||
Краткое описание

Автоматизация бухгалтерского, налогового и производственного учета, консолидация отчетности по стандартам МСФО в группе ОМЗ. Особенностью проекта стал его масштаб — холдинг территориально-распределен и объединяет более 60 предприятий. Перед проектом автоматизации требовалось провести большую методологическую работу, привести все предприятия к единой методологии учета. В результате проекта время раскрытия консолидированной отчетности группы сократилось в 5 раз, а время формирования консолидированной отчетности по МСФО сократилось на 25 %. При этом затраты на саму учетную функцию по холдингу сократились на 20 %.

«Объединенные машиностроительные заводы»
Заказчик

«Объединенные машиностроительные заводы» (группа ОМЗ, группа Уралмаш - Ижора) — лидер тяжелого машиностроения России. Интегрированный инжиниринговый и научно-производственный холдинг объединяет более 60 компаний, в том числе 13 крупных производственных и инжиниринговых предприятий. На предприятиях группы трудятся почти 21 тысяча человек.

1
Цели и задачи

Цель проекта: постановка и автоматизация бухгалтерского, налогового и производственного учета, консолидация отчетности по стандартам МСФО в группе ОМЗ. Задачи проекта:

  • обеспечение единой методологии учета по всей группе ОМЗ, поддержка специфики учета на предприятиях тяжелого машиностроения;
  • сокращение времени формирования и трансформации отчетности по МСФО;
  • повышение качества и прозрачности данных как в рамках отдельной единицы — компании холдинга, так и в Группе ОМЗ в целом;
  • снижение трудозатрат на ведение учета и освобождение персонала для решения новых задач;
  • сокращение затрат на сопровождение системы бухгалтерского, налогового и производственного учета.
2
Ситуация до старта проекта

«Рыночные условия требовали повысить эффективность, точность и оперативность учета, — рассказывает Наталья Полевая, главный бухгалтер группы ОМЗ. — Тем более что, помимо задачи получения прибыли, на холдинге лежит и высокая социальная ответственность. Ведь многие производства очень трудоемкие, и холдинг дает рабочие места почти 21 тысяче человек».

Один из способов повысить эффективность и точность учета — введение единой методологии учета по всей группе ОМЗ. Но унифицировать решение учетных задач оказалось непросто, так как на различных предприятиях группы ОМЗ (а их более 60-ти) учет был автоматизирован с помощью систем разных производителей. Да и сама степень их автоматизации была различной. К тому же на предприятиях разнились сами подходы к бухгалтерскому и налоговому учету, существовал различный документооборот, что затрудняло процесс формирования единой отчетности, требуемой руководством ОМЗ. Управляющая компания получала информацию в разной форме и с различным уровнем детализации. В результате было очень сложно консолидировать отчетность в соответствии со стандартами МСФО без потери данных.

Локальные, неунифицированные решения и отсутствие единой методологии учета вызывали целый ряд проблем:

  • был сильно затруднен, а во многих случаях невозможен контроль над выполнением предприятиями ОМЗ текущих требований законодательства по учетным функциям и по формам первичных документов;

  • практически невозможно контролировать правильность формирования единой консолидированной корпоративной отчетности;

  • приходилось решать отдельно для каждого предприятия задачи обмена данными с прочими информационными системами, что усложняло управление изменениями;

  • сопровождение нескольких локальных версий программного обеспечения приводило к серьезным затратам;

  • каждое предприятие вынуждено было самостоятельно решать вопросы поддержки и обновления своих учетных систем, зачастую имеющих ограниченную функциональность, недостаточную для предоставления отчетных данных управляющей компании. Возникали проблемы со сроками обновления и поддержки программного обеспечения.

«Наиболее активным участником и идеологом проекта со стороны управляющей компании стал главный бухгалтер, — отметил Павел Мышкин, генеральный директор «ОМЗ — Информационные технологии». — Она подключила к процессу все заинтересованные структуры, которые связаны с бизнес-процессами подготовки управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности — экономистов, финансистов, производственников, закупщиков и т. д.»

Ситуацию с унификацией учетных задач усложняла специфика бухгалтерского и налогового учета в тяжелом машиностроении, а также управленческого учета в группе ОМЗ, в том числе и требование формирования себестоимости в разрезе заказов с учетом переделов.

«В рамках проекта, — добавляет Наталья Полевая, — требовалось решить задачу автоматизации процесса подготовки машиностроительного сегмента консолидированной финансовой отчетности для акционера ОМЗ — Газпромбанка — в установленных им форматах — от начала ее формирования до момента выгрузки в систему Газпромбанка. А также обеспечить гибкость системы к изменениям сроков и формата подготовки отчетности, устанавливаемых акционером».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

В качестве инструмента использовались системы «1С:Управление производственным предприятием 8» и «1С:Консолидация 8». Фактически проект состоял из двух крупных подпроектов, связанных с созданием двух основных подсистем:

  • создание единой системы бухгалтерского и налогового учета для предприятия холдинга на базе «1С:Управление производственным предприятием 8», адаптация типовой системы с учетом специфики крупного холдинга тяжелого машиностроения, и тиражирование ее на все предприятия холдинга;
  • создание системы консолидации отчетности и трансформации ее в МСФО на базе «1С: Консолидация 8».

Проведена интеграция с несколькими системами.

  • «1С:Автоматизированная система финансового управления» – система, разработанная на платформе
  • «1С:Предприятие 8» для автоматизации планирования, бюджетирования и казначейского исполнения. Обмен данными в части платежных поручений, справочников «Контрагенты», «Договоры».
  • «1С:Зарплата и управление персоналом» – обмен данными в части начисления заработной платы.
  • «1С:Управление торговлей» – обмен данными в части прихода и движений по удаленному складу.

Упрощенно поток данных можно представить на следующей схеме:

Количество рабочих мест в системе «1С:Управление производственным предприятием 8» — 50. Количество пользователей «1С:Консолидации» — 120.

4
Особенности и уникальность проекта

Главные особенности проекта связаны с его масштабом и территориальной распределенностью холдинга. Предприятия группы ОМЗ находятся в Подмосковье, в Санкт-Петербурге, на Урале и за пределами Российской федерации.

В связи с требованиями руководства компании было принято решение адаптировать программный продукт «1С:Управление производственным предприятием 8». Доработки затронули практически все типовые блоки системы, были разработаны новые документы, справочники и роли, печатные формы и отчеты. В результате адаптации появились следующие возможности:

  • ведение более гибкого (по сравнению с типовым функционалом) аналитического учета финансовых вложений, в том числе расчета процента по ценным бумагам и займам выданным;
  • формирование дебиторской и кредиторской задолженности с учетом деления на долгосрочную и краткосрочную задолженность по условиям договора;
  • ведение аналитического учета спецодежды/спецоснастки выданной в разрезе подразделений;
  • расчет транспортно-заготовительных расходов по доставке материальных ценностей;
  • формирование налогового баланса, проведение межфилиальных расчетов;
  • расчет налога на прибыль по обособленным подразделениям;
  • восстановление НДС по косвенным расходам с учетом методологии предприятия;
  • расчеты с комитентом/комиссионером по услугам.

Создать команду, способную решать поставленные задачи в масштабах холдинга, оказалось непросто. Компании-исполнители — «ОМЗ — Информационные технологии» и «Галфинд» — работали на проекте в одной связке, дополняя друг друга, поскольку понимали, что в дальнейшем им придется вместе сопровождать этот проект. Специалисты внедренческой команды четко представляли себе, что сконцентрироваться на учете специфики предприятий и отказаться от типовой конфигурации — значит, в будущем увеличить затраты на ее поддержку. Приходилось постоянно придумывать «обходные пути», чтобы и типовую конфигурацию не сломать, и обеспечить необходимую функциональность в системе. В итоге сегодня обновление систем проводится в очень жесткие сроки — не более недели.

«Наиболее активным участником и идеологом проекта со стороны управляющей компании стал главный бухгалтер, — отметил Павел Мышкин. — Она подключила к процессу все заинтересованные структуры, которые связаны с бизнес-процессами подготовки управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности — экономистов, финансистов, производственников, закупщиков и т. д.». Акционер и руководители холдинга понимали необходимость данного проекта и на всех этапах оказывали активную поддержку.

5
Результаты проекта

Система бухгалтерского, налогового и производственного учета, а также консолидации отчетности по стандартам МСФО на базе «1С:Консолидация 8» и «1С:Управление производственным предприятием 8» охватила все предприятия холдинга. Основные результаты:

  • Обеспечено единство методологии учета по всей Группе ОМЗ.
  • Повысилась степень достоверности и прозрачности данных.
  • Существенно сократились сроки подготовки консолидированной финансовой отчетности Группы ОМЗ. Время раскрытия сформированной консолидированной отчетности сократилось в 5 раз.
  • Время формирования консолидированной отчетности по МСФО сократилось на 25 %.
  • Унифицирован метод отображения трансформационных корректировок при трансформации данных бухгалтерского учета в МСФО, этот процесс ускорен в 3 раза.
  • Затраты на саму учетную функцию по холдингу сократились на 20 %.
  • Отчет по сверке внутригрупповых оборотов сейчас делается в системе за три минуты, раньше он занимал два часа.
  • Унифицирован справочник контрагентов и договоров в рамках всей Группы ОМЗ. Все предприятия холдинга теперь работают в едином справочнике почти на 15 000 контрагентов.
6
Дополнительная информация о проекте

Сейчас продолжается тиражирование созданного типового решения на предприятия холдинга. Кроме того, в настоящее время на заводе Уралмаш идет проект по внедрению системы бюджетирования на новой системе «1С:ERP Управление предприятием 2.0». В перспективе по результатам этого проекта предполагается тиражирование созданного решения на другие предприятия группы ОМЗ. В дальнейшем планируется определить перечень задач, сходных для всех предприятий (например, «Казначейство»), и встроить их в единую типовую систему для предприятий холдинга, построить план-фактный анализ как в рамках бюджетирования, так и по МСФО. В более дальней перспективе обсуждается использование мобильных решений для доступа руководства группы ОМЗ к данным системы.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
170
Галфинд
Апрель 2013 —
Центральный федеральный округ РФ
Северо-Западный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
главный бухгалтер группы ОМЗ
Наталья Полевая
Благодаря внедрению системы были автоматизированы участки бухгалтерского, налогового учета. Это позволило значительно сократить трудозатраты компании, сделать учет прозрачным и исключить ряд ошибок, возникающих из-за человеческого фактора.
Новости
02 декабря 2024
Новое в версии 8.3.26 платформы «1С:Предприятие»

По запросам от партнеров и пользователей были расширены возможности аутентификации, сделан ряд доработок в системе взаимодействия, внедрен новый механизм уведомления клиента, расширены возможности журналирования и аудита, что особенно важно для корпоративных внедрений.

15 ноября 2024
Новый онлайн-курс «Искусственный интеллект и 1С. Курс на основе решений от 1С-Рарус. Большие языковые модели и распознавание речи - инструменты для бизнеса»

Участники познакомятся с принципами работы и возможностями ИИ, практикой применения ИИ в профессиональной деятельности. Получат навыки использования ИИ из ПП на платформе «1С:Предприятие 8». Обучатся эффективным запросам к большим языковым моделям.