Атомтрубопроводмонтаж построил комплексную систему управления на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». Внедрение позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления, который охватывает большинство служб и отделов. Оперативное управление компанией стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.
АО «АТМ» («Атомтрубопроводмонтаж») занимается производством и поставкой деталей, сборочных единиц трубопроводов высокого и низкого давлений для атомных и тепловых станций, а также для объектов газонефтехимического комплекса. На предприятии работает более 400 человек. Входит в ГК «Росатом».
Цель проекта: повысить управляемость и прозрачность бизнеса при увеличении масштабов деятельности предприятия, обеспечить менеджмент данными для принятия управленческих решений.
Задачи проекта:
- Своевременно исполнять обязательства перед клиентами.
- Повысить эффективность операционной деятельности (продажи, закупки, производство, логистика, финансы, учет).
- Обеспечить менеджмент компании прозрачной (достоверной) оперативной информацией для принятия управленческих решений.
Предпосылки проекта
Выход «АТМ» на поставки для зарубежных станций и инвестирование в создание нового производства привело к значительному увеличению масштабов деятельности предприятия — это потребовало развития инструментов информатизации управления. Ключевая проблема: отсутствовал инструментарий для целостного управления деятельностью компании, что повышало риск не достичь поставленных целей по масштабированию бизнеса, не позволило бы исполнять заказы в срок и обеспечить возврат вложенных акционерами средств. Старая ИТ—структура не позволяла работать с новыми стандартами, диктующими иностранными заказчиками. Ввиду этого было принято решение о внедрении системы ERP-класса, которая позволила бы повысить управляемость, прозрачность и эффективность предприятия при масштабировании бизнеса.
Проблематика до старта проекта:
- Прежняя IT-система не отвечала требованиям быстрорастущего бизнеса.
- Ведение оперативного учета было очень трудоемко: разрозненность информации, низкое качество НСИ, несколько систем (перенос данных вручную), файлы Excel, ошибки, многократный ручной ввод данных, отсутствие требуемых данных.
- Низкий уровень взаимодействия подразделений: разные инструменты учета, данные одного подразделения часто не соответствовали данным другого подразделения.
- Отсутствовала прослеживаемость ТМЦ на производстве: невозможность оперативного получения точной информации о заказе и материалах, рост неликвидных запасов, простой мощностей.
Руководство компании приняло решение о создании единой информационной системы управления на базе «1C:ERP Управление предприятием».
В октябре 2017 года в «АТМ» стартовал проект комплексной автоматизации на базе информационной системы «1С:ERP Управление предприятием».
Проект начался с разработки «Дорожной карты проекта автоматизации на базе 1С:ERP», т.е. был проведен «нулевой» цикл проекта. В результате был согласован план внедрения 1С:ERP (очередность, объемы, результаты внедрения по очередям) с учетом альтернативных путей и минимизации потенциальных узких мест. Компания получила стратегически важный документ, который дал пошаговое представление процесса внедрения и помог сформировать единое согласованное видение проекта у руководства компании и ключевых пользователей проекта, что и послужило основанием к принятию решения о реализации проекта.
К апрелю 2019 года были реализованы 1-я и 2-я очереди проекта — контуры «Операционная деятельность» и «Учет».
В ходе внедрения были выполнены следующие этапы:
- Моделирование процессов: разработаны модели бизнес-процессов «Как есть» и «Как будет».
- Функциональное моделирование.
- Проектирование и разработка технических заданий.
- Конфигурирование 1С:ERP в соответствии с техническими заданиями.
- Подготовка системы к запуску.
- Опытно-промышленная эксплуатация.
В первую очередь запущены логические блоки из контура «Операционная деятельность. К августу 2018 года была полностью автоматизирована цепочка: Продажа — Производство — Закупка — Склад.
Функциональный объем 1-й очереди:
- Нормативно-справочная информация.
- Управление продажами.
- Управление производством.
- Управление закупками и складами.
В рамках пилотного проекта «Внедрение системы штрихкодирования на участке по производству отводов методом гиба труб» реализован следующий функционал:
- Обеспечение прослеживаемости движения ТМЦ по этапам производства.
- Раскрытие фактического состава изделия в маршрутных картах.
- Отслеживание выполнения технологических операций и учет трудозатрат.
- Планирование и мониторинг загрузки оборудования.
В декабре 2018 года стартовала вторая очередь автоматизации — внедрение функционального модуля «Бухгалтерский и налоговый учет».
