ЕВРАЗ построил информационную систему «Витрина данных» на базе решения «1С:Управление холдингом», чтобы повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами. В системе реализовано полное раскрытие показателей налоговой отчетности от налоговой декларации до скан-образа первичного документа. Внедрение позволо компании подтвердить статус добросовестного и ответственного налогоплательщика, снизить налоговые риски, существенно уменьшить трудозатраты на подготовку документов и информации по запросам сотрудников ФНС.
ООО «ЕВРАЗ» — это вертикально-интегрированная металлургическая и горнодобывающая группа компаний с активами в России, США, Канаде, Чехии и Казахстане. Входит в число крупнейших производителей стали в мире. В состав входят металлургические комбинаты, добывающие, горноперерабатывающие, торговые, сервисные и другие предприятия.
Цели проекта:
- Повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами.
- Повысить качество систем учета и внутреннего контроля.
- Повысить уровень автоматизации учетной и налоговой функций.
Задачи проекта:
Разработать новую информационную систему аналитическая «Витрина данных», представляющую собой единое структурированное хранилище учетных данных, документов и информации об исчислении и уплате налогов и предназначенную для информационного взаимодействия с российскими налоговыми органами в процессе проведения налогового мониторинга.
К участию в налоговом мониторинге допускаются только организации, соответствующие количественным (выручка, активы и сумма уплаченных налогов) и качественным (уровень автоматизации и внутреннего контроля) критериям. При этом у заказчика соответствовали:
- количественным критериям — 20 предприятий;
- качественным критериям — 0 предприятий. Основные доработки требовались в части ИТ-систем.
Организация информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга осложнялась следующим:
- Необходимые налоговым органам данные и документы формируются и хранятся в нескольких учетных системах (до 10 ИС), реализованных на различных платформах.
- Часть операций не автоматизирована.
- Подходы компании к ведению учета существенно отличаются от типовых (разработан собственный план счетов, формы налоговых регистров и т.д.).
- На момент старта проекта отсутствовали полные и четкие требования налоговых органов к информационным системам, а также типовые решения на рынке ИТ.
Выбранное для разработки Витрины типовое решение на базе «1С:Управление холдингом» потребовало серьезной доработки для интеграции с существующей учетной системой заказчика на базе «1С:Бухгалтерии» — корпоративного шаблона «Единая Конфигурация Сервисных Предприятий» (ЕКСП), т.к.
- эти конфигурации имеют ряд существенных различий в подходах к ведению учета (в ЕКСП предусмотрено пять уровней субконто, а в «1С:Упраление холдингом» — три; в ЕКСП для ведения бухгалтерского и налогового учета используются два разных плана счетов, а в «1С:Упраление холдингом» — один общий план счетов с присвоением признака БУ/НУ каждой проводке) и др;
- используемая заказчиков конфигурация ЕКСП являются очень сильно измененной и доработанной конфигурацией «1С:Бухгалтерии», по сравнению с типовыми решениями 1С.
Информационная система «Витрина данных» построена на базе решения «1С:Управление холдингом».
Схема архитектуры
Проект реализовывался в условиях сжатых сроков и высокой неопределенности, полные и четкие требования со стороны налоговых органов отсутствовали, а имевшиеся нормативные документы находились в процессе непрерывной корректировки и доработки. Типовые решения «Витрин данных» для налогового учета находились в стадии разработки, а опыт их практической адаптации к специфике конкретных заказчиков отсутствовал.
Сокращение трудозатрат в подразделениях
Внедрение «Витрины данных» позволило компании:
- Повысить имидж компании и подтвердить статус добросовестного и ответственного налогоплательщика.
- Повысить эффективность и оперативность взаимодействия с налоговыми органами, а также получить новый способ получения и предоставления информации в онлайн формате. Снизить налоговые риски путем:
- сокращения возможных доначислений, пеней и штрафов за счет возможности получения мотивированного мнения налоговых органов по совершенным и планируемым сделкам;
- сокращения общего срока проверки налогового периода с 5 лет до 1 года 9 месяцев.
- Существенно снизить трудозатраты на подготовку документов и информации по запросам налоговых органов.
- Отказаться от проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
- Снизить трудозатраты на ведение налогового учета и формирование отчетности.
- Повысить уровень автоматизации, качество учетной функции и уровень организации внутреннего контроля.
- Организовать вступление в налоговый мониторинг и участие в нем без увеличения штата сотрудников.
При этом заказчик:
- Стал одним из первых участников налогового мониторинга в Межрегиональной ИФНС России № 10 по крупнейшим налогоплательщикам (г. Екатеринбург).
- До 01.11.2020 реализовал предоставление полного пакета документов на вступление в налоговый мониторинг по новым требованиям ФНС России в электронном виде в формате XML (Регламент информационного взаимодействия, Учетная политика для целей налогообложения, Информация об СВК).
- Реализовал в «Витрине данных» полное раскрытие показателей налоговой отчетности от налоговой декларации до скан-образа первичного документа.
- Организовал информационное взаимодействие с налоговыми органами и предоставление информации об СВК без увеличения штата сотрудников и создания новых подразделений.
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях на 20%.