. Отражение затрат и себестоимости в бухгалтерском учете.
  4. Отражение в бухгалтерском учете материальных запасов на складах и в подразделениях предприятия в разрезе единого справочника материалов.
  5. Учет товаров, готовой продукции.
  6. Учет оказанных услуг, в том числе по выполненным этапам незавершенных работ.
  7. Учет движений денежных средств.
  8. Учет взаиморасчетов по видам.
  9. Учет по кредитам и займам.
  10. Отражение движений ТМЦ выданных/полученных в переработку на основании данных оперативного контура.
  11. Отражение взаиморасчетов с переработчиком и давальцем.

30 апреля 2019 года система введена в промышленную эксплуатацию. Автоматизировано 60 рабочих мест.

Очереди проекта

4
Особенности и уникальность проекта

В самом начале система «1С:ERP Управление предприятием» внедрялась собственными силами компании. Но проект оказался сложной, ресурсоемкой задачей для компании — это привело к привлечению квалифицированного подрядчика с опытом реализации подобных проектов. Таким подрядчиком стала компания «АртАйТи». 

В реализации проекта появилась технология внедрения 1C:ERP, особенностями которой являются разработка Дорожной карты проекта и моделирование бизнес-процессов. С самого начала в проект были вовлечены руководители компании, владельцы процессов и ключевые пользователи. Вовлечение строилось вокруг бизнес-контекста проекта и модели процессов компании. А также демонстраций, например, контрольного примера. Это стало одним из факторов успешного внедрения проекта. 

Работа была построена следующим образом:

  1. Совместная разработка дорожной карты проекта, которая сформировала согласованное видение проекта. Выделение управляемых очередей проекта. Оценка рисков. Это позволило осознанно принять решение о проекте и существенно снизить риски проекта, создать основу для управления проектом.
  2. Моделирование бизнес-процессов (модель процессов «Как есть» и «Как будет»), входящих в объем проекта, для осознанного принятия решений о процессных и организационных изменениях. Данный этап является подготовкой фундамента для автоматизации.
  3. И только потом — поддержка изменений автоматизацией.

Технология помогла понять, что проект внедрения 1С:ERP — это прежде всего проект организационных изменений.

В ходе моделирования процессов выявлен существенный объем необходимых организационных изменений, например:

  1. Изменение организационной структуры предприятия.
  2. ПТО филиала — стали инициаторами кодирования и формирования справочника «Номенклатура», первоисточником и ответственными за формирование ресурсных спецификаций и маршрутных карт в едином информационном пространстве.
  3. Управление учета контрактов и ценообразования — стали потребителями данных от конструкторского отдела и ПТО, а не дублером занесения данных для дальнейшего своего использования.
  4. Производство больше не направляет бумажные заявки на материалы в отдел материально-технического обеспечения, всю потребность показывает отчет по дефициту.
  5. Ушли от формирования бумажного отчета по выпуску — смотрят в системе.
  6. Автоматизировали процесс мониторинга исполнения заказов — усилили прозрачность производственных процессов. 

Как технология помогла в реализации организационных изменений:

  1. Вовлеченность ключевых сотрудников увеличилась — они поняли, что организационные изменения коснутся именно их, и поняли, за что будут отвечать.
  2. Решения о доработках системы принимались осознанно, поскольку опирались на бизнес-потребности компании.
  3. Появились конкретные ответственные за каждый бизнес-процесс, что заставило людей ответственно подходить к требованиям системы.

 

Этапы проекта 

5
Результаты проекта

Ключевые результаты внедрения системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» в АО «АТМ:

  1. Оперативное управление компанией за счет автоматизации основных бизнес-процессов стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.
  2. Произошли качественные изменения организационного взаимодействия подразделений и глубина их взаимодействия, существенно повысилась прозрачность взаимодействия и понимание руководителями подразделений реальной ситуации. Изменилось качество взаимодействия между сотрудниками подразделений за счет внедрения процессного подхода на предприятии.
  3. Повышена достоверность информации оперативного контроля и анализа данных.
  4. Устранено дублирование ввода первичной информации.
  5. Хозяйственные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
  6. Повышена достоверность учета основных средств и затрат по направлениям.
  7. Организован удобный доступ к накопленной информации, расширены возможности для анализа информации.
  8. Обеспечена единая методология учета.

Создание информационной системы управления в «АТМ» позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления, который охватывает большинство служб и отделов предприятия.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
64
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Директор по экономике и финансам АО «Атомтрубопроводмонтаж»
Сергей Латонов
ERP — это нервная система всего живого организма, от которой нельзя избавиться и которую нельзя завести в болезненное состояние, поскольку, если система не будет функционировать, произойдет разрыв всех жизненных процессов предприятия.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
05 апреля 2024
На Едином онлайн-семинаре 1С более 51 500 слушателей узнали о новшествах учета, налогообложения и автоматизации

3 апреля состоялся Единый онлайн-семинар 1С. К интернет-трансляции подключились более 51 500 бухгалтеров, руководителей и ИТ-специалистов по всей стране. В каждом из 10 часовых поясов Единый семинар стартовал в 10:00 по местному времени. Разработчики и методисты фирмы «1С» рассказали об актуальных изменениях законодательства, о новых возможностях программ и сервисов 1С. В ходе мероприятия слушателей в онлайн-режиме консультировали специалисты 329 партнеров – 1С:Франчайзи.

03 апреля 2024
Профкейс: создан чек-лист проверки качества составления плана-графика проекта

Чек-лист размещен в базе знаний «Методические материалы для РП и аналитиков» раздел «Бюджет проекта и тендеры»