Функциональный объем 2-й очереди:
- Учет ОС, НМА, учет амортизации ОС в разрезе заказов.
- Учет в бухгалтерском учете спецодежды и МПЗ стоимостью до 40 000 руб. (с возможностью распределения на заказы).
- Отражение затрат и себестоимости в бухгалтерском учете.
- Отражение в бухгалтерском учете материальных запасов на складах и в подразделениях предприятия в разрезе единого справочника материалов.
- Учет товаров, готовой продукции.
- Учет оказанных услуг, в том числе по выполненным этапам незавершенных работ.
- Учет движений денежных средств.
- Учет взаиморасчетов по видам.
- Учет по кредитам и займам.
- Отражение движений ТМЦ выданных/полученных в переработку на основании данных оперативного контура.
- Отражение взаиморасчетов с переработчиком и давальцем.
30 апреля 2019 года система введена в промышленную эксплуатацию. Автоматизировано 60 рабочих мест.
Очереди проекта
В самом начале система «1С:ERP Управление предприятием» внедрялась собственными силами компании. Но проект оказался сложной, ресурсоемкой задачей для компании — это привело к привлечению квалифицированного подрядчика с опытом реализации подобных проектов. Таким подрядчиком стала компания «АртАйТи».
В реализации проекта появилась технология внедрения 1C:ERP, особенностями которой являются разработка Дорожной карты проекта и моделирование бизнес-процессов. С самого начала в проект были вовлечены руководители компании, владельцы процессов и ключевые пользователи. Вовлечение строилось вокруг бизнес-контекста проекта и модели процессов компании. А также демонстраций, например, контрольного примера. Это стало одним из факторов успешного внедрения проекта.
Работа была построена следующим образом:
- Совместная разработка дорожной карты проекта, которая сформировала согласованное видение проекта. Выделение управляемых очередей проекта. Оценка рисков. Это позволило осознанно принять решение о проекте и существенно снизить риски проекта, создать основу для управления проектом.
- Моделирование бизнес-процессов (модель процессов «Как есть» и «Как будет»), входящих в объем проекта, для осознанного принятия решений о процессных и организационных изменениях. Данный этап является подготовкой фундамента для автоматизации.
- И только потом — поддержка изменений автоматизацией.
Технология помогла понять, что проект внедрения 1С:ERP — это прежде всего проект организационных изменений.
В ходе моделирования процессов выявлен существенный объем необходимых организационных изменений, например:
- Изменение организационной структуры предприятия.
- ПТО филиала — стали инициаторами кодирования и формирования справочника «Номенклатура», первоисточником и ответственными за формирование ресурсных спецификаций и маршрутных карт в едином информационном пространстве.
- Управление учета контрактов и ценообразования — стали потребителями данных от конструкторского отдела и ПТО, а не дублером занесения данных для дальнейшего своего использования.
- Производство больше не направляет бумажные заявки на материалы в отдел материально-технического обеспечения, всю потребность показывает отчет по дефициту.
- Ушли от формирования бумажного отчета по выпуску — смотрят в системе.
- Автоматизировали процесс мониторинга исполнения заказов — усилили прозрачность производственных процессов.
Как технология помогла в реализации организационных изменений:
- Вовлеченность ключевых сотрудников увеличилась — они поняли, что организационные изменения коснутся именно их, и поняли, за что будут отвечать.
- Решения о доработках системы принимались осознанно, поскольку опирались на бизнес-потребности компании.
- Появились конкретные ответственные за каждый бизнес-процесс, что заставило людей ответственно подходить к требованиям системы.
Этапы проекта
Ключевые результаты внедрения системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» в АО «АТМ:
- Оперативное управление компанией за счет автоматизации основных бизнес-процессов стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.
- Произошли качественные изменения организационного взаимодействия подразделений и глубина их взаимодействия, существенно повысилась прозрачность взаимодействия и понимание руководителями подразделений реальной ситуации. Изменилось качество взаимодействия между сотрудниками подразделений за счет внедрения процессного подхода на предприятии.
- Повышена достоверность информации оперативного контроля и анализа данных.
- Устранено дублирование ввода первичной информации.
- Хозяйственные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
- Повышена достоверность учета основных средств и затрат по направлениям.
- Организован удобный доступ к накопленной информации, расширены возможности для анализа информации.
- Обеспечена единая методология учета.
Создание информационной системы управления в «АТМ» позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления, который охватывает большинство служб и отделов предприятия.