Консультанты Юникон Бизнес Солюшнс совместно с экспертами компании Норникель выполнили комплекс работ по построению интеграционного обмена между ERP-системой зарубежного вендора и «1С:Управление производственным предприятием». Проект объединил инструменты интеграции нескольких ERP-систем с банками через единый механизм. Это позволило сократить трудозатраты специалистов сервисной линии казначейства. Снизились риски неавторизованных платежей и ошибок, вызванных человеческим фактором.
ПАО «ГМК «Норильский никель» — лидер горно-металлургической промышленности России, а также крупнейший производитель палладия и первоклассного никеля и один из крупнейших производителей платины и меди. «Норникель» также производит кобальт, родий, серебро, золото, иридий, рутений, селен, теллур и серу.
Цели проекта:
Повысить эффективность и снизить риски осуществления платежей за счет использования единого инструмента исполнения и взаимодействия с банками, реализуемого на базе действующей учетной системы зарубежного вендора.
Задачи проекта:
Доработать «1С:Управление производственным предприятием» для обеспечения интеграционного обмена с банками по следующим информационным потокам:
- платежи в рублях и иностранной валюте;
- статусы исполнения платежей банком;
- внутридневные и итоговые банковские выписки и статус их обработки в 1С;
- документы валютного контроля: данные для постановки контракта на учет в уполномоченном банке, сведения о валютных операциях, справки о подтверждающих документах.
В 2022 году с целью повышения эффективности и снижения рисков осуществления платежей в группе компаний было принято решение о внедрении единого инструмента исполнения и обработки платежей и взаимодействия с банками. До проекта в группе компаний «Норильский никель» существовали разрозненные подходы к осуществлению платежей, что увеличивало трудозатраты и риски ошибок и не позволяло оперативно взаимодействовать с банками.
Проект по внедрению интеграционного обмена между системой зарубежного вендора и «1С:Управление производственным предприятием» в ПАО «ГМК «Норильский никель» реализован в сложной IT-среде с учетом масштабов группы компаний и интеграции с внешними банками. Ключевые показатели сложности:
- объем данных: ежедневная обработка тысяч транзакций, включая платежи в рублях и иностранной валюте, статусы исполнения, банковские выписки и документы валютного контроля;
- интеграция: обеспечен двусторонний обмен данными с несколькими банками через технологии H2H и НРД Транзит 2.0, а также возможность резервного взаимодействия через системы Клиент-Банк;
- решение позволяет централизованно обрабатывать сообщения, минимизируя разрозненность данных и используя стандартные API и открытые протоколы интеграции. Проект затронул настройку и доработку различных подсистем, таких как управление платежами, обработка банковских выписок, валютный контроль и администрирование банковских счетов.
Общий сценарий исполнения платежей включает интеграцию четырех информационных систем (ERP и кадровую систему зарубежного вендора, а также 1C и СОД), которым пользуются 79 юридических лиц при взаимодействии с 22 банками.
Создано 50+ рабочих мест в трех обслуживающих организациях.
Интеграционный сценарий исполнения платежей
ИТ-ландшафт ПАО «ГМК «Норильский никель» в части уровня ERP строится преимущественно на основе ERP-системы зарубежного вендора и «1С:Управление производственным предприятием» — для более чем 30 компаний группы, платежи которых исполняются централизованно общим центром обслуживания. Таким образом, одной из ключевых сложностей при реализации данного проекта оказалось принципиальное требование об обеспечении прозрачного интеграционного обмена между ERP-системой зарубежного вендора, «1С:Управление производственным предприятием» и опорными банками для следующих информационных потоков:
- платежи в рублях и иностранной валюте;
- статусы исполнения платежей банком;
- внутридневные и итоговые банковские выписки и статус их обработки в 1С;
- документы валютного контроля: данные для постановки контракта на учет в уполномоченном банке, сведения о валютных операциях, справки о подтверждающих документах.
Проект объединил инструменты интеграции нескольких ERP-систем с банками через единый механизм. В результате была выстроена двусторонняя прозрачная связь для всех ключевых финансовых операций. Такая реализация потребовала значительной доработки типового функционала «1С:Управление производственным предприятием», учитывающей специфику взаимодействия с банками, а также механизмы контроля ошибок интеграции и авторизации платежей. В частности, был расширен атрибутный состав заявки на расходование денежных средств, реализованы заявки для выполнения казначейских операций (покупка, продажа, конверсия иностранной валюты), доработаны статусные схемы согласования и исполнения заявок, модернизованы процедуры импорта банковских выписок и проверки, осуществляемые при импорте. Разработан блок документов, обеспечивающих соблюдение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (уникальный номер контракта, сведения о валютных операциях, сведения о подтверждающих документах, обязательная продажа валютной выручки), выполнены настройки интеграционного обмена в части отправки и приема интеграционных сообщений, обеспечено журналирование интеграционного обмена, реализованы форматы интеграционных XML-сообщений в соответствии со стандартом ISO20022 для платежей, выписок, документов валютного контроля.
В результате успешного внедрения данное решение покрыло все основные интеграционные потоки, задействованные в интеграционном обмене с банками. Реализация интеграционного решения позволила в том числе достичь следующих выгод:
- сокращение трудозатрат специалистов сервисной линии казначейства;
- снижение рисков неавторизованных платежей и ошибок, вызванных человеческим фактором.
- снижение риска получения штрафов за нарушения законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле.